Во сколько обходится стабильность гривны
Уже не первый год золотовалютные резервы Национального банка худеют, однако гривна стабильна. И хотя некоторые политики запугивают девальвацией нацвалюты, эксперты уверены, что ожидать курсовых перепадов не следует в течение полугода.
Уже не первый год золотовалютные резервы Национального банка худеют, однако гривна стабильна. И хотя некоторые политики запугивают девальвацией нацвалюты, эксперты уверены, что ожидать курсовых перепадов не следует в течение полугода.
В ноябре Национальный банк потерял немалую часть золотовалютных резервов, которые уменьшаются третий месяц подряд. Результат ноября — минус $1,75—32,4 млрд. Становится очевидно, что на $40 млрд по итогам года резервы не выйдут. Хотя и нынешние объемы не критически малы. Их хватит на три-четыре месяца бесперебойного финансирования импорта. А если посмотреть итоги десяти месяцев, то суммарный «минус» с января по декабрь лишь приближается к $2,17 млрд. Еще свежи в памяти провалы и пострашнее — в кризисные 2008—2009 годы резервы истощились на треть, а курс национальной валюты рухнул с 5 грн за доллар до 10. Последняя статистика НБУ о снижении резервов всего на 5% сразу дала повод некоторым политикам попугать обывателя очередным крахом национальной денежной единицы. Бывший министр финансов Виктор Пинзеник сразу сказал, что гривна скоро упадет, но ушел от ответа на прямой вопрос, на сколько именно. «Есть очень много вопросов, на которые сегодня нет ответов. Например, кто скажет, будет ли возобновлено кредитование по программе МВФ, будут ли рефинансированы, как в прошлые годы, старые долги, урегулирован газовый вопрос», — пояснял экс-министр свой прогноз.
Нацбанк предоставил традиционную информацию о снижении резервов в виде небольшой стандартной таблички, как обычно, без комментариев. Но столь существенный «минус» представителям Нацбанка пришлось срочно объяснять, чтобы не дать повода для мрачных прогнозов. Елена Щербакова, директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ, поспешила объявить, что резервы в порядке. Интервенции для поддержки курса, как отметила представитель Нацбанка, «были минимальными» и составили в течение ноября только $700 млн (месяцем ранее — $1,6 млрд). Из них участникам финансового рынка досталось только $400 млн. Еще $300 млн потребовалось НАК «Нафтогаз» для расчетов за импортное голубое топливо. Нашлось объяснение и тому, куда делся еще миллиард — здесь виной нестабильная ситуация в мире. Подешевели некоторые активы, в частности валюты, которые НБУ держит в своих золотовалютных резервах. Курсовая разница и «съела» этот миллиард.
Виталий Ваврищук, аналитик инвесткомпании Concorde Capital, сомневается в правдоподобности таких объяснений. В комментарии «Известиям в Украине» он отметил: «Курс евро и английского фунта, которые НБУ использует как резервные валюты наряду с долларом США, снизился в прошлом месяце на 2,4—3,0% по отношению к доллару. Это незначительная девальвация, которая не должна была вызвать такого значительного сокращения резервов НБУ». Впрочем, он отметил и позитив в комментариях представителя Нацбанка. — По мнению аналитика, ключевой месседж регулятора состоял в том, что спрос на валюту снижается.
Щербакова так рассказала о положении вещей: «У нас нормальная ситуация на валютном рынке. В декабре обычно наблюдается спрос на валюту, но сейчас мы видим его уменьшение в разы: в октябре спрос был около $80 млн в день, в сентябре — в среднем $60 млн, а сейчас — порядка $40 млн. Это говорит о том, что ситуация на валютном рынке сбалансировалась». Также она отметила, что ажиотажная скупка валюты населением, наблюдавшаяся в конце лета и начале осени, пошла на спад.
Экономист инвесткомпании «АРТ Капитал» Олег Иванец полагает, что снижение резервов наглядно демонстрирует: ситуация на валютном рынке далека от стабилизации. «Хотя некоторые индикаторы рынка говорят о ее улучшении, — заметил эксперт, — курс гривны на межбанковском рынке был неизменен, ликвидность банковской системы немного улучшилась. Это косвенно свидетельствует, что НБУ устраивает ситуация на валютном рынке. Однако снижение резервов показывает, что фактически спрос на валюту по-прежнему существенно превышает предложение».
Виталий Ваврищук полагает, что в декабре резервы могут сократиться еще примерно на $1 млрд — НБУ все равно вынужден будет «выбрасывать» их часть на рынок для сглаживания колебаний курса. Он приводит факторы, которые будут способствовать стабилизации курса гривны: «В ближайшие месяцы текущий счет должен улучшиться за счет увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции. А отток иностранной валюты на наличный рынок, вероятно, снизится в связи с ужесточением НБУ административного контроля», — сказал он «Известиям в Украине».
Александр Савченко, бывший замглавы НБУ, также не видит ничего страшного в нынешнем сокращении резервов НБУ. «Уровень достаточности резервов центробанка любой страны определяется в месяцах финансирования импорта. То есть сколько месяцев можно профинансировать импорт, когда прекратится поступление валюты. Минимальная норма — три месяца. Сейчас резервы где-то на уровне четырех месяцев, то есть мы еще в зоне безопасности. Панические страхи, что Нацбанк тратит резервы, не обоснованы», — резюмировал эксперт.
Иванец также считает, что не все так плохо: «Для поддержания стабильного курса в ноябре НБУ потребовалось вдвое меньше вливаний, чем в октябре. Риски девальвации гривны снижаются, хотя по-прежнему остаются значительными. Мы подтверждаем наш прогноз стабильности гривны в 2011—2012 годах. Даже несмотря на снижение резервов, у НБУ достаточно возможностей для контроля за валютным рынком».
Это мнение разделяют другие эксперты — ведущие компании пока сохраняют свой курсовой прогноз на 2012 год — 8 грн/$. Хотя некоторые допускают незначительную корректировку до 8,1 грн/$. Эксперты напоминают, что у НБУ всегда наготове и кнут, и пряник, которыми он может добиваться «нужного» курса.
Хотя Елена Щербакова и оценила позитивно «зажим гаек» на валютном рынке в последние месяцы, но признала и некоторые «перегибы» — банки вынуждены были повышать ставки по депозитам, чтобы привлечь деньги населения.
Как изменялись резервы НБУ за последние годы