Оппозиция прибедняется
Диалог на почве КОДа
Только мировая и украинская экономики вступили в новый год, как тут же эксперты снова заговорили о второй волне кризиса. Возможность распада еврозоны, тяжелые газовые переговоры, «пустые» реформы Украины, покинувшая страну миссия МВФ и не оправдавший ожидания саммит Украина-ЕС – это далеко не полный список тех неудач, которым для страны ознаменовался 2011 год. В 2012-й стоит заглядывать с еще большим пессимизмом.
Улучшений в инвестиционном климате Украины пока не видно. Предполагается девальвация гривны и значительный рост курса доллара, снижение роста ВВП, повышение цен, падение уровня жизни. Надежды на Евро-2012 тоже можно считать рухнувшими – большого притока денег оно уже не принесет. Аналитическая группа Da Vinci AG в своем отчете Ukrainian Economic Trends Forecast даже пророчат Украине убытки в 6-8 миллиардов долларов.
На фоне тотального кризиса, ожидаемого в 2012 году, шансы у украинской оппозиции одержать победу на парламентских выборах не такие плохие, как им самим кажется. Люди опять будут голосовать не по принципу «за», а по принципу «против».
-- Кто в оппозиции?
Складывается ощущение, что основной задачей оппозиционеры неосознанно ставят не противостояние власти, а поиски Иуды «среди своих». Оппозиционные лидеры часто вместо того, чтобы думать об объединении, напротив, пытаются найти подвох или скрытый мотив в действиях друг друга. То Арсений Яценюк подозревается в «забегах» на Банковую, то оказывается, что Олег Тягнибок уже давно обо всем договорился с властью, то с новой силой грызутся между собой представители БЮТ и «Фронта змин».
Согласно последнему исследованию электоральных настроений населения, проведенному социологической группой «Рейтинг», наибольшие шансы преодолеть пятипроцентный барьер и попасть в следующий парламент у «Батькивщины» (45%) и «Фронта змин» (41%). Виталий Кличко с партией «УДАР» и Олег Тягнибок со «Свободой» находятся на грани прохождения в Раду. Шансов прорваться туда же у Анатолия Гриценко и его «Гражданской позиции» согласно этому опросу нет.
В январе 2012 вопросом, кто же пройдет в парламент, задался журналист Мустафа Найем. С 7-го по 15-е в его опросе на Фейсбуке приняло участие 14 556 пользователей. Что интересно, полученные им данные резко отличаются от данных официальных опросов. «Батькивщина» заняла первое место. На третьем месте - «Свобода», на пятом – «УДАР». Арсений Яценюк, уверенный в своем первенстве (по данным «Рейтинга» именно «Фронт перемен» избиратели больше всего хотят видеть в парламенте), оказался только на четвертой строчке.
Неоднородной и разрозненной – такой сегодня предстает оппозиция. Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко в целом говорит о «различных партийных интересах», а у «Батькивщины» видит конкретные проблемы: «Если электорат от партии Луценко они берут себе, то не решена проблема с УСДП. Королевскую выталкивают из «Батькивщины», а это может быть риск потери одного-двух и более процентов потенциального электората. Не решена проблема ПРП. Они будут идти по списку «Батькивщины» или отдельно? Пока нынешнее руководство не правильно решает эту проблему». Нельзя также забывать, что партии-основатели БЮТ более-менее равны, и «Батькивщина» - лишь старшая сестра среди них. Например, ПРП – одна из древнейших партий страны, а УСДП Королевской, по данным УП, вообще имеет пятую по разветвленности сеть партийных структур в стране.
Периодически в рядах оппозиции проблескивает идея – идти на выборы едиными списками. Сначала Яценюк заявлял, что без Тимошенко в выборном процессе участия принимать не будет (потом, правда, сам свою идею подальше и затолкал). Затем Юлия Владимировна в своем письме обратилась к лидерам оппозиции с просьбой «объединиться и дать на парламентских выборах в 2012 году настоящий бой правящей мафии». Анатолий Гриценко, понимающий, что сам в парламент не пройдет, тут же ее поддержал. А соратник и первый зам Александр Турчинов отметил, что в рядах оппозиции «есть серьезные разногласия. Скорее всего, все же мы сможем договориться о единой позиции на мажоритарных округах. Что касается единого списка, то здесь есть вопросы, и пока инициатива нашего лидера не находит поддержки».
Политолог Владимир Фесенко тоже не соглашается с идеей ЮВТ идти на выборы одной колонной: «Если оппозиция идет на выборы отдельными рядами, она набирает больше голосов. Есть фигуры, которые вызывают недоверие и раздражение у части избирателей. Кто-то не захочет голосовать за Турчинова, кто-то за Яценюка, в результате люди проголосуют за другую силу. В условиях, когда придется объединяться на базе чьей-то партии, большая часть оппозиции должна пожертвовать своим брендом, а это первый шаг к партийной смерти. А кто будет жертвовать своими интересами, если практически все ведущие политсилы имеют неплохие шансы преодолеть пятипроцентный барьер?».
-- Одной колонной с Линой во главе?
Сложившаяся ситуация напоминает 2001 год – тогда оппозиция так же была разрознена. Однако коммунисты, руховцы, социалисты, национальные радикалы смогли объединить свои усилия для борьбы с властью, а именно с Президентом Леонидом Кучмой. И уже на выборах 2004 года лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко был выдвинут кандидатом от оппозиционных сил на пост главы государства. Амбиции уступили перед необходимостью поработать на «общее дело».
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев поддерживает идею ЮВТ объединиться во главе не с политиком, а с известным украинским деятелем: «Единый список может сыграть роль, когда в первой части его будут идти не политики, а авторитетные известные люди, которым доверяет страна. Допустим, оставят политика. Но тогда все упрется в его рейтинг – в рейтинг Яценюка или Турчинова. Тимошенко продемонстрировала стратегическую дальновидность не в пример своим соратникам и другим оппозиционерам. Она понимает, что идти разными колоннами или одной во главе с Яценюком или Турчиновым – не гарантия победы на выборах».
Представить, как писательница Лина Костенко, которую упомянула ЮВТ в качестве лидера, поведет оппозицию дружными рядами в парламент очень трудно. «При всем уважении к госпоже Лине в стране ее знают гораздо меньше, чем ту же Юлию Тимошенко или Арсения Яценюка», - отметил политолог Владимир Фесенко.
Однако если отбросить «Лину» как фактор, то идея объединиться, действительно, может оказаться не так плоха. «Идти колоннами – самый худший вариант, - замечает Вадим Карасев. - Оппозиция будет бороться сама с собой: Кличко с Яценюком, Яценюк с «Батькивщиной», Тягнибок со всеми. В округах – то же самое. Как согласовать кандидатов в мажоритарном округе от «Свободы», Яценюка, «Батькивщины», «Собора», «Нашей Украины», от Гриценка и Катеринчука? Вот если проходит кандидат от Яценюка, он дальше идет к Яценюку. А разве другие оппозиционные силы заинтересованы в том, чтобы у Яценюка фракция была больше? Дружба дружбой, а табачок – врозь. Каждый думает о том, где он будет в 2015 году, во втором или только в первом туре».
В августе 2011 года оппозиция уже попыталась объединиться – был создан Комитет сопротивления диктатуре. Заявление подписали все представители парламентских фракций в Украине: Европейская партия Украины, партия защитников Отечества, Народная самооборона, Батькивщина, Реформы и порядок, Гражданская позиция Анатолия Гриценко, Наша Украина, Народный рух Украины, Фронт перемен. Немного позднее в состав КОДа вошла и УСДП во главе с новым лидером Королевской. Эта попытка объединения заслужила позитивные отзывы политэкспертов – оппозиция ведь редко объединяется. Однако хоть и начали представители КОДа за здравие – с акции 24 августа, закончили все же за упокой – деятельность незаметно затухла. «Мы ничего не слышали о действиях комитета накануне и после осуждения Тимошенко, - отмечает Владимир Фесенко. – Я сам встречал одного из представителей КОДа и спрашивал, что у них там происходит. На что получал загадочный ответ: мы проводим заседания. Но никто ничего об этих заседаниях не знал. Да и были серьезные противоречия между отдельными участниками, что даже вылилось в демарш Гриценко после голосования за закон о выборах».
Сегодня об объединении говорят в основном «непроходные» в парламент политические силы. Партия «Удар» ведет переговоры с «Гражданской позицией» Анатолия Гриценко о совместном участии в выборах. Анатолий Степанович заявляет, что рано еще ставить крест на объединении оппозиции: «Обязательно будет объединение усилий – в том или ином формате – всех, кто действительно настроен остановить бульдозер действующей власти. Мы вышли из КСД, но это не останавливает сотрудничества. Потому что есть общая цель – не только выбросить из властных кресел тех, кто не должен там быть, но, сев в те кресла, согласованно проводить другую политику, чтобы не было разочарований, которые были, к сожалению, после Майдана 2004 года». Лидер УСДП Наталья Королевская в своем блоге на Korrespondent.net пишет, что КОДу нужно немедленно созвать совещание и рассмотреть предложение ЮВТ о формировании единого списка оппозиции. В ответ – тишина от соратников.
Действовать «совместно» эти политсилы заставляет «процентный порог». Но в итоге получается, что «мелкие» партии, пусть и руководствуясь меркантильными интересами, ведут более умную политику, чем «рыбешки покрупнее». Действительно, если представить, что оппозиция объединится, то именно эти силы – УДАР, Гражданская позиция, УСДП, Свобода – смогут добавить красок и свежей электоральной поддержки к достаточно стабильному и консервативному электорату БЮТ и «Фронта змин». Ведь за Кличко – молодежь, за Королевской – предприниматели, за Гриценко – интеллигенция. И вполне может оказаться, что идея той же Королевской поддержать Тимошенко в создании общего списка не просто не утопична, а в чем-то и спасительна для оппозиции в данный момент.
-- Осталось договориться с Сеней
Политолог Владимир Фесенко допускает возможность объединения оппозиции уже после выборов в парламент: «Договориться могут, если согласуют между собой интересы. Объединение в рамках парламента не обязательно должно быть юридическим. Сейчас никто не требует создавать коалицию с юридически зафиксированными подписями. Надо просто договориться о совместном голосовании». Однако разногласия могут возникнуть, например, по поводу кандидатуры поста премьер-министра, и здесь уже власть сможет «сыграть» на расколах в оппозиционных рядах.
Но остается проблема того, что людям не дают возможности проголосовать за «своего» кандидата. По сути, свой электорат есть у каждой из представленных политических лидеров. Но, желая отдать голос за одного из оппозиционеров и понимая его «непроходимость», украинцы будут отдавать голоса другим. Понимание бесполезности отдачи голосов за партии Гриценко или Луценко политолог Владимир Фесенко считает потерей «примерно двух процентов голосов» для оппозиции.
«Мы живем не в условиях стабильной европейской классической демократии, где все нормально, есть власть и оппозиция, нет отчуждения народа от власти. Мы не можем моделировать выборы как в любой классической европейской стране», - отмечает Вадим Карасев. Отталкиваться, по мнению политолога, нужно не от того, за кого из оппозиционеров проголосует народ, а от того, что народ проголосует против власти.
Эксперт предлагает ряд действий, которые смогут обеспечить победу оппозиции на парламентских выборах осенью 2012 года. Первое, попробовать сформировать общий список во главе с таким авторитетом, который бы обеспечил лояльность большинства украинцев. Второе, уже сейчас создать единый избирательный штаб. Третье, четко обозначить, кого представляет оппозиция: новое общество, бунтующее, забрасывающее краской билборды, протестующее на митингах, которое хочет движения, прогресса, не довольное действиями власти, или олигархов и элиты «на грани морального и политического дефолта». Списки, по мнению эксперта, должны быть списками «от общества, и тогда выигрыш».
Если не получится создать единый список, следующим вариантом политолог называет «координацию избирательной программы»: «Нужно выстроить общую стратегическую линию и попытаться действовать максимально в унисон. Сила ассоциации должна перебить силы диссоциации в самой оппозиции».
По сути, все нынешние политики – и Королевская, и Тягнибок, и Гриценко, и Кличко - хотят зайти в парламент. По мнению экспертов, проблемой в переговорах на пути объединения могли бы быть только Тимошенко и Яценюк. Юлия Владимировна свою позицию открыто выразила в письме, и тем самым примкнула к большинству. Осталось уговорить только Арсения Петровича.
Лидеру «Фронта перемен» непременно понадобится пост премьер-министра. Даже ходят слухи, что Яценюку власть уже предложила занять кресло Азарова сразу после парламентских выборов в обмен на коалицию в Верховной Раде. Якобы есть телефонограмма, в которой Администрация Президента просит ОГА способствовать «Фронту перемен». Договориться с властью – надежный ход. Но что мешает Арсению Петровичу заключить подобное же соглашение и с оппозиционными собратьями? Тем более что быть премьером-оппозиционером у Президента Януковича сложно, придется и прислуживать и «долги» отдавать.
Мотивация для совместных действий есть у каждого лидера и у каждой оппозиционной силы. Почва для диалога известна. Осталось только начать его вести – хотя бы на почве того же формально действующего, «полумертвого» КОДа.