Кличко – третья сила?
Зачем «Батькивщина» пытается подмять «УДАР»?
В КОД лидера партии «УДАР» Виталия Кличко заманивают уже давно. То просят прямо на митинге бумажечку подмахнуть, то ненавязчиво подсовывают на подпись Соглашение о совместных действиях Объединенной оппозиции, сулят поддержку на мэрских выборах – все ради поддержки идеи единого списка, как мажоритарщиков, так и партийного. Чем ближе в выборам, тем более усиливается давление на «ударовца». Первый замглавы партии «Батькивщина» Александр Турчинов в очередной раз намекнул Кличко, что пора бы уже определиться: с кем и против кого он будет «играть» на парламентских выборах.
Однако Виталий, на удивление, несговорчив. Сторонник европейского направления, он также ориентируется на европейские механизмы в политике. Выбирая единых кандидатов-мажоритарщиков, предлагает праймериз, в спорных вопросах обращается к социологии. И та говорит, что Кличко на выборы лучше идти отдельно. «Мы обращались к социологическим исследованиям, и в политике не всегда работают математические правила, то есть 2+2 не всегда будет 4, а 5+5 не всегда будет 10. Не всегда партия «УДАР», объединившись с БЮТ, получает хороший результат, аналогично с «Фронтом змин». В одних регионах это поддерживают, в некоторых поддержки нет… Логично будет объединить усилия уже в парламенте», - охарактеризовал Виталий ситуацию и в очередной раз отодвинул в сторону вопрос своего вхождения в КОД.
Его поддреживает и соратница по «УДАРу» Наталья Новак: «Конечно, события показали, что вопрос об объединении нужно решать. Правда, каждый субъект этого объединения видит его по-своему: некоторые относятся к нему с позиции старшего брата – мол, «служил – имею право». Об объединении можно будет говорить, когда партнеры будут равными, будут рассмотрены критерии выдвижения кандидатов и проведены своего рода праймериз. В оппозиции очень много дискредитировавших себя лиц и поэтому у людей сейчас такое разочарование – они не хотят идти на выборы. Ведь сегодня многие люди, которые называют себя оппозицией, – это бывшая власть. Если говорить о списках, то тут объединяться нельзя, поскольку каждая отдельная политическая сила – это свой бренд, своя программа. А что касается мажоритарных округов, есть над чем серьезно задуматься». Кажется, впрочем, что у Кличко не расслышали позицию КОДовцев: согласовываться только по мажоритарке нельзя, а выступление своим списком в КОДе будут воспринимать как диверсию.
О своих политических амбициях Кличко заявляет открыто: он готов в третий раз сразиться за пост столичного мэра и повести партию в парламент. «УДАР», по сути, сейчас претендует (не много, не мало) на роль «третьей силы», которая может стать парламентской партией, а затем и прийти к власти в стране. Оппозиция же разделилась минимум на два лагеря: КОД и «ударовцев», не желающих в него вступать. Ну, и Виктора Ющенко, который тоже горит идеей создать параллельную оппозиционную колонну.
С одной стороны, символ украинской оппозиции – Юлия Тимошенко, находясь за решеткой, не забывает напоминать оставшимся на воле соратникам, что сила в объединении. «Если сейчас не объединимся, завтра будем перестукиваться», - намекает ЮВТ, что ее «доля» может коснуться каждого. И приводит в пример – выборы мэра в Обухове: «Оппозиция проиграла, потому что была разрозненной. Опять от нас два кандидата и снова поражение. Неужели время ничему не учит?»
С другой стороны, оппозиция не может быть однородной или единой – так считает руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. «Тезис Тимошенко, который она традиционно пытается навязать обществу, что есть только одна настоящая оппозиция (а все остальные – не настоящие), должен по своей сути, - отмечает эксперт. – Есть европейский инструмент объединения оппозиции после выборов – это коалиция. Не должны все сливаться в едином экстазе в одной партии. Это не демократично».
Его поддерживает коллега Виталий Бала: «Оппозиция не может сосредотачиваться только в двух партиях, например, в «Батькивщине» и «Фронте змин». А то выходит, что тот, кто не является членом этих партий, не является и оппозиционером. Это уже маразм». А отказаться от собственных амбиций и, например, пойти на уступки (такие как, например, согласование кандидата от Кличко) ни Турчинов, ни Яценюк не могут. «Яценюк хотел бы, чтобы все легли под него, «Батькивщина» считает, что все должны лечь под них», - констатирует Михаил Погребинский.
-- На грани 5%
Когда не действуют уговоры, Кличко пытаются попросту запугать. Так, в комментарии «Главкому» БЮТовец Андрей Сенченко заявил: «Власть вполне может сделать так, что «УДАР» просто не дотянет до 5 %. У Кличко есть все основания задуматься, изменить свою точку зрения и все-таки прийти в объединенную оппозицию. Ведь власть играет без правил: сейчас даже появилась агентурная информация, что она собирается снять Кличко с мэрских выборов под тем предлогом, что он более чем 183 дня отсутствовал в стране. «Батькивщина» и «Фронт змин» четко понимают, что по одиночке власть способна передушить всех, а все вместе мы – сила. Но надо отдать должное власти – там же не все бараны, а есть грамотные циничные люди, которые пытаются применять политтехнологии, в том числе, к Кличко».
Впрочем, в словах Сенченко много лукавства. Ведь что касается возможности прохождения «УДАРа» в парламент, то, похоже «он будет составной частью нашего парламента». Еще с весны прошлого года все социологические опросы благосклонны к политсиле Кличко: на парламентских выборах ей предвещают прохождение пятипроцентного барьера. Именно рост авторитета обеспокоил, нет, не Партию регионов, а остальных оппозиционеров. Еще совсем недавно «Батькивщина» на Западе представлялась едва ли ни единственной силой, способной противостоять власти, потом к ней подключился Яценюк. Но появление Кличко на этой же арене в планы украинских оппозиционеров не входило. Теперь их задача – привлечь «УДАР» на свою сторону и подмять под себя – превратить в одну из партий, которые не способны повлиять на расстановку политсил в стране. Соответственно, задача Кличко – не утонуть в оппозиционном болоте, а таки попытаться стать альтернативой и власти, и оппозиции.
По мнению, Владимира Фесенко, значительная часть сторонников Кличко не будет голосовать за единый оппозиционный список: «По оценкам социологов, около половины сторонников Кличко - это антиоранжевый электорат, люди, которые раньше голосовали за Партию регионов и другие политсилы, и которые не будут голосовать за нынешнюю оппозицию». Фактически уже сегодня структура электората Кличко показывает, что люди и воспринимают его как «третью силу».
Еще один немаловажный момент. По информации «Главкома», нельзя исключать того, что избирательный закон будет пересмотрен. И очень может оказаться, что из него исчезнет не только норма о невозможности одновременного баллотирования и по округу, и по списку. А если будет уменьшен проходной барьер? И, соответственно, шансы преодолеть его появятся не только у объединенной оппозиции, но и скажем, у «Свободы», и очень серьезно вырастут шансы Кличко. Демократична ли будет подобная норма? Безусловно. Сумеет ли БЮТ и «Фронт перемен» объединиться в таких условиях? Готова поспорить, что нет. Так зачем они морочат голову Кличко сегодня?
-- Кто на мэра?
Кличко нужен конкретно «Батькивщине». И совсем не потому, что единый список поможет выиграть выборы. Согласно результатам исследования, проведенного Социологической группой «Рейтинг», поход партий на выборы «по одному» дает лучшие результаты, чем в объединении. Единственный вариант объединения, при котором почти достигается кумулятивный эффект - это объединенный список партий «Батькивщина» и «Фронт змин». Такое объединение готовы поддержать 30% избирателей, при этом «по одному» партии могут получить 31%. В то же время заместитель главы БЮТ Сергей Соболев говорит, что «Конечно, мы понимаем, что есть вещи, которые касаются наложения голосов, невосприятия избирателями одних политических сил других, но если «УДАР» наберет 4,99 %, то что после этого делать? Поэтому мы и ведем переговоры, чтобы сконцентрировать всех в одном, максимум двух списках. И не забывайте, что, скорее всего, перед парламентскими выборами будут выборы мэра Киева. Не дай Бог, снова повторится история Обухова, где оппозиционные кандидаты вместе набрали больше голосов, чем кандидат от власти, но победил последний. А если будут одновременно выборы и мэра, и Киевсовета, то вы же понимаете, что выдвижение кандидата в мэры добавляет голосов списку в Киевсовет. Поэтому тут куча факторов, которые нужно учитывать и нам, и Кличко, чтобы набрать максимальное количество голосов. Если перевести на понятый язык, фактически Соболев дал понять: не будет объединения на уровне парламентских выборов, выставим нескольких кандидатов на мэрских выборов, крадущих голоса у Виталия. Такое с Виталием Владимировичем уже проделывала Юлия Владимировна, выставив на прошлых выборах Александра Турчинова и дав победить Черновецкому.
Кличко же справедливо предлагает разделить мухи от котлет, то бишь выборы мэрсике от парламентских. И если на мэрских выборах он самый сильный кандидат от оппозиции, то она обязана его поддержать. Разве не об этом сказала своим соратникам и Тимошенко?
Но «Батькивщина» за счет объединения решает очень важную задачу – убирает прямых конкурентов по оппозиционной нише. Процесс, по сути, мало чем отличается от вливания «Сильной Украины» в Партию регионов. Прямые конкуренты на этих выборах у «Батькивщины» - это не ПР, а «Фронт змин» и «УДАР». «Их будут убирать - объединением», - констатирует политолог Владимир Фесенко. Процесс фактического слияния не затронет только «Свободу», потому что та своей радикальностью и эпатажностью может принести немалые электоральные потери.
-- Альтернатива бывшим
Виталию Кличко также нет никакого смысла вливаться в КОД, и он это прекрасно понимает. «Есть достаточное количество людей, которые не хотят голосовать ни за власть, ни за оппозицию, - характеризует избирательные настроения Виталий Бала. – Этих людей может быть и двадцать и тридцать процентов. Потому Кличко и другие политические силы абсолютно логично рассчитывают на эти голоса, и должны позиционировать себя как новые политические деятели, как альтернатива».
Оппозиционные лидеры – Турчинов и Яценюк – и так всегда готовы сыграть, как на успехах, так и на поражениях Кличко. В случае победы Виталия на мэрских выборах – приписать это к своим заслугам, а в случае проигрыша – списать спортсмена-политика с предвыборной арены. А придя в КОД и став членом партийного списка, он, вообще, потеряет свою самостоятельность, а, соответственно, и политическую перспективу. «В таком случае на Кличко, как на самостоятельном политике мы поставим жирный крест, - замечает Владимир Фесенко. – Такого политика больше не будет, тем более, в «Батькивщине», где по сей день доминируют тоталитарные нравы, и нет никакой внутрипартийной демократии. Если ситуация с Яценюком не ясна – еще не известно, кто кого переиграет: он «Батькивщину» или она его, то для Кличко вхождение в единый список станет окончанием политической карьеры».
К тому же, при вхождении в КОД, он выльет на себя ушат чужой грязи – в этом уверен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев: «Расчеты Кличко направлены не столько на ситуацию после выборов в Верховную Раду, возможные коалиционные комбинации или другие парламентские конфигурации, сколько связаны с пониманием того факта, что объединить оппозицию до выборов будет невозможно. А во-вторых, с пониманием того, что идти в оппозиционное объединение ему не очень выгодно, поскольку можно взять и определенный негатив, который тянется за нынешней «Батькивщиной», частично за «Фронтом змин», тогда как Кличко пока что остается вне подозрения, имеет статус чистого незапятнанного политического новичка и может посоревноваться за звание политика надежды».
Но сможет ли он, действительно, стать реальной альтернативой и власти, и оппозиции? Центром третьей силы? Политолог Михаил Погребинский говорит: «Есть традиционный политологический смысл третьей силы. Вот, например, есть консерваторы, социал-демократы и третья сила – либералы. У них разные идеологии, разные концепции развития, разная оценка текущих событий. А какая оценка текущих событий у Кличко? Да никакой. Идеологически «УДАР» не отличается от КОДа. Кличко – это не третья сила, это просто третья амбиция». По мнению политолога у него был шанс «сформулировать среднюю линию, действительно, третью», но все попытки закончились обычной болтовней.
Владимир Фесенко считает, что «как человек новый в политике, независимый, с чистой репутацией, он может стать центром притяжения для тех избирателей, которые колеблются, которые не доверяют ни власти, ни оппозицию». Значительная часть избирателей, по мнению политолога, не доверяет не только нынешней власти, но и власти предыдущей, которую и представляют оппозиционеры из БЮТа и НУНСА, и «у этих избирателей есть спрос на новых политиков, новые политсилы, спрос на новую оппозицию».
На этом тренде в свое время поднялись Яценюк и Тигипко (последний, правда, потом «девальвировал свой политический капитал»). На этом же тренде в 2010-2011 поднялся и Кличко, и у него есть шансы использовать свой проект дальше. Тем более, в то, что оппозиционные партии смогут объединиться, здравомыслящие люди в Украине уже не верят – настолько нас приучили к недолговечным кулуарным договоренностям. На парламентских выборах же борьба будет идти не только между властью и оппозицией, но и между старыми и новыми политическими силами. А, по мнению Вадима Карасева, с приближением выборов доверие к власти и доверие к старой оппозиции будет только падать, а доверие к новой оппозиции, которую представляет Кличко, наоборот, расти.
Коллаж: «Главком»