На грани санкций ЕС
Резолюция ПАСЕ – только первый шаг
Тема политрепрессий доминирует в украинско-европейских отношениях более года. Возможный «удар» Европы навис над Украиной буквально сразу после ареста экс-министра МВС Юрия Луценко и возбуждения уголовного дела против экс-премьера Юлии Тимошенко. Периодические обещания представителей Европарламента, наконец, нашли отражения и в официальном документе. 26 января Парламентская ассамблея Совета Европы приняла жесткую по отношению к Украине резолюцию. Руководству страны настоятельно «рекомендовали» изменить уголовный кодекс в соответствии со стандартами Европы, отпустить оппозиционеров и обеспечить их участие в парламентских выборах. В противном случае – ПАСЕ может применить санкции.
Вроде бы ничего страшного. Самый жесткий шаг, на который в случае невыполнения условий может пойти Ассамблея, - приостановка полномочий украинской делегации. Но по мнению экспертов и политиков, от санкций ПАСЕ недалеко и до санкций ЕС, последствия которых будут более серьезными.
-- Грядет волна «демократизации по Януковичу»
Впервые европейцы не ограничились лишь словесными призывами украинских властей к высокой демократии, а, одобрив в Страсбурге резолюцию «Функционирование демократических институтов в Украине», показали, что угроза введения санкций, по крайней мере, Парламентской Ассамблеи, может быть вполне реальной.
Как ни странно, но такая жесткая резолюция устроила и регионалов в украинской делегации, они единогласно за нее проголосовали. А народный депутат от ПР Алексей Плотников даже заявил, что «мы удовлетворены».
Бютовец Остап Семерак, тем не менее, в принятии резолюции увидел гораздо больше минусов для украинского правительства и страны в целом: «Привычно, когда критиковать украинские власти начинает Европейская народная партия, но социал-демократы, у которых договор о сотрудничестве с Партией Регионов, обычно их поддерживали. Но на сессии наиболее жестким было выступление именно социал-демократической партии». Показательной нардеп посчитал и позицию российской делегации: «Половина состава не пришла, а вторая половина голосовала в поддержку санкций. И депутаты из других стран, которые ориентируются на курс Кремля, вовремя сообразили и начали критиковать украинскую власть. Это голосование показало, что внешняя политика Януковича и министра Грищенко оказалась абсолютно провальной».
Однако Ассамблея успела «спеть» украинской власти и парочку дифирамбов. А санкции ПАСЕ, как известно - далеко не санкции Евросоюза. «Ничего страшного для власти это не несет, - замечает руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – Самое страшное и неприятное в имиджевом плане, что может быть, - приостановка членства в совете Европы. Такого рода санкции возникали по отношению к Беларуси. Этим пугали Россию (я имею в виду войну в Грузии, ситуацию в Южной Осетии и Абхазии), но ничего не сделали». К тому же, перед тем, как пойти даже на такой шаг, Ассамблея должна провести, как минимум, несколько дебатов – то есть еще около года украинские власти могут спать спокойно.
Чуть не «влетела» в подобную немилость к Европе Армения. В течении долгого времени Ассамблея убеждала армянские власти освободить политзаключенных. На выполнение этих требований стране дали год. Но до санкций дело так и не дошло – правительство управилось в срок.
Российский политолог и философ Сергей Кара-Мурза называет подобные резолюции ПАСЕ «символическим ухудшением отношений»: «Ничего реального, что бы оказало влияние на жизнь людей, пока нет. Это просто знак, что они не терпят самостоятельных решений – правильных или ошибочных».
А вот директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев все же верит, что реакция на резолюцию будет: «Пойдет размораживание, размягчение политического режима. Начнется процесс неодемократизации, имитация и демонстрация новой демократизации по Януковичу, но без свободы Тимошенко. Может, смягчат приговор для Луценко, но до выборов его все равно не выпустят – буйные харизматичные люди на выборах не нужны. А все остальное - можно». Соавтор резолюции Майлис Репс тоже считает, что документ «будет иметь большое влияние на доступ Украины в Европу в целом».
«Я знаю, что Украина уже подписала экономическую часть соглашения об Ассоциации. Но там есть еще и политическая часть переговоров. И поверьте, в Европе очень серьезно отнесутся к результатам мониторинга и резолюции ПАСЕ», - заявил Репс.
Позицию Европы в своем сообщении передал и представитель украинской делегации от оппозиции Евгений Суслов: «Европа ожидает четкую и прозрачную реакцию власти на резолюцию. Если ее не будет – Европа готова применить относительно украинской власти такие же санкции, которые сейчас применяются относительно Лукашенко, если не будет освобождена Юлия Тимошенко и Юрий Луценко». Советует обратить внимание на резолюцию, несмотря на ее символическое значение, и Сергей Кара-Мурза: «Такое решение ПАСЕ стоит внимания – потому что это уже отношения не на равных».
Важно осознавать, что санкции ПАСЕ – это серьезный сигнал. Европейцы вежливые люди, но они понимают, когда их обманывают. Когда же Президент Украины говорит, что он не влияет на суды, то он их обманывает. Не удивительно, что если Европа и США хотят сделать какие-то жесткие шаги в отношении Украины, то ПАСЕ – это первый звоночек.
-- Чего «стоит» список невьездных
«Заработать» от ЕС серьезное экономическое «наказание» в ближайшее время Украине не удастся. До Ирана, против которого ЕС и США в связи со спорами вокруг ядерной программы ввели жесткие санкции, ограничивающие внешнюю торговлю, финансовую сферу и энергетический сектор, нам еще далеко. Но есть куда более простые и слишком близкие для Украины пути, как вызвать гнев Европы. И адресные санкции а ля российского «списка Магнитского» уже не кажутся такими далекими.
Что же в добавку к угрозам ПАСЕ может «обеспечить» и санкции Евросоюза?
1. Расстрел демонстраций
Еще одним примером введения экономических санкций ЕС можно считать Сирию с ее массовыми беспорядками. Участники протестов выступали с требованием отставки Президента страны Башара Асада и проведения политреформ. Несанкционированные акции сирийские власти пресекали с помощью армейских подразделений. За шесть месяцев такого положения в стране были убиты более двух тысяч человек.
Как результат, Европой был введен запрет на инвестиции в сирийский нефтяной сектор, а также поставки банкнот и монет Центральному банку Сирии. Под штрафные санкции попали еще шесть сирийских фирм. Европейским бизнесменам запретили иметь дело с главным в Сирии оператором сотовой связи Syriatel, крупнейшей частной компанией Cham Holding, телекомпанией Addounia TV - за призывы к насилию против гражданского населения, а также с тремя компаниями, связанными с сирийской армией. В черный список ЕС включили 65 сирийских руководителей, в том числе и Президента страны.
Политолог Владимир Фесенко уверен, что до такого Украина не дойдет, но «когда гибнут люди, армия фактически расстреливает демонстрации, нужно вводить санкции».
2. Разгон митингов + жертвы
Однако можно обойтись без расстрелов, и все же накликать на страну гнев Евросоюза в виде «черного списка». Пример Беларуси показывает, что для этого хватит и разгона митингов.
После президентских выборов в 2010 году с разгонами демонстраций подопечные «батьки» несколько перегнули палку, и уже 20 января 2011 года Европарламент принял по Лукашенко разгромную резолюцию, запретив выдачу виз и заморозив активы в странах ЕС для белорусских руководителей высшего ранга. «По Беларуси речь шла о санкциях, связанных, в первую очередь, с негативной оценкой выборов и одновременно массовых репрессивных акций против оппозиции и ее рядовых сторонников – имеется в виду, разгон участников оппозиции в Минске после президентских выборов», - конкретизирует Владимир Фесенко. И добавляет, что «у нас такие риски могут возникнуть, если что-то подобное произойдет после парламентских выборов. Хотя теоретически оппозиция может и до выборов провести большую акцию протеста, и если соберется большое число людей, эту акцию протеста разгонят и будут человеческие жертвы – возможны санкции». Директор GMT Group Анатолий Луценко соглашается, что «придушить мирное собрание - уже повод для санкций».
3. Сфальсифицированные выборы
На виду еще одна причина, по которой Европа «влепила» Беларуси санкции, - недемократичные выборы. Осенью, по мнению экспертов, Украина вполне может догнать «соседку» и в этом вопросе.
«Обеспечить полную фальсификацию выборов – это будет иметь еще большие санкции, чем какое-то конкретное преследование, - отмечает Анатолий Луценко. - У нашей власти есть много инструментариев в руках, которые можно использовать, чтобы нарываться на новые проблемы».
4. Новые политзаключенные
Также Анатолий Луценко считает, что для санкций со стороны Евросоюза, власти достаточно будет «посадить Луценко», а после – выбрать еще несколько оппозиционных лидеров и «начать их преследование». Особенно остро эта проблема может аукнуться Украине накануне или после парламентских выборов. Владимир Фесенко конкретизирует: «Власть разгоняла протестные оппозиции в Минске, были массовые аресты с использованием жесткой силы. Были арестованы большинство кандидатов на пост Президента от оппозиции. После этого ЕС использовал точечные санкции против представителей белорусской власти, которые были непосредственно причастны к этим действиям».
По словам Остапа Семерака, разговор о точечных санкциях против некоторых украинских чиновников уже обсуждали в день принятия резолюции ПАСЕ: «Персональные санкции возможны - об этом говорили 26 января. Я думаю, что нам нужно ожидать в ближайшее время в Европарламенте и вообще в ЕС публичной дискуссии об использовании персональных санкций в отношении украинских чиновников, как нижнего уровня, так и самого высокого».
Говорить о массовых репрессиях в Украине еще рано – пока место имеют только отдельные криминальные дела: осуждение Тимошенко и процесс над Луценко. Но вдруг до выборов гарант решит «отодвинуть в сторону» всех своих возможных конкурентов?
5. Если что-то случится с Юлей
Участники ПАСЕ уделили достаточно много внимания и в устном общении, и в самой резолюции судьбе Юлии Тимошенко, порекомендовав украинским властям не только дать ей необходимое лечение, но и обеспечить ее участие в парламентских выборах. В связи с этим, многие эксперты уверены: смерть Юлии Владимировны (например, от недолжного лечения в колонии) – достаточный повод для введения жестких санкций.
Владимир Фесенко замечает, что санкции могут вызвать не только массовые столкновения, пострадавшие и большое число арестованных, но и если «что-то очень не хорошее случается с Юлией Тимошенко». Судить о жестокости санкций в целом эксперт не берется – «все зависит от ситуации. Евросоюз вводит жесткие санкции, как правило, постепенно. Сначала речь идет о предупредительных мерах, например, персонифицированных санкциях против людей, которые виноваты в конкретных нарушениях или на которых Евросоюз возлагает ответственность за грубые нарушения тех или иных демократических стандартов. А потом уже могут применять их к государству и к широкому числу чиновников. Высокую планку санкций поднимают не сразу».
-- Украинским чиновникам санкции ни к чему
Между представителями разных политсил возникают споры о том, насколько, вообще, эффективными для Украины могут оказаться санкции ПАСЕ и даже санкции ЕС. Ведь ограничения на въезд в Европу определенных лиц и санкции против субъектов хозяйствования, обслуживающих личные интересы Президента, в Беларуси особого эффекта не дали. Режим Лукашенко от политрепрессий не отказался. «Черный список» - это же не так страшно, как например, обещание Евросоюза прекратить принимать газ через трубу «Белтрансгаза» и покупать нефтепродукты.
Сергей Кара-Мурза уверен, что «ни России, ни Украине экономические санкции не грозят. Это, прежде всего, ударит по самой Европе, потому что мы – покупатели их товара. Отказаться от газа они тоже не могут. Это глупо, а глупых вещей они не делают».
Однако украинские эксперты и оппозиционные политики уверены, что нашим чиновникам достаточно будет и списка невыездных. По словам политолога Вадима Карасева, «для Лукашенко санкции не так трагичны, как для нашей элиты. Прежде всего, начнутся списки прокуроров, списки следователей, списки судей. И нельзя уже будет поехать в Европу на шопинг, проверить печень и подлечить почки в Баден-Бадене. Сейчас начнется обратная отмашка. Не знаю, насколько это временно, но думаю, будут пытаться сделать все, чтобы не было претензий по выборам и по ситуации в стране».
Очевидно, что в Европе понимают разницу между Беларусью и Украиной, и по-разному относятся к этим странам. Ведь Беларусь менее уязвима в плане персональных санкций, ареста счетов и запрета виз для чиновников, так как они давно замкнулись и прячут свои пожитки не в Европе, а у себя или в России. А украинские чиновники совсем другие. Их дети живут и учатся в ЕС или Штатах. Их имущество, того же Клюева, Азарова или Колесникова находится в Австрии. Не получить туда визу, а получить мониторинг имущества и аресты счетов - это для наших намного больнее, чем для белорусов.
Европейцы сначала намекают, потом говорят, потом кричат, потом действуют. Но не понятно только, чего конкретно ждут украинские власти для того, чтобы менять ситуацию в стране и «бежать» как можно дальше даже от возможности введения санкций ПАСЕ (не говоря уже о санкциях Евросоюза). Тактика а ля «послушать – послушаем, а поступи по-своему» в данном случае выглядит не как четко выстроенная стратегия действий, а лишь как непонимание главных механизмов европейской политики.