Новации Таможенного кодекса
Парламентом принят новый Таможенный кодекс уже с поправками Президента.
Парламентом принят новый Таможенный кодекс уже с поправками Президента. В случае подписания гарантом этого документа, таможня будет работать не как отдельная структура, а в рамках всемирной таможенной сети.
Новый Кодекс значительно упростит оформление ввозимых товаров. Вместе с тем это упрощение процедур без обеспечения контроля движения товаров внутри страны эксперты называют главным недостатком Кодекса, потому что любая либерализация дает предпосылки к нарушению государственных интересов.
Об этом на пресс-конференции в «Главкоме» рассказал советник председателя Государственной таможенной службы, доктор экономических наук Павел Пашко.
Павел Пашко: «Процедуры ввоза товаров на территорию страны для субъектов внешнеэкономической деятельности существенно упрощены»
Несколько дней назад Верховная Рада проголосовала за новую редакцию Таможенного кодекса. Это третий кодекс за время независимости, первый был в 1991 году, второй – 2002-м. Десять лет прошло от предыдущего кодекса, и возникает вопрос: зачем этот Кодекс нужен вообще по определению?
Две тысячи лет назад и до ближайших нескольких лет таможенная служба работала следующим образом: таможенник любой страны находится внутри государства, машина подъезжает к границе, открывается шлагбаум, товар представляется таможеннику. Таможенник совершает с ним различные действия, которые в основном были направлены на сбор налогов – это первая фискальная функция, которая существовала многие годы.
После того, как эта фискальная функция исполняется, государство переходит к следующему этапу - защите отечественного производителя. Надо запускать только тот товар внутрь страны, который в ней не производится.
Защитив отечественного производителя, возникает вопрос: правильно ли завозить этот товар с точки зрения безопасности здоровья страны? Возникает вопрос об отходах, о лекарственных препаратах, о качестве товара и т.д. Когда мы проверяем товар и вдруг выясняем, что он некачественный, нам придется его вывозить за пределы страны или уничтожать на своей территории. Это неправильно с точки зрения государства, и оно говорит: давайте будем заботиться о цепочке поставок, и некачественный товар не впускать на территорию страны. Ведь должна быть не только фискальная функция и товар, а должна быть функция безопасности государства. И государство переходит на предмет ввоза не товаров контроля, а на предмет контроля за товарами, которые могут нарушить безопасность государства – оружие, наркотики, товары двойного назначения, ядерные боеприпасы, устройства, которые способствую терроризму и т.д. Государство начинает защищать свою безопасность.
Переходя из этапа в этап, существуют различные механизмы, для реализации которых нужны свои законодательные акты. И Таможенный кодекс, меняясь последовательно от документов Советского Союза к третьему кодексу, фактически «подгоняет» нормативную базу к тем функциям, которые государство в этот момент хочет исполнить новым Таможенным кодексом. В первую очередь, это функции, связанные с упрощением процедуры ввоза товаров на территорию страны, при этом существенным упрощением для субъектов внешнеэкономической деятельности.
Нужно найти баланс упрощения и баланс обеспечения государственных интересов. Таможенный кодекс в этот раз баланс немножечко, с точки зрения упрощения, опустил и значительно упростил процедуру ввоза товаров на территорию Украины. Это происходит в нынешней ситуации, наверное, потому, что этих товаров не хватает на территории страны, или уровень потребления возрос, или товаров стало меньше, определять это – функция Министерства экономики.
Теперь субъектам оформить товары станет значительно легче. В чем эта легкость проявляется? Это инструменты, которые используют масса стран Всемирной таможенной организации, они приближены и описаны в международном документе – так называемой Киотской конвенции о гармонизации таможенных процедур. Украина, присоединившись к этой конвенции, обязалась свои нормативы привести к этой конвенции. Кодекс – это выполнение международных обязательств Украины.
С момента вступления Кодекса в силу, если его подпишет Президент, можно оформлять груз в любом таможенном органе. Сейчас он оформляется только в той области, где он зарегистрирован как субъект внешнеэкономической деятельности, а любое другое оформление должно происходить по взаимному согласию начальников таможен там, где он зарегистрирован, и там, где он хочет оформиться. Сейчас субъект зарегистрирован в той области, где у него юридический адрес. Таможенный кодекс вводит норму о том, что субъект, регистрируясь один раз, регистрируется на территории Украины. Следовательно, он может оформляться в любом органе и все документы, которые привязаны к нему как к субъекту, будут использоваться всеми таможенными органами.
На территории Киева и Харькова в 1870 году были созданы главные складочные таможни, на которых товар мог храниться три года. Субъект имеет право выгружать свои товары на специальные склады – это или таможенные лицензионные склады, либо временного хранения. Груз выгружают по разрешению таможни. Новый Таможенный кодекс говорит, что субъект принимает решение, где хранить свои товары, а не таможня.
Процедура декларирования построена следующим образом: субъект оформляет грузовую таможенную декларацию - документ, где каждый товар имеет свою отдельную строчку, каждую их которых нужно заполнить и указать ставку пошлины. Даже если это набор деталей, каждую деталь нужно описывать отдельно. Кодекс упрощает эту процедуру и, например, товары более десяти товарных подкатегорий оформляете как одну с одной ставкой пошлины, правда, самой большой.
Я – субъект, находящийся на территории страны, хочу завести груз. Подаю предварительную информацию в таможню, которая отдает ее на границу. Машина въезжает на территорию страны, и таможенник смотрит, ожидается этот товар или нет. Если не ожидается, его не пускают на территорию страны, а если ожидается – запускают. Если я декларирую один товар, а приезжает другой, то предыдущим, ныне действующим Кодексом, разница в декларировании предусмотрена как нарушение таможенных правил с различными штрафными санкциями. Нынешний Кодекс говорит, что можно подать предварительную декларацию за отсутствием точных ведомостей про товар. Это существенно упрощает таможенную процедуру и облегчает ввоз товаров.
Новый кодекс вводит понятие «уполномоченный экономический оператор». Это субъект, который удовлетворяет определенные критерии, на основании которых таможня будет ему доверять настолько, что не будет контролировать товары, которые он ввозит. Мы будем верить, что этот субъект оформляет честно, оставляя за собой право изредка контролировать. При этом требования к этому уполномоченному экономическому оператору – это нормы, которые выписаны в международных конвенциях. Нашему уполномоченному оператору будет доверять не только украинская таможня, но и все таможни, которые принимают участие в этой конвенции. Точно также мы будем доверять субъектам других стран, которые получили этот статус у других таможенных служб.
Сейчас таможня не работает как отдельная структура, замкнутая в рамках своей границы, она начинает работать в рамках групп организаций, в рамках всемирной таможенной сети. Это произошло потому, что наступило время интернета и время обмена информацией. Сейчас Таможенная служба имеет возможность и механизм всемирной сети получить полную информацию о товаре до того, как таможенный груз пришел на территорию Украины. В момент прихода груза на границу, Таможенная служба уже имеет возможность разделить, что поверять, а что не проверять и запустить внутрь страны.
Для этого мы заключили договоры с Молдовой, Россией, Беларусью, Грузией, Азербайджаном, частично со странами Евросоюза для получения предварительной информации. Для этого должна быть законодательная база, поэтому Кодекс вводит понятия информационный таможенный контроль, система анализа рисков, электронные декларации, предварительный электронный контроль и т.д. И даже обязывает ряд государственных органов переходить на электронные документы.
Кодекс направлен на упрощение, либерализацию процедур ввоза. Наступит время, и следующий кодекс эти весы упрощение-ужесточение будет менять в другую сторону, потому что любая либерализация дает предпосылки к нарушению государственных интересов.
Если так либерализировано, то обязательно должен быть обеспечен жесткий внутренний контроль. В Соединенных Штатах, например, даже при обеспечении жесткого внутреннего контроля, уровень государственного контроля повышен. Там нельзя незаконно продать товар, ввезенный на территорию страны. У нас же происходит разрыв, когда есть товар, который ввозится на территорию страны и фиксируется в грузовых таможенных декларациях. А есть товар, который продается на рынке, и нельзя проверить, ввезен он как иностранный законно, ввезен он незаконно или произведен на территории страны как иностранный. Информация о ввезенном товаре и проданном должна быть единая. Эту цепочку не обязательно должен контролировать таможенник, ее могут контролировать различные государственные органы, главное чтоб информация об этом товаре была единой. У нас сейчас базы раскиданы между таможней, налоговой и др. службами.
Таможенная служба, передавая информацию в налоговую, может предположить, что налоговая будет использовать ее при контроле движения товара. Но существует законодательство о бухгалтерском учете, в котором информация в декларации не является обязательной при передаче товара по цепочке. Поэтому информация о ввезенном товаре остается у первого субъекта, который ввез товар на территорию Украины. Если у нас цепочка внутри страны разорвана, и налоговики не могут проконтролировать, то дайте право таможне контролировать первого субъекта. Сравнение входящих документов и документов о том, что было продано реально, называется пост-аудит-контроль. Несоздание на данный момент цепочки предполагает перенесение части контроля в форме пост-аудит-контроля, и новый Кодекс дает право Таможенной службе проводить пост-аудит-контроль выборочно от этих первых субъектов, что важно и правильно. Но еще более правильно наладить цепочку информации от въезда до продажи, и перевести часть контроля на те органы, которые занимаются контролем движения товаров внутри страны, чтоб собирать с них налоги. Не заплатив на границе, заплатишь внутри и еще со штрафами – это самая правильная цепочка, и новый Кодекс, скорее всего, будет построен по такому пути.
Новый Таможенный кодекс впервые ввел целый раздел о механизме ответственности таможенника за свои неправомерные действия. С точки зрения таможенника, с новым Кодексом будет работать значительно сложнее. Там установлены нормы, что нельзя держать товар более 4-х часов на границе. Установлены нормы о том, как субъект может пожаловаться, и в какие строки, кто и когда может ответить. При этом в два раза уменьшено количество статей ответственности субъектов за свои неправомерные действия.
Правда, частично убран субъективный подход к ответственности. Существующий Таможенный кодекс предполагает, что в случае нарушения я могу установить штраф «от и до», а также могу или конфисковать, или нет, и это решение принимает не таможенник, а суд. Как показывать практика, суд принимает решение конфисковать за мелкие суммы, а как только речь идет о большой сумме суд не конфисковывает. Нынешний кодекс предусматривает обязательную конфискацию, и уже нет штрафа «от и до», есть такой-то штраф. Это очень правильное решение, которое защищает именно государственные интересы.
При этом Кодекс вводит такое понятие как компромисс в таможенном деле. Если я как субъект внешнеэкономической деятельности заявил товар, а мне с той стороны брокеры что-либо не так положили, то по нынешнему Кодексу: протокол о нарушении таможенных правил, отправление в суд, длительная процедура. Новый Кодекс говорит: обнаружили, я доплачу эту сумму, и мы не будет составлять протокол.
Такие процедуры (электронное информирование и упрощение процедур с перенесением контроля внутрь страны) позволяют привести процедуру таможенного дела к меньшему количеству людей. К концу апреля заканчивается этап, когда будет сокращено до тысячи человек, и в следующем этапе будет сокращено еще.
Какие предложение подавала Таможенная служба, в частности по определению таможенной стоимости?
Павел Пашко: Нет, не подавались. В последнем варианте, варианте Президента, этих предложений нет. Нынешний кодекс нашел баланс определения таможенной стоимости, но он пока в пользу не государства, а субъекта.
Правда ли, что президентские поправки не были полностью учтены и корректировались депутатами? В частности, какой вариант статьи 52 был предложен Президентом, а какой был проголосован в целом?
Павел Пашко: Зачастую, выступая против чего-либо, человек говорит не по сути, а для рекламы. 80% текста в нынешнем Кодексе – это кодекс, который начинал Сергей Терехин, когда был головой комитета. Я думал, что он будет поддерживать, но… Вот ситуация, когда оппозиция возражает по каким-то вопросам, связанными с замечаниями Президента.
Читаю, что предложил Президент, ст.52: «Заявляти митну вартість, визначену або скориговану ними самостійно за результатом консультацій з митним органом». Принятое решение по ст.52: «Заявляти митну вартість, визначену ними самостійно, у тому числі за результатами консультацій з митним органом, або скориговану за результатами контролю, проведеного митним органом». В чем здесь большое принципиальное отличие? Все поправки чисто технические. Крик о том, что эти поправки были внесены с нарушением закона – это чисто пиар-ход, это не по сути, а по форме.
Назовите основные недостатки нового Кодекса.
Павел Пашко: Двадцать лет у нас существовала таможенная политика, а в Кодексе выписали, что у нас уже не таможенная политика, а государственная политика в сфере таможенного дела. С моей точки зрения, это совершенно неправильная позиция. Таможенное дело - это составная часть таможенной политики. И таких нечетких формулировок в Кодексе достаточно.
Глобальный недостаток Кодекса – это уменьшение государственного контроля в сторону упрощения процедур без обеспечения контроля движения товаров внутри страны.
Оппозиция заявляет, что Кодекс разрешает таможне своими подзаконными актами существенно изменять процедуры на свое усмотрение, то есть ей дается возможность самовольного трактования норм Кодекса. Правда ли это?
Павел Пашко: Все замечания Президента в этой части учтены на 100%. Функция, когда таможня издает нормативно-правовые акты, перенесена на Министерство финансов.
Может ли таможня оштрафовать субъект внешнеэкономической деятельности за подачу недостоверной информации, в то время как само понятие «недостоверная информация» не прописана в Кодексе? Может ли таможенник на свое усмотрение решать, что является недостоверной информацией?
Павел Пашко: Таможенник не может наказать субъекта, потому что по Кодексу все нарушения таможенных правил и решения по ним принимает суд.
Изменится ли дефицит внешнеторгового баланса ввиду такой либерализации ввоза?
Павел Пашко: Думаю, он увеличится. Либерализация внешней деятельности означает, что этих товаров не хватает внутри страны. Наладим свое производство, начнет замыкать замочек.
Сейчас на таможне задерживаются грузы с целью требования взятки. Будет ли придерживаться норма о том, что грузы не могут находиться на границе больше 4 часов?
Павел Пашко: Закон должен выполняться. Если закон не выполняется, существуют механизмы контроля за действиями тех, кто этот закон не исполняет.
Видите ли вы в Кодексе возможности для того, чтобы задержать груз не на 4 часа, а на неделю или месяц?
Павел Пашко: У нас сейчас 2 часа, и это практически везде исполняется, мы это жестко контролируем. Чтобы было 4 часа, нужно контролировать, то есть должна быть фиксация начала и конца: документ подал, время зафиксировалось, завершил, время зафиксировалось. Разница должна быть два часа. Месяцами грузы стоят, если у них нет разрешительных документов.