Кто нас слушает?

Чьими услугами пользуются СБУ и остальные

«Сливы» из изрядно оскудевшего «Викиликса» продолжают достигать Украины. Об откровениях наших первых лиц и известных олигархов с американскими послами уже давно ничего не слышно, зато недавно на скандальном ресурсе был запущен проект The Spy Files. Это интерактивная карта мира, с указанием стран, в которых ведется мониторинг телефонных разговоров, SMS, интернет-соединений – в общем, используется весь арсенал для слежениями за гражданами. В Украине, по версии «Викиликс», такие услуги для соответствующих органов представляют две компании – харьковская Altron и киевская Delta SPE.

На сайте харьковской компании, которая «способствует укреплению национальной безопасности путем развития отечественных технологий», действительно, в числе клиентов указаны и МВД, и СБУ, и Минобороны, и налоговая, и даже «Укрзализныця». Плюс все мобильные операторы, работающие в формате GSM. В числе услуг «Алтрона» – «подбор оборудования для решения Ваших задач», «монтаж оборудования», «опытная эксплуатация оборудования на объекте заказчика». Оборудование – цифровые регистраторы речи, система контроля подвижных объектов и прочее, конечно, можно назвать предназначенным для слежки (например, вполне легальный контроль за перемещением грузов по GPS – по сути, тоже слежка). Но каким боком тут СБУ – осталось вопросом.

Насколько реально сотрудничество свпецслужб и прочих правоохранительных органов с такими сторонними компаниями, мы попросили прокомментировать экс-заместителя главы СБУ Александра Скипальского и первого заместителя председателя комитета Верховной Рады по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Геннадия Москаля.

{1-}

Александр Скипальский: «Не хватит у любой спецслужбы сил, чтоб за каждым следить».

Насколько законно сотрудничество МВД, СБУ и налоговой со сторонними фирмами, которые предлагают такое оборудование?

Про эти фирмы я не слышал, но в соответствии с законом про оперативно-розыскную деятельность как раз перечисленные вами структуры имеют право бороться с преступностью, в том числе, такими методами. Поэтому они просто должны иметь соответствующие технические возможности. В законе четко описано, кто имеет право давать такие санкции на организацию контроля – раньше это была прокуратура, сейчас – суд.

Так что тут никакой сенсации нет. Другое дело, что сейчас масса нелегальных технических возможностей, которыми можно пользоваться, – например, различные устройства завозятся через частные фирмы под видом служб безопасности банков. Лет 10 тому назад стоимость такого мобильного подвижного комплекса колебалась от 100 до 150 тысяч долларов. И из машины с его помощью все легко мониторилось. Но правоохранительные органы начали интересоваться ими, и знаю, что служба безопасности пресекала такую деятельность.

Частные структуры не могут использоваться для такого мониторинга по заказу госструктур?

Законодательство не предусматривает использование частных фирм – это исключительно структуры СБУ, налоговой, милиции, разведки…

Как затем может использоваться собранная информация?

Если та или иная структура будет использовать полученную информацию в личных целях, для шантажа и так далее, закон предусматривает преследование за это. На бытовом уровне использовать такую информацию нельзя. Но опять же – эфир сканируется кем угодно и как угодно. Поэтому за благодать достижений техники нужно платить тем, что мы рискуем быть услышанными.

Многие лидеры оппозиции жалуются, что за ними следят и их прослушивают, причем явно не на законных основаниях…

Впервые я столкнулся с работой спецслужб где-то лет 50 тому назад, и многие люди уже тогда подносили глаза к небу и палец к губам, что, мол, не будем говорить сейчас лишнего. Даже сейчас у многих висит советский портрет «Не болтай!». Это искусственный страх. Да не хватит у любой спецслужбы сил, чтоб за каждым следить.

Вы же наверняка сталкивались с тем, что правоохранительные органы проводят слежку и прослушку, не утруждая себя соблюдением всех юридических формальностей?

Конечно, сталкивался. Находятся люди с элементами криминального мышления и криминальных действий, в том числе, в правоохранительных органах. Если нужно, например, меня прослушать, то они пишут мой телефон, вставляя его в дело, связанное, скажем, с каким-то массовым убийством. Все-то номера судья не может проверить, и таким образом они меня слушают. Так бывает.

Подобные действия активизируются в зависимости от того, какая политическая ситуация и власть на дворе?

Не хочу детализировать, но подтверждаю правильность вашей мысли.

{2-}

Геннадий Москаль: «Ну, кто, работая с СБУ, будет это рекламировать?!»

Геннадий Москаль и вовсе считает вариант, когда СБУ закупает оборудование у фирмы, которая рекламирует себя по Интернету, абсурдом, но заходит издалека. По его словам, украинские службы просто не поспевают за своими зарубежными коллегами-конкурентами, которые чувствуют себя на территории Украины крайне свободно:

– Знаете, в Украине отсутствует так называемый контрразведывательный режим, который включает в себя информационную безопасность. Сегодня многие разведки чувствуют себя здесь вольготно из-за безвизового режима и либеральной регистрации различных социологических служб, гуманитарных организаций. Они арендуют квартиры, устанавливают там прекрасную прослушивающую аппаратуру и слушают всех, начиная от Президента. И иногда Обама и Путин узнают о чем-то раньше, чем их украинский коллега. Мы напоминаем Швейцарию времен Второй мировой, где сосредотачивались все разведки…

В свое время Ющенко кто-то убедил, что прослушивающие комплексы, которые могут просто перехватывать разговор мобильного телефона без всякой санкции суда, нужно передать исключительно в пользование СБУ – и они были изъяты и у милиции, и у налоговой. А действуют такие комплексы очень просто – вы забиваете туда номер телефона, и автоматически идет запись всех телефонных разговоров. Остальные же органы могут прослушивать только городские проводные телефоны.

Так если вернуться к этим двум фирмам…

Не могут эти компании работать на СБУ или еще какую-то такую структуру! Сегодня правоохранительные органы должны работать только в соответствии с законом. Скорее всего, упомянутые вами фирмы могут работать по заказу каких-то частных компаний, который собирают коммерческую информацию о своих конкурентах, а это уже недоработка МВД, СБУ и прочих.

Но на сайте одной из этих компаний написано как раз, что их клиентами являются и СБУ, и МВД, и Минобороны…

Многие фирмы пишут, что они работают с СБУ, МВД, какими-то комитетами, но никто их в жизни не видел. Это просто недобросовестная реклама. Чем больше они апеллируют к каким-то авторитетным структурам, тем больше к ним доверия клиентов. Ну, кто работая с СБУ, будет это рекламировать?! Поверьте, это блеф и дешевка. Примерно как у нас любая проститутка говорит – я сплю только с народными депутатами, и это звучит чуть ли не как признание ее «мисс Украиной».

То есть никаким «подрядчикам» СБУ прослушку точно не доверяет?

У СБУ сегодня есть суперсовременная техника, они не нуждаются ни в каких частных структурах. Если в законе об оперативно-розыскной деятельности не прописано создание каких-то «дочек» этих подразделений, значит, они не могут быть созданы. Просто сегодня для менталитета украинского человека нужно обязательно иметь поддельные удостоверения советника Интерпола, Президента, Хорошковского, кого-то еще, и он ходит и козыряет этим. Если фирма сотрудничает и официально поставляет технику для СБУ или других разведывательных или контрразведывательных органов, она никогда не будет об этом писать в своих рекламных проспектах. Если у вас есть любовница, которая на «Одноклассниках» будет рассказывать, что с вами спит, не думаю, что вы захотите продолжать с ней отношения.

Те службы, которые занимаются этой деятельностью, сами ищут себе поставщиков, и это делается в условиях строгой анонимности, секретности, перевода денег через оффшоры или третьих лиц.

А если техника отечественная?

Она разрабатывается в наших НИИ, адреса которых в Интернете вы не найдете. На их здании будет написано, что это общежитие ПТУ или прачечная. Если органы будут показывать, какая именно у них техника, их конкуренты, соответственно, будут использовать ту технику, которая будет нейтрализовывать эту. Сама по себе спецтехника является государственной тайной, так что не верьте «Викиликс» при всем к нему уважении.

Пресс-секретарь службы Марина Остапенко заявила, что материалы «Викиликс» комментировать в принципе не собирается, а по поводу взаимоотношений СБУ с «Алтроном» сказала, что не владеет информацией. В самом «Алтроне» записали наши координаты и пообещали перезвонить, чтобы прояснить свои нюансы отношений с органами власти.