Дадут ли денег Хорошковскому?

Кабмин уверяет МВФ в своей благонадежности

Первым серьезным выходом в люди Валерия Хорошковского в новом качестве стала поездка в Вашингтон на переговоры по возобновлению сотрудничества с Международным валютным фондом. СМИ даже распространили информацию, что новый министр финансов возглавил украинскую делегацию, правда, потом из Минфина пришло опровержение – за главного в ней первый вице-премьер Андрей Клюев. Хорошковский уже успел заявить, что у Украины достаточно внутренних ресурсов, чтобы обойтись без транша МВФ, но он пригодится, чтобы обеспечить «дополнительную стабильность».

Тут новый глава Минфина фактически повторяет за своим номинальным шефом Николаем Азаровым, который почти весь прошлый год уверял, что страна вполне обойдется без финансовых вливаний от Фонда. И действительно обошлась, поскольку на определенном этапе МВФ просто заморозил сотрудничество с Киевом. Напомним, что после прихода к власти нынешней команды в 2010-м году Фонд возобновил сотрудничество с Украиной по новой программе stand by на SDR10 млрд. (около $15 млрд.). В том году наша страна получила два транша общей суммой около $3 млрд. Но в 2011-м ручеек иссяк. Фонд долго мониторил состояние дел в украинской экономике и выполнение его требований и в итоге в ноябре прошлого года по итогам работы своей миссии выдал неутешительный вердикт. В своем заявлении эксперты Фонда отметили некоторые положительные моменты в плане восстановления экономики после кризисного 2009-го, но при этом утверждали, что выделенные ранее средства оказали лишь краткосрочный эффект, а ожидаемых структурных реформ так и не произошло. В частности, МВФ указывал на торможение административной и судебной реформ, жесткое регулирование Нацбанком валютного курса и наличие проблем в банковском секторе. Но главная загвоздка была не в этом.

«На самом деле, требования, связанные с рекапитализацией банков, свободным курсом – второстепенны, – говорит финансовый аналитик Эрик Найман. – Ключевой вопрос – это необходимость поднятия цен на газ для населения для уменьшения дефицита НАК «Нафтогаз», ведь из дефицита НАК вытекает и дефицит госбюджета. Причем этот вопрос так или иначе придется решать, но если в прошлом году он никак не зависел от позиции России, то сейчас уже напрямую взаимосвязан с ценами на импортный газ».

Оздоровление энергетического сектора – действительно давняя головная боль и камень преткновения в переговорах с Фондом. Ведь сотрудничество с МВФ в прошлом году, по сути, было приостановлено до тех пор, пока прояснится ситуация с ценой на газ. На данный момент эта ситуация не прояснилась, поэтому не совсем ясно, какие директивы получила украинская делегация перед поездкой в Вашингтон. Более того, аккурат перед отлетом наших переговорщиков Виктор Янукович рассказал в интервью альманаху «Украина и мир-2012. Глобальная повестка дня», как сознательно не пошел на ключевое требование МВФ повысить тарифы на газ для населения и теплокоммунэнерго на 100 %. И трудно предположить, что власть вдруг решится на такие меры в условиях приближающейся парламентской кампании, хотя цена на российский газ, как известно, еще больше возросла. С другой стороны, сам Янукович заявлял, что из-за невыгодного газового контракта Украина ежемесячно вытаскивает из закромов 500 миллионов долларов для покрытия дефицита. Эти полмиллиарда нужно постоянно где-то брать, а закрома пополняются за счет все тех же кредитов. И эта ситуация, по словам Президента, до сих пор не решена.

«Если Украина не пойдет на уступки с тарифами на энергетические услуги, то МВФ не изменит свою позицию, – уверен президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой. – Тем более, что общая ситуация в мире неважная – ресурсов не хватает, приоритеты меняются, поэтому ситуация для Украины неблагоприятная. На самом деле, МВФ не дает денег, потому что ничего не меняется – предположим, что сейчас деньги будут получены, долги вырастут, а через год мы будем просить еще большие кредиты. Никакого финансового просвета для нашего государства не видно – долги отдать мы не в состоянии, а набирать новые – попадать в ловушку, как Греция. В МВФ это видят и понимают, но наше руководство это не интересует. Сегодня во власти – бизнесмены, которые хотят получить ресурсы для своих операций, инвестиций, подрядных работ и т.д. И деньги они хотят получить сегодня, а не когда что-то изменится в политике государства».

Правда, украинская сторона, понимая, что ни Вашингтон, ни Брюссель не заинтересованы в дестабилизационных процессах в Украине, вполне может применить давно опробованный стиль общения с Западом – язык мягкого шантажа, Например, очевидно, что то же требование перехода на плавающий курс в нынешних условиях может привести к обвалу гривни, неконтролируемой инфляции и росту социального напряжения. Проректор Европейского университета экономист Андрей Новак что на этих переговорах украинская делегация может использовать именно такие апокалиптические козыри:

«Последние полгода Нацбанк сжигает из своих золотовалютных запасов, в среднем, полтора миллиарда долларов ежемесячно для поддержки стабильности гривни. Таким образом, при нынешней динамике (а она может быть и выше) до достижения гранично допустимых запасов ЗВР остается минимум полгода. А стабильность гривни – вопрос возможной общеполитической дестабилизации, особенно в предвыборный период. Поэтому украинская сторона может использовать этот козырь фактически как политический шантаж МВФ».

Новак прогнозирует, что на первых порах Украине нужно получить от МВФ хотя бы 2 миллиарда, чтобы на следующие несколько месяцев пополнить резервы для поддержания стабильности курса гривни:

«Но при этом не мешало бы решить вопрос трех фундаментальных факторов, которые формируют этот курс: баланс внешней торговли (сейчас он в минусе примерно на 12 миллиардов долларов), состояние госдолга (а законом про бюджет долг в этом году предусмотрен больше, чем в прошлом – 98,5 миллиардов гривен против 94), и инфляция, которую могут подстегнуть многие факторы, в том числе, повышение цены на газ».

Не нужно забывать и о том, что и в этом, и в следующем году мы должны расплачиваться с МВФ по предыдущим кредитам – в 2011-м мы обязаны вернуть SDR2,433 млрд. (около $3,7 млрд. по текущему курсу), причем основная часть выплат придется на август и ноябрь. В следующем году выплаты вырастут до SDR3,77 млрд. То есть фактически новые кредиты пойдут на рефинансирование старых.

В числе преимуществ от возобновления сотрудничества с Фондом часто называется позитивный сигнал потенциальным инвесторам в украинскую экономику. Ведь вариант привлечения инвестиций по понятным причинам куда более продуктивен и перспективен, чем жизнь на заимствования. По мнению первого заместителя Национального института стратегических исследований Ярослава Жалило, такая взаимосвязь оправдана лишь отчасти:

«Инвесторы не принимают решений исключительно по факту получения кредита МВФ. Само по себе получение кредита – это признание Фондом того, что финансовая политика государства такова, что оно сохраняет свою внешнюю платежеспособность. А инвестору нужна информация о том, что деньги, вложенные на территории этой страны, принесут достаточный уровень прибыли. Нам очень нужны компенсаторные меры, которые бы научили нас жить без кредита и считаю, это вполне реалистично».

Впрочем, пока что соскочить с кредитной иглы, судя по всему, не получится. И если с МВФ ничего не выгорит, правительство может попросить финансовой помощи у России, с которой уже есть подобный опыт сотрудничества, или и у Китая, на который Киев (и не только) бросает все более заинтересованные взоры. Но оба эти варианта имеют свои нюансы.

«С Россией сейчас ситуация довольно сложная, поэтому мне кажется, что как минимум до президентских выборов в России это маловероятно, – считает Ярослав Жалило.– Китай в качестве кредитора более вероятен, поскольку страна имеет финансовую мощь и продолжает внешнюю финансовую экспансию и поиск новых рынков».

Впрочем, некоторые эксперты уверены, что с МВФ все-таки удастся договориться и не последнюю роль здесь сыграет личностный фактор.

«Проблема же не в газе, а в переговорном процессе, и именно эта делегация умеет говорить с иностранными инвесторами, – полон оптимизма президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Ярошенко английский не знает, а Хорошковский знает, а это немаловажно, потому что в переговорах личный контакт играет свою роль. Ведь все абсолютно не выполняют требования – другой вопрос, как это объясняется. А новый глава Минфина, мне кажется, как раз сумеет это объяснить, и МВФ вполне может пойти на уступки. Берем в пример Румынию, Болгарию, ту же Украину в 1999-м году, когда Фонд пересмотрел свои изначальные условия».

Пали ли прожженные западные финансисты перед нескромным обаянием нового главы Минфина, станет известно уже скоро.