Ротация во власти: причины понятны, конечная цель – нет

Последние кадровые изменения в структуре власти продемонстрировали тотальную некомпетентность украинских политиков и политологов.

Последние кадровые изменения в структуре власти продемонстрировали тотальную некомпетентность украинских политиков и политологов. Однако причина такой некомпетентности вовсе не в их (и нашей) профессиональной непригодности, а в сущности власти.

За всей внешней мишурой разного рода спикеров (политиков, экспертов, предпринимателей) четко прослеживался лишь один тезис – единственным носителем власти в стране является Президент. Только он знает, что будет завтра. Только от него зависит, кто останется при власти, а кто, по каким-то только ему понятным причинам, покинет ее. И с мотивацией Президента есть вопросы. С одной стороны, причины подобных решений в общем-то понятны. С другой, не прослеживается конечная цель таких ротаций. Проще говоря, почему сняли Клюева с должности первого вице-премьер-министра, многим известно. А вот, что он будет делать в СНБОУ – большой вопрос.

-- Баланс сил

Принято считать, что любой украинский Президент первые несколько лет выстраивает собственную модель политической коммуникации в стране. Базовой основой такой модели является достижение определенного баланса между разными группами влияния. Так было в случае с первым сроком Президента Кучмы, подобные попытки были предприняты Ющенко в период противостояния Тимошенко-Порошенко. Такие же процессы происходили и в случае с Януковичем, вплоть до последних событий.

Что же собой представляла система распределения баланса сил?

Для этого необходимо совершить небольшой экскурс в историю. Феномен Януковича – это рецидив политической системы 90-х годов, которая зиждилась на региональной клановой финансово-политической системе. Его длительный поход во власть начался в одних, а закончился в абсолютно других реалиях общественно-политической системы. Благодарности в политике (тем более, украинской) ждать не приходится никому и ни от кого. Это подтверждают и локальные волны кадровых ротации в Кабмине Азарова. Прежде всего, уход в запас таких некогда ярких персонажей как Сивкович, Шуфрич, Семиноженко.

В целом же правительство Азарова и без того было примером политического долголетия. Но основной причиной такой стабильности был именно пресловутый «статус кво». Система власти Януковича выстраивалась на 3 столпах:

-донецкие (старые, новые);

- группа РУЭ (здесь тоже очевидны внутренние структурные изменения);

- бюрократия.

В последнее время происходит активное вхождение нового фактора политической стабильности – т.н. интересы Семьи. И если ранее мы наблюдали медленное вытеснение локальных игроков, то сегодня столкнулись с массовым замещением. Как бы то ни было, но баланс сил во власти нарушен. Никакие скандалы в парламенте, никакие слухи и нашептывания оппонентов не могли бы стать причиной смещения священной коровы, которой был и пока еще остается Клюев. Это - если бы Президент руководствовался не эмоциями и даже не тактическими соображениями, а стратегическими.

Однако ротация произошла. И сегодня Клюев вынужден будет поднимать из руин СНБОУ. Не исключено, что уже в ближайшее время мы увидим результат. Скорее всего, речь пойдет об изменении функционала этого органа. Известно, что «не место красит человека, а человек место». Поэтому в течении недели - максимум двух можно прогнозировать выход очередного Указа Президента Януковича, предусматривающего усиление полномочий, штата, бюджета и пр. СНБОУ. В этом случае Клюев не только останется в активной политике, но и сможет перегрузить свою роль в системе власти. Однако если этого не произойдет, и Клюев вынужден будет работать с парикмахерами и дальними родственниками Богатыревой в СНБОУ, то можно будет говорить о тенденции пересмотра роли политических авторитетов в системе власти.

Уже сегодня становится очевидным, что слабыми являются позиции не только Николая Азарова, но и Бориса Колесникова. Однако если в случае с отставкой Азарова можно говорить о попытках сбрасывании негативного имиджевого балласта, то уход Колесникова будет объясняться исключительно эмоциональными мотивами.

Представьте себе матчи Евро2012. Безусловно, с участием Президента страны и нескольких десятков тысяч граждан. Обструкция, которой поддался Янукович в парламенте на открытии сессии, покажется ему детским утренником по сравнению с тем, что он может услышать на стадионах. И кто будет назначен виновным – Колесников, кто же еще?

Таким образом, повторюсь: сегодня «статус кво» во власти нарушен. «Семья» агрессивно входит в систему, вытесняя не только отдельные ее элементы, но и пытаясь полностью заменить ее.

-- Фактор Семьи

Этот фактор является традиционным для постсоветских обществ. Достигая определенного уровня влияния, политик сталкивается с проблемой доверия. И если в борьбе за власть он вынужден был опираться на носителей других ценностей (профессионализм, патриотизм, последовательность, командность – выбрать нужное), то в стремлении сохранить власть, политик ориентируется на абсолютно иные ценности. И это естественно – для постсоветской ментальности. Отсюда и возникает фактор «ближнего круга».

Те из ФПГ, которые смогут доказать свою лояльность Семье, будут наименее терять во влиянии. Пока это удается т.н. группе РУЭ, чуть менее удается Ринату Ахемтову. Однако можно не сомневаться, что подвинутся все. И это неизбежно. Однако и этот процесс не бесконечен. Перераспределение капитала (власти), так же как и его первичное накопление – имеет ограничение в пространстве и времени. Система власти в стране, уже после перезагрузки в новом формате тоже должна будет «устаканиться».

Первым испытанием для новой системы власти станут предстоящие парламентские выборы. То, каким образом власть пойдет на них, в каких условиях, в каком формате, - во многом будет объяснять жизнеспособность уже обновленной системы. Вполне может оказаться, что ставка была неэффективной, и Президент вынужден будет продолжать поиски «своего решения».

Пожалуй, самым оптимальным для Семьи было бы ограничиться развитием коммерческого влияния. Однако можно не сомневаться, что носителей интересов этой группы неминуемо будут подталкивать в политику. Как бы там ни было, сегодня на место Клюева, и завтра на место Азарова придет человек, лично преданный Януковичу. В этой связи назначение на пост первого вице-премьер-министра Хорошковского, которое является вероятным, не выглядит логичным. Более понятным станет приход на эту должность Сергея Арбузова, который банально будет набираться опыта до парламентской кампании и дальнейшей отставки Азарова.

-- Парламентские выборы

Октябрь 2012 станет Рубиконом для обновленной системы власти. Однако нынешние пертурбации свидетельствуют о том, что до сих пор в окружении Януковича нет четкого видения парламентской кампании. Очевидно, что падение персонального рейтинга Януковича и Партии регионов заставило задуматься провластных политтехнологов. Думается, лично Андрей Клюев (которого называют главой партийного штаба) тоже пересмотрел свою готовность отвечать за результаты выборов. К тому же, если во внутренних дискуссиях победит тезис о необходимости разграничения пропорциональной и мажоритарных кампаний, то можно уверенно говорить о серьезных проблемах для ПР.

Мажоритарщики, утвержденные в АП, как правило не будут тянуть пропорциональную кампанию ПР, а скорее наоборот – будут идти либо как независимые, либо как альтернативно-оппозиционные кандидаты. В этом случае рушится полностью концепция эффективного админресурса. Безусловно, по результатам выборов, куратор мажоритарной кампании будет гораздо предпочтительнее выглядеть, нежели начальник партийного штаба, который вынужден будет отвечать за весь негатив.

Однако в любом случае, если кампания будет разделена и создастся двохуровневая система штабов, поставленная задача властью достигнута не будет. В этом случае говорить о формировании конституционного большинства в парламенте будущего созыва попросту не приходится. Тогда как формат Конституционного большинства Януковичу принципиально важен. Именно этот формат дает надежды на пролонгацию власти.

-- Второй срок

Классикой политтхенологий является фраза «закончились выборы – готовься к новым» (правда в Украине этот тезис работает слабо). Сегодня рейтинг Президента Януковича демонстрирует ту же тенденцию, что и рейтинг Президента Ющенко. Не думаю, что за успехами строительного процесса в Межигорье и развитием семейного бизнеса, Янукович не думает о будущем и не замечает очевидных проблем. Значит, у него есть план. И этот план приблизительно таков: формирование конституционного большинства в парламенте нового созыва, конституционная реформа, выборы Президента в Верховной Раде.

Смешанная мажоритарно-пропорциональная система теоретически предоставляет возможности для такой «длинной игры». Однако для этого нужно не только качественно отработать кампанию партии власти на всеукраинском уровне, обеспечить подавляющее большинство на мажоритарной составляющей, но и подстраховаться качественным наполнением списков оппозиционных партий. Думаю, именно это станет главной темой обсуждений политтехнологов и лидеров групп влияния, близких к Президенту. Пока же, складывается впечатление, что власть мыслит тактическими шагами, не приступая к стратегии. А именно это является главной предпосылкой для выстраивания эффективного административного ресурса. В том числе и на выборах.

Автор – заместитель директора Института информационного общества