«Десятка» списка оппозиции
Кто пойдет в первых рядах?
Уже несколько месяцев, как представители объединенной оппозиции продолжают уповать не только на согласование кандидатов по мажоритарке, но и на создание единого партийного списка, «воспетого» в письмах Тимошенко и Луценко на волю. Обо всех попытках – удачных и не очень – заявляют на каждом углу и во всеуслышание. Истина – что по отдельности заполучить 226 мест в парламенте не удастся – наконец, открылась оппозиционерам, и очередное заседание КОДа закончилось принятием решения об отказе мелких партий выдвигаться по пропорциональной части на парламентских выборах. Арсений Яценюк после еще и заявил, что «Фронт змин» пойдет на выборы рука об руку с «Батькивщиной». И для него, по слухам, уже навострившего уши на президентские выборы, по сути, не важно, сохранит ли партия свое названия или будет поглощена «союзником».
Меседж, адресованный народу, мол, главное свергнуть действующую власть, безусловно, хорош. Но вот убедить украинцев, разочарованных и «в тех», и «в этих», в том, что в основе любых политических ходов лежит не меркантильный интерес, а, например, борьба за права малоимущих, практически невозможно. Здесь, как приманка, как раз вполне способна сработать идея единого партийного списка. Если в нем будут представлены незапятнанные и не приевшиеся народу политики.
Вот только сам процесс его формирования пока все же идет туговато. Особенно в вопросе первой десятки.
По словам народного депутата, лидера ПРП Сергея Соболева, «двери единого списка открыты для всех» (правда, кроме Тягнибока и его «Свободы» - здесь действует «предыдущее решение комитета сопротивления диктатуре»). Но пока не известно, чем будут руководствоваться при «дележе» мест (политическими амбициями, статусом претендентов или лояльностью избирателей) между десятью политическими силами, и каким конкретно будет квотный принцип.
Детально о своем участии в избирательном марафоне оппозиционеры пообещали рассказать на общем брифинге 23 апреля. Однако уже сейчас многие с уверенностью сообщают, кто же будет представлять объединенную оппозицию в первой десятке.
Абсолютно все представители КОДа уверены, что во главе списка будет стоять Юлия Тимошенко, а следом за ней – вторым номером – лидер «Народной Самообороны» (уже успешно «влившейся» в «Батькивщину») Юрий Луценко.
«Безусловно, что первым номером будет Юлия Тимошенко, вторым Юрий Луценко», - отмечает нардеп от БЮТ Андрей Павловский. Но все это возможно лишь в первом варианте списка – во время предвыборной агитации, так как арест и судимости дают ЦИКу полное право просто-напросто не допустить их к участию в выборах. К тому же, и на Тимошенко, и на Луценко прокуратура усиленно «навешивает» все новые и новые дела.
Хотя соратники Юлии Владимировны и Юрия Витальевича все еще продолжают надеяться на чудо. «Тимошенко и Луценко – во главе – однозначно. Это решение нашего съезда, - решительно констатирует Сергей Пашинский. – Я хочу посмотреть на тех бедных, продажных членов ЦИКа, которые их не зарегистрируют. Они могут уже сейчас звонить Кирееву и спрашивать, как ему живется. У них тоже будет очень «спокойная» жизнь и «уверенность» в завтрашнем дне». Продолжает питать надежды и Андрей Павловский: «Мы все-таки надеемся, что будет решение Европейского суда по правам человека до официального начала избирательной кампании, оно отменит судимости Тимошенко и Луценко, и они получат полное право баллотироваться и быть внесенными в списки. Кроме того, мы продолжаем искать и другие юридические варианты, как их можно зарегистрировать». Сергей Соболев только многозначительно намекает: «Посмотрим, как все сложится. Ситуация идет к завершению, и вопрос, думаю, будет решен уже в ближайшие пару месяцев».
Следующим в список запишут лидера «Фронта змин» Арсения Яценюка – с этим тоже согласны народные избранники. Вот только с третьей строчки достаточно быстро – после решения ЦИК по Тимошенко и Луценко – он переместится на первую, и, таким образом, возглавит список объединенной оппозиции. «Это и логично, - замечает директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. – У них нет другой замены Тимошенко. Так что, это вариант, причем неплохой и для самого Яценюка – он же получит примерно вдвое большую поддержку». По некоторым данным, сама Юлия Владимировна в одном из своих писем Турчинову даже дала «добро» на фактическую «утечку» своей партии под Яценюка – того, кого еще в совсем недалеком прошлом называла «проектом Банковой».
Дальше, по мнению руководителя Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, «все зависит от очень многих обстоятельств: будут и торги, и определение наиболее подходящей технологической комбинации, и влияние окончательного списка союзников». Сергей Соболев уверяет, что в первой десятке единого списка от оппозиции будут представлены «лидеры партий, которые объединились и уже фактически подписали соглашение. Остальное – зависит от того, кого поддерживают избиратели, кто более популярен, кто менее. На этот счет постоянно проводятся исследования».
Однако политолог Алексей Гарань считает, что логично, если бы «следующим после Яценюка шел человек «Батькивщины», а именно Александр Турчинов». Четвертым или вторым – в зависимости от решения ЦИК. Сергей Пашинский также называет Александра Валентиновича в числе первой десятки единого списка оппозиции.
Сам Турчинов, правда, пока отрицает, что пойдет на выборы вторым номером: «Во-первых, могу сказать, что это не соответствует действительности. Во-вторых, если бы я принимал решение, какой будет тройка, пятерка, десятка или весь список, то, наверное, не нужна была бы партия, не нужны были бы активисты партий, которые объединились сегодня в КОД, а просто одно решение».
Депутат Андрей Павловский, тем временем, считает, что «было бы неплохо, если бы за Яценюком шел Виталий Кличко». Несмотря на уже оглашенное лидером «УДАРА» решение идти на выборы отдельно – «чтобы потом объединиться в парламенте», депутаты БЮТа и «Фронта змин» все еще надеются «затащить» его в КОД и первую пятерку единого списка.
«Хоть Кличко и заявил, что у него есть желание идти отдельно, мы все же надеемся, что здравый смысл победит, и он поймет, что для оппозиции лучше идти одной колонной, - констатирует Павловский. – Если больше не будет представителей оппозиции в партийной системе, то единый список может, благодаря коммулятивному эффекту, получить 40-45 процентов, а это бы получилось уже 140-150 мест. Плюс, еще бы выиграли 80-90 округов на мажоритарке и имели бы твердое большинство в Верховной Раде». Однако Сергей Пашинский оптимизмом по поводу кандидатуры Кличко не преисполнен: «С Виталием трудно договариваться. Мы-то всегда готовы. Если он согласится на объединение и вступит в ряды единой оппозиции, то будет не только в первой десятке, но и в пятерке. Он человек известный, знаменитый. И я надеюсь, сделает правильные шаги не только как боксер, но и как политик».
Большие шансы попасть в десятку и даже в пятерку – у лидера ПРП Сергея Соболева и вице-спикера Верховной Рады Николая Томенко.
«В начале списка будут идти известные политики. Это Сергей Соболев, Николай Томенко, - прогнозирует Сергей Пашинский, и, усмехаясь, продолжает, - я в десятку не войду, я, конечно, известный политик, но не такой, как они». Сергей Соболев оценивать свои шансы прохождения в первую десятку отказывается, отмечая, что для него «главным вопрос войти в тройку, пятерку или десятку никогда не был, главный вопрос в том, чтобы команда оппозиции в целом победила на выборах, смогла сформировать правительство и повалить этот режим». Однако такую расстановку сил поддерживают политологи. «По статусу и с точки зрения известности Соболев и Томенко – то, что надо. Соболев – вне всякого сомнения, должен попасть в первую пятерку, поскольку он был главой теневого правительства, руководит ПРП. Томенко тоже точно должен быть, по крайней мере, в первой десятке», - отмечает Владимир Фесенко.
Стараясь охватить «все» политсилы, представленные в КОДе, следующие места депутаты и политологи пророчат лидеру «Гражданской позиции» Анатолию Гриценко и главе Народного Руха Украины Борису Тарасюку.
Анатолий Степанович пока не определился с форматом похода своей политсилы на парламентские выборы – пообещал, что решение примет на рубеже мая – первой половины июня: «На этом этапе мы примем во внимание социологические опросы, и общение с людьми, определим реальный уровень поддержки партии и шансы уверенно преодолеть пятипроцентный барьер». Пока перед ним открыты четыре дороги: самостоятельный поход партии на выборы, результативное завершение переговоров с Кличко, мажоритарка (хоть этот вариант он категорически исключает) и объединенный список оппозиции, «в котором «Гражданская позиция» займет адекватное, достойное место».
Переговоры с Гриценко КОД ведет – это подтверждают депутаты от БЮТ. «Я говорил с Анатолием Гриценко, - рассказывает Андрей Павловский. – Он совсем не против войти в общий список. Другое дело, что у него есть свои интересы, он хочет, чтобы кроме него в список входили еще его коллеги и соратники. Это тема для дискуссии, переговоров, но я видел с его стороны желание быть в объединенных колоннах оппозиции». Сергей Пашинский, несмотря на какие-то разногласия, только уверенно заявляет: «Мы договоримся с Гриценко».
Лидер НРУ Борис Тарасюк уже давно пытается как можно чаще ассоциировать и себя, и свою политсилу с «Батькивщиной». Еще в начале марта заместитель председателя партии Вячеслав Коваль с удовольствием рассказывал «Главкому», что «все мажоритарные округа в середине оппозиции уже согласованы, в том числе и с «Народным Рухом». Партии НРУ и «Батькивщина» даже подписали соглашение об объединении усилий на выборах в Верховную Раду. И во время его представления Борис Тарасюк не забыл отметить, что «такое соглашение является реакцией на призыв Юлии Тимошенко об объединении демократических сил». А позже – на съезде «Батькивщины», где его выбрали членом президиума – в очередной раз напомнил, что его партия одной из первых поддержала единого кандидата ЮВТ на президентских выборах. С учетом эдакой лояльности политолог Владимир Фесенко предрекает лидеру НРУ место «не просто в первой десятке, а в пятерке».
Прогнозы по кандидатуре лидера Европейской партии Украины Николая Катеринчука выглядят несколько хуже. Несмотря на многообещающую реплику Соболева, что «Катеринчук, вообще, член КОДа… Это все переговорный процесс», сам Николай Дмитриевич уверяет, что ни в каких переговорах участия не принимает: «Мы – учредители КОДа. Мы внесли, как и договаривались, представителей мажоритарных кандидатов для согласования. В отношении других вопросов я пока не вижу серьезных переговоров. Пока я работаю над своим мажоритарным округом, но если мне будут делать какие-то предложения, то рассматривать их будет партия». Владимир Фесенко, тем не менее, уверен, что шансы попасть в «десятку» у Катеринчука есть: «Он точно не будет в первой пятерке, а в десятке – вполне возможно. Если договорится».
Казалось бы, такому очевидному претенденту на место в первых рядах Андрею Кожемякину за «десятку» еще придется побороться. «Обычно когда формируют списки, считают, что чем выше человек стоит, тем большее влияние имеет он в этой структуре, - отмечает Алексей Гарань. – Но сейчас перед оппозицией стоит задача не столько показать партийных функционеров (они тоже будут в десятке), сколько сделать вызов – выдвинуть людей с незапятнанной репутацией, которые могут проталкивать новые идеи в политике». Владимир Фесенко считает, что глава фракции «БЮТ-Батькивщина» в Раде «с точки зрения статусной» может вполне оказаться и в пятерке, но «если исходить из квотного принципа, нужно понимать, что первая десятка – это пять бютовцев, три представителя «Фронта перемен», включая Яценюка и два места – вакантны».
Но и они уже фактически разобраны: «Бютовцы в рамках своей квоты попытаются провести представителей «Народной самообороны» - Юрия Гримчака или Сергея Луценко. Кого именно возьмут в десятку – это уже предмет договоренностей с самим Юрием Луценко. Тут сложно решить: с точки зрения технологической, брат Луценко – это вроде как проявление его самого в списке, но Гримчак и депутат активный, и давно работает с «Батькивщиной».
Также, по мнению экспертов, в первую десятку логично было бы включить представителей молодого поколения. «Нужны люди, которые и в политике давно, и в то же время не ассоциируются с партийной бюрократией и функционерами, незапятнанные конфликтами и негативом, - предполагает Алексей Гарань. - От партии «Реформы и порядок», кроме Соболева, мог бы быть Остап Семерак или Владимир Филенко, от «Народной самообороны» можно было бы включить Тараса Стецькива, от «Фронта змин» - Руслана Князевича или Лесю Оробець, а БЮТ мог бы представлять Андрей Шевченко». Насчет кандидатуры Андрея Шевченко, однако, есть сомнения: «Он пользуется симпатиями у избирателей, - отмечает Владимир Фесенко, - но он был в приятельских отношениях с Натальей Королевской, и после ее исключения имеет недоверие в БЮТе. Потому его высоко не поставят – бютовцы настолько тоталитарны и консервативны, что, скорее, будут интриговать, чем делать правильно».
Однако и в таком случае претендовать даже на якобы «вакантные» места Андрею Кожемякину не стоит. Одно из них по уже названным причинам займет Борис Тарасюк. Второе, вполне вероятно, вообще, достанется непартийному деятелю: «Оппозиционеры постараются привлечь кого-нибудь из общественности, фигуру непартийную – в пятерку или даже тройку, - предполагает Владимир Фесенко. – Они будут стремиться показать, что у них не сугубо партийное объединение, что оппозиция включает в себя и широкую общественность». Кто это может быть, депутаты не говорят, - мол, все увидите в официальном списке. Однако эксперт полагает, что «завлечь» в свои ряды они попытаются экс-кандидата на омбудсмены, сопредседателя Харьковской правозащитной группы Евгения Захарова: «Не уверен, согласится он или нет. Одно дело, когда выдвигают на пост омбудсмена, другое – когда предлагают место в списке. С одной стороны, это привлекательно и для карьеры важно, с другой, БЮТ никогда не был предметом особых симпатий Захарова. Но такой вариант напрашивается технологически».
Директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, однако, пророчит другую кандидатуру из общественности в «десятку»: «Ввиду низкого качества политического материала не исключено, что оппозиция попытается включить в первые ряды авторитетных непартийных людей. В последнее время очень активно поддерживает Тимошенко Мирослав Попович». Академик НАНУ, философ Мирослав Попович, действительно, открыто выступает против власти и предрекает новую революцию – в случае, если на выборах оппозиции не удастся одержать победу. «Он пожилой человек, ему трудновато было бы в политике, конечно, - замечает эксперт, - но почему бы не попытаться просто уговорить его быть в этом списке? Его кандидатура очень бы облагораживала список. И даже во главе с Поповичем он бы выглядел куда лучше, чем, например, во главе с Турчиновым и даже Яценюком. Хотя он и менее известен. Но у нас известность приобретают только нахальные люди, занимающиеся популизмом».
Однако ни о каких новых лицах в списке сами нардепы-оппозиционеры не говорят. «Никого неожиданного вы там не увидите», - сообщает «Главкому» Сергей Пашинский. Что развевает мечты о приходе ярких незапятнанных лиц в политические ряды. Недопущение новых игроков внутрь собственного лагеря и борьба «старой» оппозиции против «новой» и против «самопровозглашенных» на протестных акциях лидеров, очевидно, продолжается. Вопрос теперь в том, сможет ли «старая» гвардия изменить рутинный ход избирательной кампании…