Александр Попов — о скандальной застройке Киева, выборах и новой линии метро
Скандал вокруг сноса исторических зданий на Андреевском спуске в самом разгаре.
Скандал вокруг сноса исторических зданий на Андреевском спуске в самом разгаре. Киевляне митингуют против застройки, власти убеждают, что демонтированные строения исторической ценности не имели. О том, что произойдет с уникальной улицей столицы, а также других скандальных стройках, подготовке Киева к Еврочемпионату, ремонте дорог и предстоящих выборах мэра «Известиям в Украине» рассказал глава КГГА Александр Попов.
Сейчас самая обсуждаемая в прессе и интернете тема — застройка Киева, особенно его исторической части. Насколько мне известно, по вашему поручению создана рабочая группа для переговоров с Министерством иностранных дел по вопросу Пейзажной аллеи. Есть ли результаты?
В борьбе за Пейзажную алею победили киевляне. Именно они сумели доказать важность сохранения, прежде всего, духовного и культурного облика нашего города. Сегодня у меня на руках постановление окружного административного суда, которым решение Киевсовета о передаче под строительство участка на пересечении Десятинного переулка и Пейзажной аллеи признано недействительным. Кроме этого, у нас есть решение Киевсовета, по которому всему этому участку — склону Старокиевской горы от Андреевского спуска вдоль Пейзажной аллеи и склону Детинки до улицы Гончарной — предоставлен статус памятника природы местного значения.
Как решается вопрос со скандальным строительством на Андреевском спуске?
Застройщик отказался от строительства торгово-развлекательного центра на Андреевском спуске. На протяжении месяца будет разработана концепция культурного центра, которую мы вынесем на обсуждение общественности. Этим проектом будут предусмотрены работы по возобновлению фасадной части, которая выходит на Андреевский спуск. Мы сделаем все, чтобы подобного больше не происходило.
Правда ли, что за последние годы было выделено около 30 участков на строительство в буферной зоне Софии Киевской? Можно ли через суд забрать эти участки?
Я не уверен, что их количество именно 30, но много. Мы занимаемся каждым из них очень серьезно. Но решать вопросы в правовом поле очень сложно, поскольку большинство строительных проектов оформлены по установленной процедуре. Постфактум доказать их коррупционную составляющую практически невозможно. Тем не менее решения ищем и находим. В том числе благодаря поддержке киевлян и их протестам. Давление общественности — хороший аргумент, чтобы убедить депутатов горсовета отменить свои прежние решения, которые представляют угрозу природе и архитектуре столицы.
Эксперты говорят, что перестройка Киева может привести к тому, что город попадет в черный список ЮНЕСКО.
Я сделаю все, что в моих силах, чтобы этого не случилось. И даже больше. Хочу, чтобы к защите нашего культурного наследия присоединились все киевляне. Уверен, если мы проведем общегородской референдум по проблемным вопросам, это станет самой надежной защитой от опасных застроек. Решение референдума невозможно проигнорировать или отменить. В том числе и решения по ключевым вопросам проекта Генерального плана Киева, который определяет параметры и объекты городского строительства до 2025 года. Каждый житель в каждом районе сможет оценить проект и внести свои коррективы. Утвержденный Генплан станет законом, проигнорировать который будет невозможно. Мы обязаны сделать все, чтобы Киев сохранил свою культурную и природную уникальность.
По мнению экологов, в Киеве большое количество объектов, опасных для жизни. Планируется ли вынесение их за пределы Киева?
В настоящий момент в городе функционируют 550 предприятий, 56 из них негативно влияют на окружающую среду и могут представлять опасность в случае аварии. В Стратегии развития Киева до 2025 года предусмотрены меры по уменьшению вреда, наносимого экологии. Прежде всего, вынесем за пределы Киева или полностью ликвидируем 36 предприятий из «опасного списка». Во-вторых, усилим экологический и санитарный контроль за деятельностью всех промышленных объектов, отработаем и будем контролировать паспорта санитарных зон. В-третьих, для повышения эффективности очистки выбросов добьемся технического переоснащения предприятий теплоэнергетики, химической и строительной промышленности.
Готов ли сегодня Киев принимать Евро-2012?
Сейчас могу точно сказать, что обязательный объем работ, которые обеспечат успешное проведение чемпионата, мы выполнили. На завершающей стадии подготовка таких объектов, как аэропорты Борисполь и Киев, реконструкция проспекта Бажана, бульваров Шевченко и Леси Украинки. Обновлять Крещатик мы будем после окончания работы фан-зоны. Последние штрихи — это благоустройство города и озеленение. К этим задачам мы подошли очень ответственно и творчески, очень скоро Киев сможет приятно удивить не только гостей, но и жителей нашего города. Внешний вид города изменится. Мы сделаем клумбы и живые экспозиции. Всего будет высажено 15 миллионов цветов. Мы ремонтируем дороги, закупаем общественный транспорт. За счет выделения отдельных полос для общественного транспорта рассосется значительное количество пробок. Подготовка к Евро-2012 дает нам возможность получить государственную поддержку в виде бюджетных инвестиций, способствуя развитию инфраструктуры и экономики города. Чемпионат Европы по футболу дает Киеву шанс, которого у города за всю историю независимости не было. К нам приедет много иностранных граждан, и от того, с каким настроением они уедут, зависит, вернутся ли они снова. Наша задача — сделать так, чтобы они вернулись туристами, инвесторами, партнерами, но обязательно вернулись. В этом суть Евро-2012, в этом подтекст, к которому мы готовимся.
К Еврочемпионату планировалось введение единого билета. Это осуществится?
Мы уже отработали схему работы единого билета и теперь подписываем соглашение о его введении. Единый билет позволит бесплатно проехать от аэропорта Борисполь к станции метро «Бориспольская» и свободно передвигаться в киевском общественном транспорте — метрополитене, автобусе, трамвае, троллейбусе. Будет действовать единый билет около 28 часов. То есть болельщик, который прилетел посмотреть футбольный матч, может бесплатно передвигаться по городу в течение целого дня прилета, посмотреть матч и выехать из Киева до 12.00 на следующий день. Хочу отметить, что УЕФА нам полностью компенсирует перевозку фанов — 330 тысяч евро будут направлены на пользование внутренним транспортом да еще 50 тысяч евро — на трансферы аэропорт Борисполь — Киев. То есть все переезды иностранных гостей в городском транспорте будут компенсированы городу УЕФА.
Когда будут отремонтированы столичные дороги, которые после зимы сложно назвать дорогами?
Масштабные работы по ликвидации ям, которые появились на дорогах после зимы, начались с 24 февраля и проводятся ежедневно на всех улицах города. Составлены графики выполнения ремонтных работ, с которыми можно ознакомиться на сайте коммунальной корпорации «Киевавтодор». На данный момент уже отремонтировано 25 220 квадратных метров дорог. До 9 мая мы ликвидируем все ямы. Мы также просим подсказывать киевлян, какую дорогу еще нужно отремонтировать. Для этого надо звонить на «горячую линию». Мы будем максимально быстро реагировать.
Появятся ли в ближайшее время новые станции метро?
Проект участков Подольско-Вигуровской линии метрополитена от станции «Глубочицкая» до станции «Радужная» с ответвлением в сторону жилого массива Вигуровщина–Троещина, а также строительства первой очереди Левобережной линии метрополитена Троещина—Осокорки от улицы Милославской до станции метро «Левобережная» с электродепо «Троещина» уже разработан и утвержден сессией Киевсовета. А работы по строительству линии метро на Троещину начнутся уже в конце 2012 года.
Строить четвертую ветку метро мы будем не за счет городского бюджета, а по схеме государственно-частного партнерства. Возможно, инвестор будет иностранным, однако строить постараемся максимально собственными силами, предпочитая качественные стройматериалы и услуги именно киевских предприятий.
Правда ли, что сейчас запланировано строительство метро в сторону Борщаговки и аэропорта Жуляны?
За два последних года открыты четыре новые станции Куреневско-Красноармейской линии метрополитена: «Голосеевская», «Демеевская», «Васильковская» и «Выставочный центр». В этом году мы планируем ввести в эксплуатацию еще две станции на той же линии: «Ипподром» и «Теремки». Всего до 2025 года будет построено еще 23 станции метро. Естественно, наши приоритет в строительстве подземки — Троещина как самый большой и густонаселенный жилой массив Киева, однако метро очень ждут и в других районах города. В том числе мы планируем в самое ближайшее время начать разработку направлений на Виноградарь, Борщаговку и аэропорт Киев.
Насколько мне известно, вы готовитесь идти на выборы мэра. Есть мнение, что выборы пройдут не в конце мая, а в конце июля — августе. Имеет ли для вас это значение?
На мой взгляд, еще рано говорить о выборах. По крайней мере, пока Верховная Рада не примет постановление о времени их проведения. Могу только сказать, что обязательно буду баллотироваться на пост Киевского городского головы. Для меня выборы — это оценка киевлянами моей работы в качестве главы столичной администрации. Но главное — для того чтобы реализовать намеченное, важно получить поддержку большинства горожан. Действующее законодательство предусматривает выдвижение кандидата только от определенной политсилы. Самовыдвиженцем я идти не могу. Я надеюсь, что буду идти на выборы от Партии регионов. Но уверен, что мэр города — фигура аполитичная, потому что он представляет интересы всех киевлян, независимо от их убеждений.
Что касается времени проведения выборов, то для меня не очень удобно лето, поскольку в это период я буду заниматься Евро-2012. Но я соглашусь с любым временем, которое утвердит парламент.
Кто будет вашим главным конкурентом на выборах?
Конкуренты борются друг против друга. А я борюсь с проблемами, накопившимися в столице, с нежеланием чиновников работать на полную силу, с косностью бюрократического аппарата. Когда придет время выборов — хочу, чтобы они прошли как соревнование результатов работы кандидатов и их программ.