На що розраховує Україна в Давосі?

Цьогоріч у Давосі Україна, як і більшість держав, шукала кредитів та інвестицій.

Цьогоріч у Давосі Україна, як і більшість держав, шукала кредитів та інвестицій. Але особисті домовленості уже не мають ваги, спершу потрібно проводити реформи та поліпшувати інвестклімат в країні. Тож Віктору Януковичу можна було не їхати на форум, а підправити туди прем’єр-міністра. Проте Президент розуміє, що найбільшим ризиком для України зараз є ізоляція від ринків фінансового капіталу. Відповідно, будь-які зовнішні контакти є корисними, хоча часто їх ефективність є низькою.

Про це в пресс-центрі «Главкому» говорили виконавчий директор Міжнародного Фонду Блейзера Олег Устенко та старший аналітик Міжнародного центру перспективних досліджень Ільдар Газізуллін.

Олег Устенко: «Ситуация в мире резко ухудшается, конкуренция за любой финансовый ресурс резко увеличивается»

Давосский форум, который сейчас проходит, можно оценить как самый большой за последние 40 лет: 2 600 участников из 100 стран, 40 глав государств, 18 глав центробанков разных стран. На нем проходит 260 сессий, большая часть которых в закрытом режиме.

Какая повестка дня теперешнего давосского форума, и какие последствия она может иметь для Украины? Важный лозунг, который рассматривается на форуме – это то, что капитализм в своих прежних формах дает серьезную пробуксовку. Следующий вопрос: почему уроки кризиса 2008-2009 годов не были учтены?

Важный момент, имеющий отношение к Украине, состоит в том, что нестабильность экономики, которая сейчас существует и является системной проблемой, слишком сильно влияет на социум. У будущих поколений нет уверенности в своем будущем, о чем очень четко сказали несколько нобелевских лауреатов, которые выступали на форуме.

Прямое последствие для Украины как экспортоориентированной экономики имеет, обсуждаемое на форуме, состояние в мире демократии с привязкой к Арабской весне. Арабский мир является крупным потребителем экспортной продукции, в отдельные моменты времени до 10% нашего экспорта уходили в этот регион. Турбулентность и нестабильность, которые возникли в этом регионе, явно не играют на руку нашим экспортерам и, соответственно, возможностям экономического роста страны.

Следующий момент, который обсуждается и имеет к нам отношение, – это состояние экономики Европейского Союза. Очень знаково, что форум был открыт канцлером Меркель, которая говорила, каким образом они видят возможность выхода из кризиса в Европе. Параллельно с этим были обнародованы данные о состоянии немецкой экономики, которая резко начала ухудшаться. Если немецкое правительство уже изменило свой прогноз на 2012 год с 1% роста на 0,7%, это свидетельствует о том, что пессимистические настроение продолжают расти, в том числе и в Европейском Союзе. Это один с аргументов того, что Германии будет крайне сложно поддерживать падающие периферийные страны Европы, что идет лейтмотивом как минимум 50-ти сессий форума.

Несмотря на официальный прогноз немецкого правительства по состоянию своей экономики, статистика, которая пришла сегодня из Германии, кажется еще хуже. Четвертый квартал они закончили с падением порядка 0,3%. Может подтвердиться наихудший сценарий, что экономика крупнейшей страны еврозоны входит в состояние рецессии.

Обсуждаются вопросы, связанные с выборами (Франция, Российская Федерация) и с возможностью для выстаивания демократии вообще. Несколько сессий уже были посвящены этому, и еще как минимум 5 посвятят состоянию дел с демократией во Франции, и как минимум 50 –демократии в мире.

Высказываются серьезные мнения по поводу проблем, которые принесет новая волна кризиса. Прежде всего, на Украине может отразиться колоссальный рост протекционистских настроений во всем мире. Половину нашего ВВП мы получаем за счет экспорта товаров, потому любые протекционистские действия, которые будут использованы по отношению к другим государствам, в том числе и к Украине, могут колоссально больно ударить по нашей экономике. Что, в общем-то, и ожидаемо, потому что протекционизм – это обычна карта, которая играется в условиях кризиса.

Следующая проблема, которая связана с протекционизмом, но лежит больше в плоскости политики, - это национализм. Выборы во Франции активно обсуждаются, потому что есть серьезное увеличение настроений, связанных с национальными идеями, националистическими движениями, что воспринимается не очень хорошо.

Социальное недовольство обсуждается практически на всех сессиях. Вопросы неравенства и расслоения общества очень активно начали обсуждаться и в преддверии, и во время давосского форума. Разрыв между бедными и богатыми достигает очень серьезных величин, что является проблемой для большей части развитых стран.

Обсуждаются вопросы социальной стабильности в контексте торможения, которое происходит сейчас в мировых экономиках. Прогнозы по состоянию мировых экономик свидетельствуют о том, что в 2012 году рост, включая развивающиеся рынки, составит чуть более 2%. Это означает, что большая часть ведущих экономик, например, Европейского Союза (15 триллионов долларов) и Соединенных Штатов Америки (14 триллионов долларов), будут явно тормозиться.

Торможение экономик проходит параллельно с ущемлением рынка труда. Уровень безработицы растет в большей части стран Европейского Союза, в Штатах он превышает отметку 9%, в Испании – порядка 20%, а уровень молодежной безработицы в отдельный странах достигает 40%, и та же Испания пример тому. На форуме ставится вопрос, насколько опасно наличие такого факта? Сумеет ли выстоять демократия при условии, что эти люди оказываются на улице и какие-нибудь движения организуют их в единую силу?

Что касается украинских встреч в Давосе, то фонд Пинчука проводит украинский ланч. Заявлено не слишком большое количество важных имен, но, тем не менее, он проходит. Насколько мы понимаем, там будет присутствовать Президент Янукович, зразу после чего у него состоится встреча с бывшим главой Польши.

26 января в Цюрихе была достаточно успешная встреча премьера Азарова с главой Международного валютного фонда Кристиной Лагард. Из Вашингтона обсуждалось состояние экономики Украины, ключевые меры экономической политики, которая могла бы обеспечить устойчивый рост страны. Была достигнута договоренность о продолжении роботы технических команд. Это значит, что с украинской стороны Министерство финансов и Национальный банк будут активно встречаться с представителями миссии Международного валютного фонда. Ни с одной, ни с другой стороны не было сделано никаких заявлений по поводу того, как дальше будет развиваться сотрудничество. Насколько мы понимаем, встреча премьера стала возможной, благодаря предыдущему визиту 24 января украинской делегации в Вашингтон, которой руководил первый вице-премьер Андрей Клюев.

На нескольких сессиях форума, в том числе при участии главы Международного валютного фонда, достаточно четко сказано, что в 2012-2013 годах может быть использована политика монетарного ослабления. Будут пытаться обеспечить мягкую посадку для экономик с развивающимися рынками, к которым относится Украина, в условиях явной турбулентности и накатывания новой волны кризиса. Развитые экономики посадить мягко будет либо невозможно, либо крайне сложно. В данном случае будет использована не такая жесткая монетарная политика. Прежде всего, это будет выражено в снижении ставок центробанков и дополнительном доступе к кредитному ресурсу. В Украине при отсутствии достаточного количества внутренних товаропроизводителей монетарное ослабление может означать дополнительное давление на импорт, который будет расти и, соответственно, усилится давление на гривну. Этот рецепт может сработать для Китая и Индии, но вряд ли для Украины. Так или иначе, это параметр, за которым надо следить в плане деятельности Национального банка Украины.

Обсуждался вопрос социальной политики, который состоит в том, что необходимо защитить наиболее уязвимые группы населения в случае дальнейшего расшатывания мировой экономики, ухудшения ситуации в отдельных экономиках, в том числе и в Украине. Это вполне вписывается в концепцию правительства премьера Азарова, который уже несколько раз заявлял, что в случае необходимости проведения непопулярных мер, первые, кто должны получить защиту – это социально-уязвимые группы населения.

Ільдар Газізуллін: «Всі будуть чекати, як Україна вийде з газових переговорів з Росією. До того не треба надіятись на якісь прориви в стратегічному сенсі»

Давос – це символ глобалізації світової економіки, коли рішення кількох урядів Європейського Союзу, Сполучених Штатів, можливо, Китаю, можуть суттєво вплинути на те, яким чином буде розвиватися світова економіка. Зокрема, й економіка України, яка залежить і від ситуації в арабських країнах, і в ЄС та Росії. Водночас, пропри заяви антиглобалістів, все ж таки не треба перебільшувати важливість рішень, які приймаються в Давосі. Певною мірою економіка інерційна і тут дуже важко щось змінити. Тож не треба вважати, що це є якась змова капіталістів, аби зробити щось погане.

Зараз збільшується роль урядів, державної політики, тому що очевидно (і це показала криза 2008 року), що Брюссель, Вашингтон можуть через фінансові вливання, надання дешевих грошей через підтримку проблемних банків, все ж таки або відкласти якісь кризові явища, або скоригувати їх траєкторію. Відповідно, зараз дуже зростає вартість для економіки реформ або їх відсутності. Тому якраз дуже важливо для економічного розвитку держави подати сигнал, що держава розуміє ці тренди і політика враховує їх. Тут питання, які сигнали подає Україна? Якщо подивитися, як світ сприймає Україну, зокрема у Давосі, думаю, що всі сигнали дуже суперечливі. З одного боку, немає чіткого розуміння у світової спільноти, з ким все ж таки Україна буде – з Росією чи з ЄС. Ми розуміємо, що це дещо спрощене уявлення, проте це збільшує рівень невизначеності того, яким чином буде відбуватися політика в Україні.

Демократія також важлива тема у зв’язку з очікуваним негативним впливом на соціально незахищені категорії населення. Рівень безробіття збільшується, відповідно, питання, яким чином уряд веде себе з населенням та політичними партіями, є дуже важливим. Тут також Україна подає неоднозначні сигнали. З одного боку, ми явно не авторитарні, як країни Середньої Азії, водночас очевидно, що ми є аутсайдером щодо індексів демократичних свобод в Європі.

Треба чи не треба було Україні їхати в Давос? З одного боку, світ глобалізований і ринки капіталу не мають меж, тому для того, щоб отримати кредит, домовитися по кредиту з МВФ чи отримати інвестиції в енергетику, насправді, не треба кудись їхати, бо є інші канали та засоби. З іншого боку, багато залежить від особистих домовленостей, але нині в Україні вони не є ефективними і все ж таки треба подавати інші сигнали та застосовувати інші способи домовлятися про те, щоб Україна в цей важкий час отримала інвестиції в енергетичний сектор. Це треба робити реформами та змінами на внутрішньому ринку. Тому, думаю, ті зустрічі, які зараз відбуваються у Давосі на високому рівні між українськими високопосадовцями та їх іноземними колегами практично не матимуть позитивних наслідків для України, якщо не буде змін в економічній політиці, бізнес-кліматі та політичній конкуренції.

Сьогодні були заяви Адміністрації Президента про те, що зарано говорити про домовленості з Азербайджаном про газ. Але насправді, коли подивитися, про що говорить уряд в сенсі енергетики, то цілі дуже правильні. Говориться про те, що треба заміщувати газ вугіллям, отримувати газ із альтернативних джерел і т.ін. Водночас, ці цілі є середньо- або довгостроковими і можуть бути реалізовані лише за 5-10 років. Всі знають, що проблеми вже є зараз, коли треба повертати великий борг МВФ, є високі ціни на російський газ, великий тиск з боку Росії, тож рішення потрібні зараз. Поки що незрозуміло, якими вони будуть. Перед тим, як Україна зможе реалізувати всі ці довгострокові речі, домовитись зараз з Азербайджаном чи з МВФ, зі сходом чи заходом, всі будуть чекати, як Україна вийде з поточної складної ситуації газових переговорів з Росією. До того Україні не треба надіятись на якісь прориви в стратегічному сенсі.

Ви згадали про перспективи країн третього світу. Як все ж таки сприймає Україну міжнародна спільнота?

Олег Устенко: Украина рассматривается во многих дискуссиях в контексте того, что, прежде всего, это сейчас буферная зона для Европейского Союза. ЕС не заинтересован в том, чтобы была какая-то повышенная напряженность на восточной границе. С этой точки зрения, несмотря на целый ряд проблем, которые есть в наших отношениях, стратегически Евросоюз рассматривал, рассматривает и будет рассматривать Украину как важного партнера. Может, они бы и хотели иначе, но другого выбора у них нет.

Не забывайте, что Украина интересна для многих по целому ряду причин: это рынок больше 150 миллиардов долларов в год, это одни из самых лучших черноземов в мире. В плане возможности продовольственного кризиса многими инвесторами она рассматривается именно в таком ракурсе. Украина – это страна, которая находится между Европой и Российской Федерацией, у которой рынок полтора триллиона долларов. Это возможность сотрудничества Европы с Россией и наоборот. Украина рассматривается в контексте все более восходящей звезды Китая, который в своих геополитических планах рассматривает ее как возможность продвижения своих собственных товаров в Европу и дальнейшего сотрудничества с целым рядом европейских государств. Поэтому наш европейский выбор поддерживается не только нами и европейцами, но и целым рядом бизнеса в РФ, который тоже видит свои преимущества в этом, и китайцами, которые имеют геополитический план по возрождению «Шелкового пути», и целым рядом других государств.

В свою очередь, для Украины представляет колоссальный интерес и Европейский Союз. Даже если предположить, что ЕС войдет в рецессию в этом году и уровень спада экономики в 13 триллионов долларов будет 5-10%, она все равно продолжает оставаться экономикой номер один в мире. И для Украины это огромные возможности. Не забывайте, что 80% наших инвестиций мы получаем из Евросоюза, нам он крайне важен.

Во время форума, в том числе на частных встречах, обсуждаются вопросы, связанные с возможностью рефинансирования наших долгов. В этом году Международному валютному фонду мы должны вернуть 3,7 миллиарда долларов, поэтому нам важно продолжать рефинансировать долги, сохранять доверие наших кредиторов. Украинской экономике важно пережить год возможного спада мировой экономики.

Стратегия правительства всегда имела целый ряд ограничений, но сейчас, с одной стороны, правильные желания правительства могут быть крайне сильно ограничены реалиями, которые приходят извне. Например, нежелание поднять тарифы на газ кажется совершенно правильным, особенно учитывая, что они находятся на пике политического цикла. Но насколько возможно это реализовать, если ситуация в мире будет ухудшаться и не удастся достигнуть договоренности с Российской Федерацией? Позволить НАК «Нафтогазу» иметь дефицит 2% ВВП, а всей стране – 4,5%, и каким образом его финансировать, если в первое полугодие этого года внешние рынки будут закрыты для всех?

Чи треба було Віктору Януковичу їхати на форум у Давос, враховуючи, що у нього майже не було зустрічей на високому рівні? Можливо, варто було обмежитися присутністю прем’єр-міністра? Адміністрація Президента запевняє, що Віктор Янукович своїми численними зарубіжними візитами працює на те, що привести інвестиції в Україну. Скільки наша країна отримала грошей минулого року?

Олег Устенко: За прошлый год порядка 5-6 миллиардов долларов зашло в Украину в виде прямых иностранных инвестиций. Ситуация в мире резко ухудшается, конкуренция за любой финансовый ресурс резко увеличивается. Протекционизм растет тоже достаточно резко во всех странах, каждый отстаивает, прежде всего, свои интересы. Прагматизм начал превалировать во внешнеэкономической политике любого государства.

Можно либо сидеть, сложа руки и ждать. Можно пытаться реформировать экономику, улучшить инвестиционный климат и получить возможность прихода этих инвестиций, а можно ездить и агитировать вкладывать деньги в Украину. Любой из этих трех вариантов может выстрелить. Если не происходить существенного улучшения инвестиционного климата, то сидеть, сложа руки, эта команда не ставила себе за задачу, потому пытается рекламировать Украину в мире. Этим обоснованы поездки по миру и главы государства, и главы правительства.

Не поехать в Давос для Президента была опция, мог поехать только премьер. С другой стороны, присутствие при любом раскладе либо премьера, либо Президента в Давосе было бы просто необходимо, потому что мы хотим продолжать рекламировать себя. Наши кредиторы должны понимать, что экономическая ситуация в Украине подконтрольна, свидетельством чему является желание премьера или Президента приехать и говорить с бизнес-кругами. Мы видим только официальную часть, но насколько мы понимаем, и у Николая Яновича в Цюрихе, и у Президента в Давосе было большое количество встреч с бизнесом и банкирами для того, чтобы обеспечить возможность рефинансирования наших долгов.

Ільдар Газізуллін: Найбільший ризик зараз для України – це ізоляція від Росії, Європейського Союзу, ринків фінансового капіталу. Відповідно, будь-які контакти зовні є корисними, хоча їх ефективність часто є низькою.

Виходячи з останніх зустрічей керівництва України та МВФ, чого можна очікувати в подальшому нашому співробітництві з Міжнародним валютним фондом?

Олег Устенко: Мы предполагаем, что программой-минимумом, которую преследовал премьер во время переговоров, было добиться от МВФ заявления, что программа продолжит работу в Украине на протяжении 2012 года. При этом получить возможность использования того остатка, который идет по stand-by-соглашению. Насколько я понимаю, в этой программе-минимум минимальное требование у премьера - 1,5 миллиарда долларов запуска денег в страну в виде первого транша.

Программа-минимум-минус – это просто объявление того, что программа МВФ будет продолжена в Украине без каких-то денежный спецификаций. Судя по заявлению, которое было сделано в Вашингтоне, ему это удалось.

Программа-максимум, которую преследует премьер и наши переговорщики, - это заявления МВФ о том, что программа будет продолжена и будет возможность получения Украиной сразу нескольких траншей, желательно всех тех, которые были пропущены.

Программа-максимум-плюс состоит в том, что в случае возможного ухудшения мировой экономической ситуации, Украина должна получить возможность доступа к дополнительным деньгам, которые есть у Международного валютного фонда.

Задача премьера колоссально тяжела, потому что конкуренция за инвестиционный и кредитный ресурсы увеличилась в разы. МВФ сам находится в состоянии поиска денег и пытается вести открытые и закрытые переговоры с Бразилией, Россией, Китаем, Японией, по поводу возможности самих себя докапитализировать. Они хотят найти еще 1 триллион долларов для самих себя, чтобы удерживать всю систему на плаву.

Ільдар Газізуллін: Україна не отримає транші МВФ, які мала отримати. В Угорщині та Румунії, які також отримали багато грошей, де ситуація вже набагато гірша, ніж навіть в Україні. Тому без виконання вимог МВФ (підвищення тарифів на газ) Україні не варто очікувати на ці гроші, тому що в Україні ситуація не така вже і погана. У нас є резерви, теоретично ми можемо їх спалювати і протягом року жити, не потребуючи зовнішнього фінансування. Якщо в Україні ситуація критично не погіршиться, то МВФ грошей не дасть.