Алексей Азаров: Давайте вернем людям доверие к простым человеческим ценностям!
Алексей уже не первый год поддерживает проект, посвященный детям-сиротам, но категорически отказывается разговаривать с журналистами по поводу своей благотворительности.
Нас познакомили с Алексеем Азаровым после одной из благотворительных акций. Алексей уже не первый год поддерживает проект, посвященный детям-сиротам, но категорически отказывается разговаривать с журналистами по поводу своей благотворительности. Я спросила, не даст ли он интервью «ПЛ». Он неожиданно смутился и пообещал подумать. Ничего другого я не ожидала, так как знала, что сын премьер-министра избегает давать интервью, не любит посещать светские тусовки и работает едва ли не 24 часа в сутки. Удивилась тому, что он смутился. Впервые за годы работы в украинских медиа я встретила человека, занимающего достаточно высокое положение, но способного смутиться от обычной просьбы. Интервью пришлось ждать около месяца. Разговор получился неожиданным и интересным. На мой взгляд, Алексей Николаевич был искренним, открытым и честным.
-- «Нам нужно четко определить правила игры в бизнесе – и следовать им»
Алексей, считается, что температура благополучия по стране – измеряется даже не количеством бедных людей, а самочувствием среднего бизнеса. Я не спрашиваю лично о вас (понятно, что ваша фамилия открывает двери и предохраняет от проблем), а вот как себя чувствуют ваши друзья и знакомые, которые занимаются бизнесом?
В бизнесе не бывает все безоблачно и спокойно. Всегда происходят – какие-то потрясения, и не только в нашей стране. Бизнесмены всех стран могут рассказать, что у них тоже есть определенные проблемы. Иное дело, что характер этих проблем разный. У нас, например, человек открыл ларек, спокойно работает, а оказывается, что он работает без документов и каких-либо разрешений. Однако приход к нему инспекции, проверяющей разрешительные документы, часто воспринимается как гонение на бизнес. Это неправильно. Во всех странах существуют определенные правила и нормы, которым нужно следовать. Игнорирование этих правил, анархия, попытка существовать в тени – это абсолютно тупиковый путь.
Вы – специалист по инвестиционным процессам. Каким вам представляется сегодня инвестиционный климат в стране?
Я всегда считал, что Украина – очень благоприятная для инвестиций – страна. Здесь колоссальные человеческие, сырьевые, интеллектуальные и другие ресурсы. Здесь есть все необходимые законы и условия для нормального ведения бизнеса, для защиты инвестиций.
Кроме того, наши люди, в силу менталитета, уважают иностранные вложения, умеют быть благодарными за созданные рабочие места.
И еще один очень важный момент. Мы – страна с бурно развивающейся экономикой. Лет 15 назад, когда я работал в одном из посольств, к нам на конференцию прилетел представитель крупной финской компании. И он сказал: «Да, возможно, в Украине несовершенные законы, неразвитая инфраструктура и много других проблем. Но такие перспективы, как здесь, не открываются ни в Финляндии, ни в какой-либо другой стране мира».
Посмотрите на Европу – она устала, ей лень! У нас колоссальная скорость развития! Нам надо объяснять и рассказывать, какая она – Украина, улучшать свой имидж в мире. Надо рассказывать о достижениях – тогда и наши рейтинги вырастут.
Вы неплохо знакомы со строительным бизнесом. Все бизнесмены, – работающие в Украине в этой сфере, говорят, что главное препятствие для развития отрасли – коррупция. Сталкивались ли вы с этой проблемой?
Мы не занимаемся строительным бизнесом, но у меня есть один проект, – который мне хотелось бы осуществить, и, если я это сделаю, я буду счастлив.
А мои друзья, занимающиеся строительством, все в один голос говорят, что с тех пор, как год назад Верховная Рада приняла ряд законов, значительно упростивших процедуру получения разрешений (например, создано единое окно), коррупция существенно уменьшилась. Иное дело, что остается непрозрачным процесс отведения земли – а это большая проблема, особенно в Киеве. И вторая проблема – кредитование. Из-за дефицита финансирования в наших банках зачастую такие ставки, которые просто невозможно брать под строительство.
У нас, как правило, ставка составляет 20 %, что делает строительство неликвидным бизнесом. Возможно, такое кредитование выгодно для элитного офис- или шопинг-центра, но для жилья это абсолютно невыгодно.
-- «Украина – главная житница Европы»
Многие СМИ писали о вашем возможном «походе» в политику. Если – вы примете положительное решение, что будет основной мотивацией? Какие экономические проблемы страны вы считаете неотложными для решения?
(Улыбается.) У нас в семье уже есть один политик… Но я вам уже – говорил, что свое будущее связываю только с Украиной. Мы можем построить цветущее государство и прежде всего должны создать условия для развития экономики. Знаете, я не верю в надстройку без базиса. Впрочем, как и наоборот. Это и есть основная мотивация для возможного, как вы говорите, «похода» в политику.
Второй момент. Надо обратить серьезнейшее внимание на развитие сельского хозяйства. Потому что в Европе в этой сфере много проблем: у них не так много плодородных земель, колоссальные проблемы с водой. В Италии, Испании, Хорватии питьевая вода – на вес золота. Украина сегодня – главная житница Европы. Нам надо понимать, что рано или поздно нужно будет принимать эстафету. У нас есть все возможности стать мировым игроком в секторе сельского хозяйства и мировой экономике в целом.
Нужно только разработать разумные правила игры. Ответить на ряд вопросов. К примеру, будет у нас частная собственность на землю или нет? Надо разработать законы, защищающие права как инвесторов, так и тех, кто непосредственно работает на земле. Тогда люди будут работать лучше и охотней. Кроме того, нужно обратить внимание на технологии в этой отрасли – выставки, семинары, тренинги, – все это пойдет только на пользу и будет хорошим вкладом в будущее.
То есть вы не исключаете для себя политических перспектив?
Я до сих пор не принял окончательного решения, но я их не исключаю.
Сегодня очень модно рассуждать о политиках и бизнесменах – «нового поколения». Что такое, с вашей точки зрения, эти новые мировоззрение и ценности?
Для меня новое мышление – как в политике, так и в бизнесе или – общественной деятельности – это умение генерировать идеи, формулировать новые смыслы, важные для основной части общества. Элита – это люди, которые в состоянии ответить на несколько важнейших вопросов: «куда идем?», «какие ценности исповедуем?», «что строим и какими средствами?», «в какие сроки?». И самое главное – «ради чего?» Такой подход и есть то самое новое мышление, которое сегодня так необходимо стране.
Никто не спорит, создание рабочих мест – это важно, но мы должны думать о будущем. И здесь трудно переоценить важность IT-технологий, создания экологичного бизнеса. Экологичного в самом широком смысле слова – от честных правил игры до защиты окружающей среды.
Это можно было бы положить в основу украинской национальной идеи?
Может быть, но, к сожалению, я считаю, что некоторые мегапопулистские – политики сильно девальвировали понятие национальной идеи. «Мы завтра будем жить как во Франции» – ну нереально, да? Люди настолько устали от политической трескотни, что просто перестают верить в такие понятия, как Родина, патриотизм, Украина. Что надо сделать в первую очередь? Прежде всего надо вернуть доверие людей к этим понятиям и простым человеческим ценностям, а тогда поговорим о национальной идее.
-- «Мы хотим заявить об Украине как о стране незаурядных людей»
Вы несколько лет работали за границей, но вернулись в Украину. Почему?
Вернулся, потому что закончился срок командировки. –
А вы могли бы остаться?
Да, мог бы. Но априори я не собирался оставаться. Точно так же, как в – свое время, после окончания МГУ, я получил много предложений, но вернулся в Украину. Потому что я люблю свою страну, считаю Киев лучшим городом для жизни на Земле. Я хочу, чтобы здесь жили и учились мои дети. Это очень позитивный город.
Знаю, что вы всерьез относитесь к благотворительности, когда – речь идет о детях. Вы – автор идеи фильма «Пташинка» – о детях-сиротах, режиссером которого станет Егор Кончаловский, а продюсером – Тимофей Нагорный. Фильм – часть большой программы, которую вы ведете не первый год. Почему вы решились взяться за этот масштабный проект?
Мы шли к этому достаточно долго. Детские дома я опекаю давно, просто – этого не афиширую. Но с недавних пор я понял, что проблему детей-сирот можно решить только сообща. Поэтому, обдумав все за и против, мы решили снимать фильм. В нем будут рассматриваться сразу две линии: дети-сироты и талантливые детки. Ведь среди детей, у которых нет родителей, много одаренных, и они достойны получить свой шанс в жизни. Картина – это еще один повод заявить об Украине. Мы планируем привезти ее в Европу, чтобы лишний раз заявить об украинцах как о нации незаурядных и талантливых людей.
Но самое важное для нас – привлечь внимание к усыновлению. Потому что людей, готовых усыновить, очень много, но нужна социальная кампания, чтобы они чувствовали нашу поддержку, чтобы они знали: общество выражает им за это огромную благодарность!
Алексей Николаевич, формирование украинской элиты идет весьма – болезненно. К сожалению, второе поколение богатых, хоть и имеет в большинстве своем хорошее образование, не отличается наличием общественной этики. Для многих важна публичная демонстрация преимуществ денег и власти. Как быстро закончится эпоха гламура, с вашей точки зрения? Или это болезнь роста? Скажем, в Британии очень редко пишут о мажорном поведении членов королевской семьи.
Гламур как явление пришел к нам с Запада. Иное дело, что это – не эпидемия какая-то, а отношение к жизни лишь небольшой части общества. Дети многих моих знакомых учились в Лондоне, в лучших вузах мира, а после окончания, получив диплом с отличием, вернулись в Украину и работают сейчас в различных отечественных компаниях. Кто-то снимает квартиру, кому-то родители купили. Но они работают, живут нормальной жизнью – и не выпячиваются, не шумят о своих возможностях, не кичатся богатством, машинами, дорогими часами.
Я убежден, что это почти всегда вопрос культуры и интеллекта. Разве вы никогда не встречали хлестаковщину и наглое поведение среди представителей других социальных слоев? Наверняка встречали. Поэтому это вопрос, повторяю, культуры и отношения общества к таким вещам. Очень многое значит и воспитание в семье.
Кстати, воспитание детей – одна из самых обсуждаемых тем среди моих друзей и знакомых. Когда мы общаемся в приватной обстановке, вопросы «как воспитывать?», «что именно вкладывать в голову?» возникают у нас чаще всего.
Мы уже затрагивали тему новых коммуникаций и технологий. – Скажем, ваш отец – чуть ли не единственный из высокопоставленных чиновников его поколения, который достаточно активно пользуется соцсетями. Как вы относитесь к стремительному изменению всемирного информационного поля? К тому, что люди в Интернете уже не только работают, но и дружат, общаются и даже заводят романы?
Безусловно, есть опасность, что люди могут «уйти» в Интернет, – но другого варианта развития мирового сообщества уже нет. Какое-то время назад в Европе ведь было то же самое. Сначала появились факсы – бизнес пошел быстрее, увеличилась скорость коммуникации. Появились мобильные телефоны – и больше не нужно ждать день-два, пока телефонистка соединит тебя с Европой. Набрал – и через секунду разговариваешь. Мир развивается, и это приносит нам больше удобства – и для бизнеса, и для повседневной жизни. А 20–30-летним молодым людям, которые сидят в офисах юридических, аудиторских, других компаний, – им где знакомиться? Они в девять утра пришли на работу, в девять вечера ушли. Чуть-чуть в пробках постоять, чуть-чуть телевизор посмотреть, новости почитать – и спать. Поэтому они во время работы где-то отвлекаются, с кем-то общаются. Ничего страшного, я считаю (смеется).
-- «С книжкой полежать на диване иногда очень хочется»
Мне рассказывали о вашем серьезном увлечении театром.
Я очень люблю «Маяковку» и «Современник». Симонова, Филиппов – можно – долго перечислять любимых актеров. Наш драматический театр – это уникальная школа и энергетика. Такого во всем мире нет. Не зря же в Европе и Америке метод Станиславского до сих пор – один из самых авторитетных.
Значит, бродвейские мюзиклы вряд ли вам понравятся?
Я не бывал на Бродвее, я был в Лондоне. Посмотрел практически все – мюзиклы. Они интересны в премьерные показы. В отличие от драматических спектаклей. Мюзиклы – это поток, конвейер. Очень профессиональный, но поток. Тот же «Фантом Оперы» – это уже туристический аттракцион, который произвел на меня удручающее впечатление. Потому что я сначала слушал Сару Брайтман в записи, а затем побывал в Лондоне.
Еще одна ваша страсть – горные лыжи. Это спорт, отдых, возможность пообщаться с друзьями?
Катание должно быть комфортным. Я люблю красные горки, фрирайд – это – катание вне трасс. Не все мои друзья любят лыжи, поэтому для катания у меня есть своя лыжная компания.
То есть в катании вы любите комфорт, а не острые ощущения?
Ну, для меня это комфорт, а для того, кто идет рядом, – часто острые ощущения (смеется).
Знаете, по тому, как человек – ведет себя за рулем, можно определить его отношение к жизни, характер, манеру вести бизнес и личные отношения. В лыжах ведь тоже самое?
Абсолютно верно, согласен. Я тоже лыжи всегда сравниваю с – вождением автомобиля. Можно ехать сколь угодно быстро, но так, чтобы всегда успеть затормозить. Хочешь скорости – езжай, но чтобы ни на кого не налететь, никого не подрезать, не въехать куда-нибудь в дерево. Пока это безопасно, можно ехать с какой угодно скоростью. Как только ты повышаешь скорость до отметки, которую твои мозги уже не могут воспринять, сразу наступает опасность.
То есть для вас и на лыжах, и в жизни главное контроль. Пока – он есть, можно развивать любую скорость – и в бизнесе, и на лыжах.
Именно так.
У людей с возможностями есть одна очень большая проблема: – перед ними всегда стоит вопрос: дружат с ними или с их возможностями, деньгами и должностями? Круг ваших друзей – меняется ли он в течение последних 15 лет? И как легко вы впускаете новых людей в свою жизнь?
Я открыт для всех и пускаю достаточно легко, хотя жизнь показывает, – что те друзья, с которыми я давно – где-то с 20 лет, – они всегда рядом. А остальные… У нас же все в стране меняется.
Как вы проводите выходные?
Все зависит от настроения. И с книжкой полежать на диване иногда очень – хочется. Иногда выезжаем куда-нибудь на природу, на шашлыки. У меня со старшим сыном есть хобби – мы собрали две модели самолетов и иногда летаем. К сожалению, не часто. Зимой на лыжи можно съездить на один день куда-то, на рыбалку.
Мне говорили, что вы фантастически – вкусно готовите мясо и умеете красиво принимать друзей.
(Улыбается.) Не знаю, мне об этом часто говорят, может быть, и так. Хотя у меня есть двое друзей, которые готовят лучше. –
Вообще, роскошь общения – это одна из самых больших жизненных привилегий, когда находишься в компании людей, с которыми тебе тепло, хорошо, с которыми ты можешь расслабиться.