Властная модель в викторианском стиле

Последние два года подтверждают, что именно личностная доминанта в украинской политике определяет всю логику управления страной.

Последние два года подтверждают, что именно личностная доминанта в украинской политике определяет всю логику управления страной. Из-за этого за двадцать лет в Украине так и не сформировались ни единые правила игры в политической системе, ни тем более стратегия государственного развития. Каждый новый президент строит (или пытается строить) свою систему. И если первые три президента играли довольно прозрачную партию, то Виктор Янукович рискует сам запутаться в своих же собственных политических рокировках.

Украина воистину страна-качель. За двадцать лет независимости мы успели примерить на себя различного рода модели управления. Страну качало от волюнтаристской системы Кравчука до кучмовской автократии с небольшой остановкой в виде «демократического хаоса» Ющенко. В 2010-м страна шла на президентские выборы с явным запросом на так называемую «сильную руку». Заказывали? Получили. Вот только та ли это «сильная рука», с которой многие украинцы связывали надежды на светлое будущее страны или в этой обвертке мы получили нечто другое?

Виктор Янукович выступил архитектором системы, которая цельная снаружи, но уже сейчас становится очень расшатанной внутри. Система баланса интересов им пытается замениться на систему контроля интересов, но президент не замечает, как уже сейчас властной подкормки на всех начинает не хватать. В традиционный вальс олигархичных кланов при Януковиче влился новый субъект под условным названием «семья», который чужд матерым политическим игрокам, привыкшим самим поднимать ставки в нужный момент. А прошло только два года.

Все это говорит о том, что система, которую Янукович так отчаянно пытается выстроить под себя, может рухнуть еще до того, как ее автор перережет красную ленточку. Вот только стране от этого тоже легче не станет. Но обо всем по порядку.

-- Это сладкое слово «реванш»

Для того, чтобы понять логику Януковича при построении нынешней политической системы, стоит окунуться в знаменитый 2004 год, который с точки зрения политической психологии нам дает ответы на многие вопросы.

Тогда система кучмизма, выстроенная по принципу конкуренции олигархов во главе с Леонидом Даниловичем, стояла перед задачей сохранения власти по сценарию «Преемник» (многие его называли еще «Кучма-3»). Виктор Федорович, согласившийся на роль преемника, понимал, что он «ведомый» в этом сценарии и ему отведена роль пролонгации системы Кучмы еще на 10 лет. Это удовлетворяло интересы всего властного истеблишмента. Бюрократы сохраняли статус-кво, олигархи – действующие правила игры, а Леонид Данилович – значительное влияние на политику в будущем. Но… История сложилась таким образом, что Янукович проиграл, в том числе и из-за того, что многие отвернулись от него в самый ответственный момент.

Очевидно, именно тогда «синдром проигравшего» превратился в мотив реваншизма, в котором Виктор Федорович уже отводил себе роль «ведущего». Последующие пять лет проходили под знаком максимальной мобилизации финансовых и организационных сил, что позволило привлечь на свою сторону ведущих украинских олигархов и функционеров, а также бывших крупных чиновников. Фундаментом для образования подобного мегаблока с общей целью «Янукович у власти» стала донецкая элита. Именно эти люди и обеспечили Януковичу победу в 2010 году. А вот когда пункт назначения был достигнут, тут и начались первые проблемы, ибо у Виктора Федоровича планы на власть были несколько иные, чем у его вчерашних политических полководцев. Место во властной конструкции Виктора Федоровича нашлось всем, вот только всех ли оно устраивает?

-- Фасад с сыплющейся штукатуркой

Сразу же после победы на президентских выборах перед Януковичем стала проблема постройки «фасада». Фасад должен более или менее отображать интересы избирателей, создавать ауру активной работы и ретранслировать позиции президента в СМИ. «Фасад» должен принимать на себя главный удар в случае неудач и заниматься административной «текучкой». Уже традиционно функцию «фасада» выполняет Кабмин.

Кабмин, сформированный Януковичем в 2010-м уже пережил несколько пертурбаций, в том числе и первый этап административной реформы. Главой «фасада» остается Николай Янович, хоть и кресло под ним уже давно шатается. Объясняется это довольно простыми и банальными причинами. «Фасад» перестал эффективно выполнять возложенные на него функции, про что свидетельствует стремительно падающий рейтинг президента. «Фасад» перестал нравиться людям и сдерживать напряжение. Кроме того, активный рост «семьи» требует, в том числе, и активное представительство этой структуры в Кабмине для обслуживания собственных интересов. Кому-то нужно подвинуться.

В «фасаде» всегда есть «луч надежды». В свое время у Кучмы таким «лучом» был Ющенко. Он помогал Кучме поддерживать интригу и народное доверие, разбавлять серые тона. В правительстве Азарова роль «луча» была отведена Тигипко. Со своим «лучом» Янукович разобрался лучше Кучмы – Янукович понял, что «луч» нужно вовремя тушить. Сегодня в Кабмине появился новый претендент на это амплуа – Хорошковский, который, очевидно в президентском фасаде будет выполнять сразу несколько функций: с одной стороны, отстаивать интересы «семьи», а с другой, при помощи имиджмейкеров, завоевывать голоса избирателей новыми «надеждами».

-- Все заборы у нас в голове

Для прочного объекта забор – лучшая гарантия безопасности. Властный «забор» - это правоохранительный блок, который при Януковиче стал топовым в списке увеличения финансирования на его содержания. В общей сложности в 2012 году на ГПУ, МВД и СБУ потратят более 37,5 млрд грн. Аналогичные процессы проходили и в прошлом году, когда финансирование Генпрокуратуры увеличилось почти на 78%.

Поэтому для Януковича прочный и неприступный «забор» - залог политической эффективности. Повышение активности правоохранительных органов, в том числе и в части дел против политических оппонентов, говорит о том, что сегодня роль «силовиков» одна из решающих в осуществлении внутренней политики.

До этого, ни Кравчук, ни Кучма, ни тем более Ющенко не делали такую ставку на правоохранительные ведомства. Янукович в этом плане не просто реанимировал автократию Кучмы, а еще и сделал силовые органы «цепным псом» государственного управления. Аура страха создает иллюзию контроля.

Проблема лишь в том, что подобная визуальная игра мускулами на фоне экономических неудач может привести к еще большему нарастанию и без того ощутимого социального напряжения. Поэтому я бы не называл эту видимую конструкцию устойчивой, ведь мы уж видели, как падают заборы перед Верховной Радой.

-- Пыльный подвал с выкрученной лампочкой

Роль своеобразной подсобки, в которой хранятся не архиважные, но все же нужные для реализации определенных целей, ресурсы, выполняет чиновничество. Особенно важным «подвал» становится перед выборами, поскольку именно его содержимое позволяет аккумулировать максимальные административные и финансовые ресурсы, нужные для достижения победы.

Особенно интересно в этом аспекте положения регионального чиновничества, которое хоть и верно своему начальству, все же не может похвастаться взаимной любовью действующей власти. Региональные проблемы все чаще так и остаются региональными, но полномочия все с тем же упорством, что и в кучмовские времена, продолжают стягиваться на улицу Банковую.

Особой модификацией кучмовских методов при Януковиче стал институт так называемых «смотрящих», без участия которых, сегодня не обходится принятия ни одного важного решения в регионах.

Поэтому местная власть продолжает играть роль «подвала», в который и сбросить лишнего не жалко, и воспользоваться в нужный момент не зазорно. Удобный инвентарь, который всегда под рукой.

Вот только столь «почетная» роль местной власти (естественно Донецк мы выносим за скобки) вряд ли удовлетворяет региональные элиты, которые, традиционно для украинской политики, привыкли отвоевывать свой кусок пирога. Если Янукович будет продолжать их игнорировать, то межрегиональные коалиции могут ополчиться против «донецких» и поставить под вопрос победу власти, если не на парламентских, то на президентских выборах.

-- В очередь, сукины дети

В политической конструкции Януковича «холл» – это место доступа во властные «апартаменты», которое, безусловно, дает возможность влиять на повестку дня и добиваться нужных для себя решений. Проблема лишь в том, что из-за обильного количества фаворитов (которых Виктор Федорович с завидным постоянством меняет) в «холле» сформировалась немаленькая очередь. За этими самими решениями и привилегиями. И очередь из тех людей, которые традиционно предпочитают пребывать вовсе не в «холле» и даже не в «гостиной» власти, а непосредственно в «апартаментах». Речь идет об отечественных олигархов, которых «семья» постепенно вытеснила на менее привлекательные позиции в политической системе.

Ну а здесь, как и в любой другой очереди, рано или поздно, начинают назревать конфликты. Причем конфликты режиссируется именно из «апартаментов». Свеж в памяти конфликт вокруг предприятия «Крымский титан», которым остудили пыл и аппетиты Дмитрия Фирташа, да и традиционный компаньон Партии Регионов Ринат Ахметов по некоторым данным начал часть своих активов выводить за рубеж. Конкретизируя не самое выгодное положение Рината Леонидовича можно вспомнить конфликты вокруг «Запорожстали» и «Метинвеста», когда самому богатому на данный момент украинцу пришлось подвинуться при распределении капиталов.

Да и откровенных протеже олигархов во власти осталось не так уж много. Ирина Акимова на данный момент является практически последним форпостом, который неизвестно сколько продержится.

Таким образом, Янукович пытается держать олигархов на коротком поводке, в одной ситуации используя «кнут», а в другой – «пряник». Вот только президент забывает, что костяк системы олигархата был выстроен еще при его бывшем патроне – Леониде Кучме и эта система все еще устойчива и в финансовом, и в кадровом плане. Поэтому я бы на месте Виктора Федоровича не рисковал бы начинать полномасштабную экспансию, стремясь по аналогии с Путиным приставить олигархов «к ноге». Соблазн такой очевидно, есть, но, как справедливо замечал все тот же Леонид Данилович – Украина не Россия.

-- All inclusive

Вот, наконец, мы и добрались до главного источника и носителя власти, который, собственно, и является истинным центром системы. В свое время в Украине таким центром была номенклатура и «красные» директора при Кравчуке, олигархат при Кучме, «любі друзі» при Ющенко. Сегодня – это группа под условным названием «семья». Подобный центр при Януковиче появился не сразу. Изначально, олигархи действительно имели карт-бланш на восстановления модели Кучмы, а сравнения со вторым Президентов Украины нередко мелькали в прессе.

Но, очевидно, Янукович хорошо помнил суть того амплуа, которое ему готовилось в 2004 году. И за эти шесть лет у него сформировалось свое виденье организации власти. Власти, в которой доверять можно только своим. Не близким, а именно своим. И он создал собственную группу в виде родственников и наиболее близких к ним компаний, возглавляемых узким кругом проверенных друзей Януковича еще в бытность его губернатором Донецкой области.

Именно «семья» в 2011 году провела настолько убедительный марш-бросок, что сегодня под ее контролем находятся наиболее рентабельные сферы украинской экономики, а представительство обеспечено во всех государственных органах: от таможни до нацбанка.

Подобная система – это попытка построить максимально прочную и контролируемую модель, при которой ни межклановая конкуренция, ни тем более согласование разных интересов, как это было при Кучме, абсолютно не нужны. Властный треугольник превратился в свинцовое ядро.

-- Сроки эксплуатации

Столь прочная, на первый взгляд, конструкция, которую «архитектор»-Янукович выстроил за эти два года, на самом деле, не самая выгодная с точки зрения политических перспектив. И первые трещины в ней видны уже сейчас.

Закрытость и монолитность подобной системы показывают, что ресурсов на всех не хватает. А стремительно растущие аппетиты «семьи» говорят о том, что все большее число вчерашний фаворитов Виктора Федоровича рискуют остаться с носом. Что, очевидно, подтолкнет их к кооперации против самой «семьи».

Кроме того, уже сейчас во власти вырисовывается группа «обиженных», которых либо «принесли в жертву» общественному мнению, либо удачно использовали. Самый яркий пример – Тигипко, который уже не столь воодушевленно смотрит на свои перспективы во власти. Тигипко и те, кого еще «принесут в жертву» после него, могут примкнуть к рядам оппозиции, либо попробовать реанимировать свои старые проекты, заручившись поддержкой тех олигархов, которых сегодня не сильно жалует Янукович.

Чем больше Янукович централизирует власть, тем менее объективную информацию о состоянии дел в стране он получает. Тот же Кучма умело балансировал между разными группами, в том числе из-за того, что это позволяло ему всегда оставаться с козырной картой в рукаве. Янукович же рискует стать пленником собственных иллюзий.

Иллюзия всесилия и контроля, в сочетании с желанием создать ауру страха, да еще и на фоне сомнительных экономических показателей, приводят к тому, что чем сильнее власть удаляется от народа, тем настойчивее этот самый народ стремиться привести власть к ответу. Уже сейчас окружению президента, в промежутках между «строительством» системы, неплохо было бы обратить внимание на рекордные показатели роста протестных настроений, которые есть в украинском обществе.

Подобная недальновидная логика Януковича может привести к тому, что внушительная издалека конструкция власти с высоким «забором», красивым «фасадом» и наполненным до отказа «подвалом», в любой момент развалится, как карточный домик.

Автор - Виталий Филипповский, политический аналитик