Оппозиции придется «сливаться»?
О том, как формируют единый партийный список
«Молитвы» Юлии Тимошенко об объединении были услышаны. В оппозиции таки решили: там, за решеткой, ЮВТ, получившей и время и почву для размышлений, «открылось» многое, а потому предложенный ею единый партийный список на предстоящих парламентских выборах – очень даже неплохая идея. Лина Костенко «во главе», понятное дело, не в счет. Сразу после письма Юлии Владимировны, в котором она «з неуклінним проханням» обратилась к лидерам оппозиционных сил, наконец, дать бой правящей мафии, идею объединения поддержали мелкие «непроходные» партии. Теперь же на этом решили сыграть и такие «крупняки», как «Батькивщина» и «Фронт перемен».
-- Кто в курсе?
Одновременно с заявлением Арсения Яценюка о «готовности» единого списка мажоритарщиков от КОДа, депутат от фракции «БЮТ-Батькивщина» Сергей Соболев сообщил, что сейчас ведутся серьезные переговоры и относительно единого партийного списка: «Мы для себя планы построили: буквально еще неделю, и мы завершим эту ситуацию».
Как одной колонной на выборы пойдут «Батькивщина», «Фронт перемен», «УДАР» и, например, «Свобода», сложно даже представить. К тому же, как и в случае согласования единого списка мажоритарщиков, некоторые политсилы не только не рассчитывают на милость «побратимов», но и, вообще, не в курсе разворачивающихся в КОДе событий.
«Нашеукраинец» Зиновий Шкутяк заверил, что партийный список может быть единым только для двух сил: «Это какие-то предварительные разговоры о том, что возможен единый список «Фронта перемен» и «Батькивщины». А чтобы в этом участвовал кто-то еще – вряд ли». Заместитель главы партии «Свобода» (шансы на преодоление 5% барьера которой согласно данным социологической группы «Рейтинг» составляют 17%, что вполне позволяет двигаться на выборы самостоятельно) Андрей Мохник четко дал понять, что его политсила никаких «переговоров в отношении единого списка не ведет»: «Позиция, которая была отработана в КОДе – это поход тремя колоннами: «Батькивщина», «Фронт перемен» и «Свобода».
Однако остальные представители КОДа все же делают некие шаги на пути к единому партийному списку. Свое «да» уже сказали в УСДП: «Мы уже дали свое согласие, что готовы идти в едином списке. У нас нет больших амбиций, мы хотим, чтобы выиграла оппозиция в целом, - отметил замглавы партии Евгений Суслов. – Наша партия хоть и имеет свою историю, все же молодая и, понятное дело, никаких требований мы не выставляем. Пусть их выставляют такие большие партии, как «Батькивщина». С тем, что «поход» на выборы тремя-четырьмя колоннами – формула проигрыша согласился лидер Европейской партии Украины Николай Катеринчук: «Это было предложение с учетом социологических опросов. Нужно обратить внимание на возможность объединения в единую колонну. Одна колонна у оппозиции – одна победа на всех. Но сначала мы смотрим, как это работает в цифрах».
Учитывая рейтинги, и Европейской партии, и УСДП, им, пожалуй, действительно, лучше примкнуть к более сильным товарищам. Главный вопрос в том, чтобы «лидеры» согласились взять на балласт более «мелкую сошку». По мнению Катеринчука, успех дела «зависит от трех-четырех людей: Тимошенко, Яценюка, Тягнибока и, наверное, Кличко».
Более уверенные позиции занял Народный Рух Украины. 2 марта партии «Батькивщина» и НРУ подписали соглашение об объединении усилий на выборах в Верховную Раду. Во время его представления председатель НРУ не забыл отметить, что «такое соглашение является реакцией на призыв Юлии Тимошенко об объединении демократических сил». И намекнул, что остальным – тоже не мешало бы присоединиться к этому новоявленному союзу: «Я надеюсь, что наш пример будут наследовать и другие партии, которые входят в Комитет сопротивления диктатуре, и также согласятся на создание единого демократического списка оппозиции, так как лишь вместе мы сможем победить на парламентских выборах».
О высокопарности слов - не будем. «Прорвать» пятипроцентный барьер в парламент у Народного Руха в самостоятельном плавании шансов нет никаких. По сути, Тарасюк обеспечил себе и парочке своих ближайших соратников по партии «проходные» места в списке «Батькивщины». Не зря еще за день до подписания соглашения между политическими силами, оценивая возможность единого партийного списка, заместитель главы НРУ Вячеслав Коваль радостно сообщил «Главкому», «что переговоры ведутся, и такое впечатление, что ведутся они успешно».
-- Потери от объединения
Но насколько, вообще, возможен вариант похода оппозиции на выборы одной колонной?
С одной стороны, нардеп от «Батькивщины» Сергей Соболев уверяет в реальности такой ситуации. С другой, пока он четко называет всего лишь три политсилы, по его мнению, готовых к объединению: «Сложилось достаточно факторов, которые позволяют сказать, что на сегодня в едином партийном списке можно увидеть и «Батькивщину», и «Фронт перемен», и «Удар». После заявления Кличко, что он идет на выборы мэра, наша обязанность сделать все возможное, чтобы он был единым согласованным кандидатом от комитета сопротивления диктатуры. И это дает возможность вести переговоры и относительно единого партийного списка в том числе».
Здесь как и кроется первое «но». О Кличко, как о едином кандидате от оппозиции на пост мэра Киева, несколько месяцев назад говорил еще Яценюк. Ничего плохого в этом нет. Однако, во-первых, Виталий Кличко, который по большому счету даже не является членом КОДа, никогда не высказывал явного желания идти на выборы с кем-то в одной упряжке, и уж тем более, под чужим брендом (вполне возможно, он еще и мажоритарщиков своих будет выставлять отдельно). А во-вторых, партия «УДАР» и так набирает имеет неплохие шансы «проскочить» в парламент без чьей-либо помощи. Депутат «УДАРА» в Киевсовете Наталья Новак удивляется возможности участия своей партии в формировании единого партийного списка: «У каждой партии свой партийный список. Единый возможен только в случае, если вдруг снова разрешат блоки. А так, как вы себе это представляете? «УДАР» пойдет по спискам «Батькивщины»? Или члены «Батькивщины» пойдут по списку «УДАРА»?».
В контексте эдакой самостоятельности и заявлений представителей «Батькивщины» и «Фронта перемен» вполне возможно, что Виталию Кличко «светит» некий ультиматум от «соплеменников» по оппозиции: мол, поддержим кандидатуру на пост мэра в обмен на согласие «влиться» в единый список.
Несмотря на постоянные заявления первого замглавы партии «Батькивщина» Александра Турчинова, что настоящий лидер оппозиции - ЮВТ, амбиций на то, чтобы прибрать «лидерство» к рукам хватает и у Арсения Яценюка.
Тимошенко, понятное дело, поставят во главе единого партийного списка. Вторым пойдет Юрий Луценко – совсем недавно во время одного из судебных заседаний Александр Турчинов это ему пообещал. А вот Арсений Петрович станет третьим номером. Ненадолго. Когда Центризбирком снимет и «Юлю» и «Юру», он автоматически «переедет» на первое место.
Нужно ли это Арсению Петровичу? С одной стороны – да, можно «прибрать» к рукам и «Батькивщину» (ее медиа и финансовые средства) и «на коне заехать» в парламент. Но с другой, шансы «Фронта перемен» преодолеть барьер в ВР оценивают в 41% - что только на 4% меньше, чем у «Батькивщины». Плюс, социология еще точно не ответила: действительно ли выгодным будет объединение, и наберет ли оппозиция вместе больше голосов, чем если пойдет на выборы несколькими колоннами? Если брать за основу данные, полученные социологической группой «Рейтинг», то объединение «Батькивщины» и «Фронта перемен» поддержат 30% избирателей, при этом, двигаясь отдельно, партии смогут набрать 31%. Получается, смысла в едином списке-то и нет?
О том, что Арсений Петрович еще не определился, свидетельствует и его заявление в ходе дискуссии «Укрепление политических партий через привлечение женщин». Он пообещал, что вторым номером в списке его политической силы на парламентских выборах будет женщина. Выходит, что «Фронт перемен» уже формирует свой отдельный (а не единый от всех) список кандидатов.
-- Юридическая угроза
Юридически сформировать единый партийный список можно только двумя путями.
Первый. Создать новую политсилу и объединиться на ее основе. Но есть угроза, что Центризбирком может отказать в ее регистрации.
Второй. Члены партий-участниц КОДа пойдут в парламент по спискам уже существующей политсилы. Именно этот вариант рассматривается как наиболее приемлемый, а «объединяющей» должна стать именно «Батькивщина».
Однако и в этом случае возникает несколько вопросов.
Первый – квоты. Сколько своих кандидатов по единому списку сможет провести в парламент каждая партия-участница КОДа?
По информации «Главкома», 35% мест достанется БЮТ, 25% - «Фронту перемен», 5% - хотят предложить «УДАРУ». Остальные – продаются-покупаются.
Кроме НРУ, договоренности по списку с «Батькивщиной» уже есть и у Европейской партии Украины. Николай Катеринчук утверждает: «Унас есть соглашение с Батькивщиной. Оно было подписано Турчиновым во время президентских выборов. Кроме того, мы ведем переговоры с другими политическими силами».
Но с учетом примерного распределения квот на сегодня, кроме оппозиционеров власти, в парламент сможет зайти и достаточное количество тушек.
Вопрос второй. Если, как и предполагается, объединение будет происходить на базе «Батьквщины», то утвердят ли ее представители на съезде партии список, в котором больше половине из них места не достанется (в то время как «Фронт перемен» будет представлен практически в равной пропорции)?
Партийные лидеры высказывают мнение, что, мол, чье-то личное недовольство своим непопаданием в парламент не должно влиять на общий успех. Но ведь и «расписаться» за каждого члена партии они не могут. А из нынешних политиков мало кто согласится пойти на «самопожертвование» и добровольно уступить кому-то свое место парламенте. Разве что только ЮВТ, по слухам, уже одобрившая кандидатуру Яценюка на первое место.
И самое интересное. Технически те кандидаты от разных политсил, которые пойдут в парламент по единому списку, созданному на базе «Батькивщины», должны будут приостановить членство в своих партиях.
И это уже для самих партий вполне может обернуться потерей бренда.
Сергей Соболев, несмотря на возможность потери партиями своих брендов, задается вопросом: «А что лучше партии получить 20-30-40-50 мест и потом не иметь большинства в парламенте? А еще хуже получить 4,99%? Моя субъективная точка зрения, которая строится, в том числе и на объективных данных, что нам выгодно идти единым списком». Не видит в этом проблемы Николай Катеринчук: «Мы же говорим о сопротивлении диктатуре. Политические бренды не имеют никакого значения, отсутствует элемент политической конкуренции. Если мы преодолеем диктатуру, то это будет победа и общества, и демократии. Если диктатура остается, тут выборы без выборов. Мы обговаривали этот вопрос. Наша партия никуда не исчезнет». Вячеслав Коваль также соглашается, что в том, что члены НРУ пойдут в парламент по спискам «Батькивщины», нет ничего страшного: «Отменив возможность создавать выборные блоки, режим сделал все, чтобы оппозиция не могла объединиться. Потому и придется двигаться в парламент по спискам другой политической силы, если объединенная оппозиция не выберет, например, бренд Народного Руха». После выборов, по словам политика, вполне возможно, все депутаты разойдутся по своим партиям. В любом случае – «мы не собираемся прекращать существование Народного Руха Украины. Это будет временное решение проблемы на период избирательной кампании».
Вот только решение хоть и временное, но, вполне может сыграть злую шутку с партиями. По сути ведь на выборах останется бренд только одной оппозиционной силы – «Батькивщины». Остальное, конечно, совсем не исчезнут: мажоритарщики по округам все равно будут идти каждый от своей партии, но хорошенько подзабудутся. И вполне, возможно, до следующих выборов уже не дотянут.