Оппозиция взялась за соборность
Как партийцы объединялись и документы подписывали
Идею объединения, высказанную в своем «письме на свободу» Юлей Тимошенко, подхватили многие оппозиционеры – пусть и не в том контексте, в котором о ней говорила сама ЮВТ. Грех было не вспомнить о ней 22 января в День Соборности Украины. Речь о походе на парламентские выборы одной колонной, конечно, не шла. Зато буквально в течении нескольких часов было подписано сразу два «объединяющих» документа – Манифест гражданской солидарности и Соглашение о совместных действиях Объединенной оппозиции.
-- Немного истории
День Соборности украинцы отмечают каждый год 22 января. В 1919 году этого же числа был провозглашен Акт воссоединения Украинской Народной Республики и Западноукраинской Народной Республики.
Однако на этот раз, в 93-ю годовщину, украинцам довелось праздновать не только День Соборности, но еще и День Свободы, который уже успели «отгулять» в ноябре. Все по велению Виктора Януковича, который якобы после обращения ряда общественных организаций «скомпоновал» два праздника в один.
Хотя все это только на бумаге. Ни на одном из проведенных оппозицией в этот день митингов о «провозглашенном» Президентом Дне Свободы не вспоминали. Указ Януковича, как оказалось, еще не панацея. И, судя по настроения среди оппозиционеров, многие из них собираются так и праздновать День Свободы в ноябре – в день, когда начался Майдан, а не согласно президентскому циркуляру. Впрочем, и Дня Соборности достаточно, чтобы проявиться оппозиции.
-- На пешеходном мосту подписали манифест
Молодежь, которая уже не первый год в День Соборности собирается на мосту Патона и соединяет «живой цепью» берега Днепра, по всей видимости, заразила своим примером поколение «постарше и посерьезнее». Гражданское движение «Вперед!», Всеукраинский комитет «Наступ», профсоюзные и гражданские организации со всей Украины тоже решили растянуть по мосту флаг Украины.
Начало «выноса» флага было назначено на десять утра, но в это время люди ручейками все еще стекались к мосту. В толпе мелькали флаги Хмельниччины, Полтавы, Кременчуга, Донецка и, конечно, движения «Вперед!». Часть людей, не думая отягощаться излишней ношей, сразу проскакивала на левый берег, часть не спешила на мост, за разговорами распивая горячий чай – благо, разливали его тут же на месте и бесплатно.
Погода совершенно не радовала – на мосту дул сильный ветер, шел мокрый снег, приходилось стоять в лужах. Суровые мальчики пытались объяснить, кому куда следует пройти, какой флаг взять в руки. Из динамиков бодро звучала «Є на світі одна країна», а парочка бабушек от холода плясали на мосту так, что их внукам и не снилось.
Потихоньку стали сходиться и оппозиционные и гражданские лидеры. Недалеко от палатки с чаем уже отирались сопредседатель организации «Вперед!» Андрей Панайотов, глава Европейской партии Николай Катеринчук, председатель «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко. Позже к компании присоединился «верный спутник» Натальи Королевской Евгений Суслов. Это уже был «маячок»: Наталья Юрьевна на подходе.
Собственно, не прошло и двух минут, как появилась лидер УСДП – в белом шарфе с вышивкой, красном национальном поясе поверх куртки, такого же цвета перчатках и, что примечательно, не сама. В День Соборности Королевская приехала на акцию со своими детьми. Мальчишкам сначала было явно не комфортно от щелканья фотоаппаратов вокруг, но потом они забыли о назойливых дядях и тетях и по случаю зимы решили побегать по сугробам. Их мама, тем временем, отвлеклась на «взрослые» дела и объясняла какому-то митингующему, что для оппозиции «главное победить на выборах и взять триста голосов в парламенте».
Со стороны города под казацкий марш по пешеходному мосту двинулись люди с синим полотном, с Труханового острова – с желтым. Эти полотна нужно было растянуть на всю длину и соединить – таким образом, и получался анонсированный организаторами «самый длинный флаг Украины» в двести метров в длину и три метра в ширину. Наталья Королевская под радостные возгласы участников акции подхватила синее полотно, Анатолий Гриценко поспешил на противоположную сторону, чтобы идти навстречу с желтым.
Люди, встретившись с полотнами в центре моста, начали скандировать: «Схід і Захід разом». Под Гимн Украины они даже соединили флаг у себя над головами, но в этот момент синяя его часть почему-то начала трещать. «Не тяните, опустите - ткань рвется», - кричали с разных сторон.
Королевская вдоль всего моста так и не прошла – поспешила вернуться на маленький митинг перед мостом. Там уже задавал вопросы всем политическим партиям Андрей Панайотов: «Мы хотим спросить сегодня политические партии, которые начинают свою программу, с чем вы идете в будущее этой страны, в парламент? Мы хотим видеть открытые списки, по которым вы собираетесь пойти. Мы хотим видеть ваши программы, хотим понимать, что вы будете делать с этой страной. Мы не допустим нового кота в мешке, не допустим в парламент людей, которые хотят зайти на свои насиженные места и продолжать грабить эту страну. Гражданское общество сегодня сильно, как никогда». Грустные интонации в его голосе уверенности как-то не придавали.
Анатолий Гриценко заметил, что в толпе мало партийных флагов: «Государственные флаги и флаги гражданских организаций. Сейчас формируется партия граждан. Это важно. После того, как Янукович пришел к власти, создано не правительство, создана хунта. Эта хунта рушит Конституцию, уничтожает законы, уже уничтожила парламент, сейчас уничтожит местное самоуправление, давит на предпринимателей, забирает бизнес даже у тех, кто поддерживал Партию Регионов». В тон ему вещал Николай Катеринчук: «Можно забрать у людей деньги, свободу, но нельзя забрать сердце. Мы должны сказать всем политикам: объединитесь и уберите эту власть. Тимошенко выписала формулу победы: единая колонна».
Наталья Королевская тоже вопрошала: «Здесь есть те, кто был на Налоговом Майдане? – Есть. Здесь есть те, кто ломал забор возле Верховной Рады? – Есть». Получив нужные ответы, дальше она уже более уверенно стыдила нынешнюю власть: «Они хотят у чернобыльцев отнять последнюю пачку таблеток, у афганцев отобрать боевые заслуги. Они опустились до того, что у младенцев готовы забирать последнюю бутылочку молока, забираться на кухню к пенсионерам и красть последний кусок хлеба».
Как ни странно, но после выступления она уже с улыбкой рассказывала, что оппозиция может победить, «только объединившись с гражданским обществом, гражданскими организациями, и остановить в 2012 году этот беспредел. Дав возможность гражданским лидерам прийти в парламент, мы сможем обновить украинскую политику и показать новые возможности украинской политической элиты. Нужно быть едиными».
Нужно отметить, что в совей недавней статье для «Зеркала недели» политолог Вадим Карасев отметил, что ныне «гражданское общество заняло жесткую оппозицию к власти и персонально к Виктору Януковичу. ..В этой связи парламент перестает быть представительским органом, а соответственно и разрушается система контрактных обязательств между властью и обществом», — подчеркнул он. Из этого следует, что ни одна политическая сила, не опирающаяся на гражданское общество, не имеет будущего.
Но вернемся к событиям Дня Соборности. Уличив минутку, мы спросили Королевскую, как она собирается двигаться на выборы одной колонной, если далеко не все оппозиционеры поддерживают такое единство?
- Есть еще время и возможности объединиться, - сказала она. – Но объединяться нужно не возле списка, а возле ценностей, совместной программы действия. Мы должны дать народные реформы, народную программу, стать народной политической силой.
Напоследок Наталья Юрьевна намекнула, что есть идея, как уже весной вытащить ЮВТ на свободу: «У нас есть конкретные планы, как освободить Юлию Тимошенко, мы их будем предлагать всем партиям ее блока, потом – выносить на обсуждение общественности. Весна покажет и победит. Какие методы это могут быть: разрешенные или запретные? Сейчас все разрешено».
Пока у микрофона вещали представители от чернобыльцев, Королевская, Суслов, Гриценко и Катеринчук вместе с лидерами организаций подписали Манифест гражданской солидарности. Все участники митинга на пешеходном мосту после направились на Софийскую площадь, где День Соборности праздновала Объединенная оппозиция.
-- Как уговорили Кличко
Пожалуй, никогда не было еще такого количества желающих одновременно прокатиться на фуникулере – в одну кабинку впихивались по двадцать человек, не забыв при этом прихватить с собой и флаги. По Михайловской площади широкими рядами в несколько колонн маршировали представители «Фронта перемен» и «Батькивщины». На Софийской площади уже негде было протолкнуться – оппозиционные партии собрали несколько тысяч своих сторонников. Над головами пестрели флаги партий «Народный рух», «Удар», «Реформы и порядок», «УСДП». Люди размахивали размякшими от мокрого снега бумажными портретами Тимошенко. На деревьях перед Софийским собором бютовцы растянули огромный плакат с изображением экс-премьера и надписями «Нет политическим репрессиям! Украине волю!» - тот самый, которым они накрывают свои рабочие места в парламенте.
На сцене выступали фольклорные коллективы. Перекричать украинские напевы пыталась народный депутат Леся Оробець: «Сегодняшний день станет началом действия объединенной оппозиции».
- Подписанное Соглашение о совместных действиях Объединенной оппозиции – это шаг на пути к единому списку?
- Я точно знаю, что есть добрая воля объединиться вокруг списка мажоритарщиков. Это мудрая вещь, поскольку предыдущие выборы в местные советы показали, что объединенный кандидат от оппозиции – от какой бы партии он не шел – «бьет» кандидата от власти. Это шанс поменять что-то в государстве. Я надеюсь, что нам хватит мудрости. Это то, за что я сегодня буду молиться.
Нардеп поспешила вернуться к сцене – там предстоятели украинских церковных конфессий уже читали молитву за Украину. С серьезными лицами духовников слушали лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк, член политсовета партии Николай Мартыненко, голова комитета партийного контроля, координатор направления «Бюджет роста» Андрей Пышный, голова партии «Свобода» Олег Тягнибок, народные депутаты Юрий Гримчак и Николай Томенко. Были Наталья Королевская и Евгений Суслов.
Юрий Гримчак, несмотря на молитвы на сцене, рассказывал журналистам, кто подписал соглашение: «Батькивщина, Фронт перемен, УСДП, Свобода, Европейская партия, Народная самооборона… Почти все. Сейчас еще ведутся переговоры с блоком Кличко. Юлия Тимошенко призвала нас к объединению. Вот «Батькивщина» приняла решение объединиться с «Народной самообороной». Может, и дальше что-то такое будет. Но нужно оценивать ситуацию. Если мы поймем, что общий список обеспечит полную победу оппозиции, то тогда тот, кто в него не войдет, станет врагом Украины. Но если завтра станет понятно, что победу дадут несколько колонн, то пойдем так».
На экране в это время начали транслировать слайдами фото и видео с Дня Соборности прошлого года. Увидев там что-то радостно вещающую Юлию Тимошенко, народ оживился: «Юле волю! Юле волю!». Сразу после такого тактичного напоминания о том, что на площади кого-то не хватает, вышел Александр Турчинов и зачитал письмо от ЮВТ: «В этот святой для Украины день, День Соборности нашего государства, я призываю и умоляю вас о соборности и единстве демократической оппозиции. Одна команда - одна победа. Это единственный лозунг, который сегодня должен быть на вооружении оппозиции, потому что только в единстве мы несокрушимы». Твердая уверенность ЮВТ в том, что власть боится каждого шороха – «этот страх тотальный и непреодолимый. Они плохо спят по ночам», однако, вызвала такое же твердое сомнение и горькие усмешки.
Олег Тягнибок посчитал символичным, что именно на этом месте, где «ровно 932 года назад собрались представители с разных частей разделенной тогда Украины и создали большую украинскую державу», современные оппозиционные силы тоже решили «задекларировать свою общую позицию, нарисовать план дальнейших действий». Он даже предложил новому парламенту принять закон об импичменте Президента и «отставку правительства Азарова и Тигипко».
О более реальных совместных действиях за кулисами распинался Арсений Яценюк: «Мы пойдем на выборы большими партийными списками. По крайней мере, сейчас речь идет о трех базовых колоннах. Возможно, к нам присоединится еще одна партия – тогда будет четыре колонны». Спустя несколько минут со сцены он уже заявлял, что Объединенная оппозиция планирует после победы на парламентских выборах создать специальный следственный комитет, который займется расследованием преступлений этой власти.
Вернувшийся за кулисы Турчинов восхищался пришедшими на площадь: «Люди пришли на Софийскую площадь, несмотря на запугивание власти, на проблемную погоду. Тут собрались настоящие украинцы, патриоты. А в том, что вся оппозиция сейчас вместе, заключается наша будущая победа».
- Но единство было и во время Оранжевой революции. А потом, когда пришлось делить министерские портфели, оно пропало. Почему на этот раз все должно быть иначе?
- Я уверен, что те, кто сегодня борется за независимость, за свободу Украины, сделали все выводы с тех проблем, которые были, в том числе, и в 2004-2005 годах. А те, кто эти выводы не сделал, они отошли прочь: или сотрудничают с властью или попали на историческую свалку.
За сценой околачивались в ожидании своего выхода поэт Дмитрий Павлычко и актер Богдан Бенюк. Анатолий Гриценко сетовал на неравенство (его не пригласили выступить на митинге) и рассказывал, что его «Гражданская позиция» не намерена возвращаться в КОД: «Я не вижу принципиальных изменений. Вспомните прошлогодний праздник: когда Тимошенко была на свободе, здесь выступали все. Никто не определял, кто равен, а кто равнее».
Выше всех маячил лидер партии «Удар» Виталий Кличко. Заметнее он был еще и потому, что практически каждый оппозиционер нет-нет, да и вспоминал, что вот он-то пока не подписал Соглашение, не вошел, так сказать, в дружные ряды Объединенной оппозиции. Сам Кличко отмечал, что у него есть некоторые замечания: «Мы не хотим, чтобы была такая ошибка, чтобы собрались руководители партий, сели вместе, решили, какой кандидат будет двигаться от оппозиции, а у людей забыли спросить, нравится он им или нет. Мы предлагаем делать праймериз со всех партий и за полтора месяца до выборов решить, у какого кандидата лучшая поддержка, и все остальные кандидаты тогда отдают свои голоса за него. Люди голосуют за человека, а не за его партийную принадлежность».
Еще он рассказал, что ради Дня Соборности прервал подготовку к бою: «Сегодня приехал поздравить людей, встретиться с политактивом партии, провести этот прекрасный день на площади и еще раз выразить уверенность, что лидер оппозиции должен быть на свободе и принять участие в следующих выборах. Я как никто другой знаю, что без борьбы не бывает победы. Нужно отстаивать свои права, европейские ценности, свободу. Мы должны показать, что оппозиция сегодня едина».
Продолжить спортсмену-политику свою пылкую речь не удалось. С Соглашением и ручкой к нему подбежал Яценюк: «Предлагаю подписать соглашение с Турчиновым». Кличко возразил: «С замечаниями». Арсений Петрович не растерялся: «У нас нет замечаний. Ставьте подпись». Виталий расписался на бумажке и, видимо, хотел что-то дописать (скорее всего, отметить, с чем конкретно не согласен), но ручка перестала писать – от холода застыли чернила. Он несколько раз попросил другую ручку, но Арсений Петрович вполне остался доволен и одной закорлючкой – он тут же дал команду пустить лидера «Удара» на сцену: «Можно выпускать!».
В конце мероприятия, когда окончательно замерзли уже и выступающие и слушающие, оппозиционеры, наконец, обнародовали детали своего соглашения. Политсилы, согласно ему, выступают на выборах парламента совместно – против действующей власти, плюс создают единый мажоритарный список: на один округ – один кандидат от оппозиции. Еще несколько пламенных речей в народ, которые, несмотря на смысловой посыл, находили отклик уже в таком привычном: «Юле волю», и всем желающим предложили отправиться колоннами возлагать цветы к памятнику Михаилу Грушевскому и Тарасу Шевченко.
Больше всего шуму во время этого «единого марша» наделала персона Виталия Кличко. Казалось, со всего города на Софийскую площадь в этот день съехались его фанатки – иначе картину, как семь охранников спинами прикрывают лидера «Удара» от девочек лет шестнадцати с загадочными глазами и фотоаппаратами на готове, просто не объяснить. Обратили внимание на себя и некоторые патриоты, о которых говорил Турчинов. С десяток ребят, не думая о холоде, в куртках на распашку, несли огромный флаг Украины. И были эти ребята безбожно пьяны.
На радость, удалось разглядеть в толпе и флаги «Нашей Украины». А то о ней в День Соборности как-то не вспоминали ни за сценой, ни, тем более, на ней. Интересно, подтверждает ли такое отношение версию, что ничего нашеукраинцам на парламентских выборах уже не светит?
Светит ли полная победа остальным оппозиционерам? Не факт. Не зря, ой не зря писатель Василий Шкляр во время своего выступления вспомнил не только о том, что в 1919 году две республики «слились» в единую страну, а и о том, что «в том же году эти две армии отдали Киев деморализованным деникинцам. Сравнивать надоело, но не так же ли само мы отдали всю Украину московским вассалам». Удастся ли избежать такой же исторической ошибки и в этот раз? Впрочем, Шкляр задал оппозиции и другой, более важный вопрос: «Я хочу обратиться к «Батькивщине»: способны ли вы сегодня спасти Украину? Нет, вы даже не способны спасти Юлию Тимошенко. Скорее всего, она спасет вас. Я хочу обратиться к Арсению Яценюку: способны ли вы сами спасти Украину? Если вы пойдете сами, то не будет ни фронта, ни изменений. Хочу обратиться к своему земляку Анатолия Гриценко, мы очень уважаем вашу принципиальную позицию, украинцы вас любят, но чего будут стоят ваши добродетели, если через эти разногласия мы будем еще один срок под чужым нашествием?». Действительно, чего стоит оппозиция?