«Парламентский» барьер понизят до 2%. Кому это выгодно?
Власть готовит очередные манипуляции с избирательным законом
Взамоотношения власти и оппозиции в Украине давно перешли в формат противостояния «или мы – или они». Оппозиция готовится к выборам в «фронтовом режиме», как к последнему бою, власть вооружается и готовится отбивать атаки. Хотя, по сути, победа на этих парламентских выборах будет пирровой – основные интриги развернутся не на избирательных участках, а уже в стенах новоизбранного парламента. Пока в занятии плацдармов преуспевает только власть, которая разводит оппозицию с завидной регулярностью. И готовит очередной сюрприз.
-- Логика власти
Если вынести за скобки простое, как стол, выведение из игры главной оппозиционерки, а взять только законодательные премудрости, то власть «сделала» оппозицию, как минимум, два раза.
Первый – когда пропихнула выгодную для себя смешанную систему с будущим наполнением половины депутатского состава не всегда идейно стойкими мажоритарщиками. Причем оппозиция, как мы помним, сама за это проголосовала и представила принятие закона о выборах как собственную победу.
Второй – когда руками судей Конституционного суда была отменена норма о двойном баллотировании. Оппозиционеры посчитали себя обманутыми (будто не знали, с кем садятся за стол) и посчитали, что необходимость выбирать – список или округ – больше всего ударит именно по ним.
Теперь власть думает над третьим «ходом конем». Причем, как ни обидно это осознавать оппозиции, основан он как раз на слабостях оппонентов власти, которые известны не только стратегам Банковой, но и всем, кто хоть немного интересуется украинской политикой. В планах власти – снижение избирательного барьера, который в том самом скандальном законе о выборах прописан на запредельном для большинства уровне 5 %. Для возвращения старой планки в 3 %, а то и уменьшения ее до 2 % нужно всего лишь простое большинство в парламентском зале. И соответствующий сигнал.
Чем руководствуется партия власти? ПР, безусловно, видит падение собственной популярности, но это не так страшно, пока она одна, а ее оппонентов много. Поэтому нужно сделать так, чтобы они боролись не с властью, а друг с другом. Очевидно, что снижение барьера может не просто увеличить количество участников выборов по пропорционалке и устроить невероятную толкотню на оппозиционном поле, но и поломать уже имеющиеся договоренности Тимошенко и Яценюка. Ибо для Арсения Петровича теряются многие бонусы совместного похода на выборы.
-- Логика Яценюка
Сколько бы ни включали в первую пятерку «Батькивщины» Тимошенко и Луценко, очевидно, что «главную оппозицию», которая не «проекты Банковой», поведет на выборы именно Яценюк. Но и такой, казалось бы, уже «железный» вариант может сорваться.
Вспомним, что еще совсем недавно Яценюк не был таким апологетом объединения оппозиции, а доказывал, что эффективнее идти на выборы несколькими колоннами, дабы объединиться уже в парламенте. Но затем по некоторым причинам изменил свое мнение на противоположное. Причины эти стоит искать явно не в фобии не преодолеть самостоятельно 5 %-ный барьер – точнее если она и присутствует, то не в качестве основной. Главной же мотивацией для Яценюка было возглавить крупнейшее оппозиционное движение и показать тем самым, что даже пиджак премьера для него уже тесноват. К тому же, сама тактика, которую избрали Арсений и его партнеры из «Батькивщины» – «кто не с нами, тот против нас» – ставила многочисленных оппозиционных «князьков» в неудобное положение и заставляла договариваться с «гигантами». Не у всех хватило духа, как у Анатолия Гриценко, громко хлопнуть дверью и выйти из КОДа, и не все так самодостаточны, как Виталий Кличко, поэтому мелкие оппозиционеры предпочитают хоть и с кислым выражением лица и ущемленным самолюбием договариваться с Яценюком и Турчиновым, фактически монополизировавшими оппозиционный дискурс. Отмена Конституционным Судом двойного баллотирования также сыграла на руку «объединителям»: напуганные 5 %-ной планкой лидеры маленьких партий предпочтут пойти по мажоритарным округам, которые нужно согласовывать опять же с ключевыми акционерами КОДа.
Тем не менее, на сегодняшний момент уже несколько оппозиционных сил заявили о самостоятельном походе на выборы. Уже понятно, что «Свободе», «Украине – вперед» Королевской и, скорее всего, «УДАРу» в общем списке делать нечего. Этого, в приницпе, вполне достаточно, чтобы разрушить миф о единой оппозиции и раздробить протестное поле.
Но, например, Анатолий Гриценко заявил, что не закрывает вопрос вхождения в объединенный список при выполнении определенных условий и получения квоты. И в этих торгах один из главных козырей в руках Яценюка и Турчинова – как раз высокий барьер, делающий партнеров более сговорчивыми. Его снижение не только максимально усложняет этот процесс, поскольку укрепит у многих веру в собственную звезду, но и даст под дых альянсу «Фронта змин» и «Батькивщины», который теряет свою исключительность.
-- Логика «Батькивщины»
Главный ресурс партии – бесспорно, образ томящегося в заключении лидера. С остальными ресурсами сейчас туго и, по сути, перед партией стоит проблема выживания. Интересы нынешнего руководства «Батькивщины» во многом совпадают с интересами Яценюка – замкнуть все оппозиционные процессы на себе и заставить остальных оппозиционеров присоединяться на скромных условиях. Понятно, что в снижении барьера «бело-сердечные» не заинтересованы. Далеко не факт, что, объединившись, «Фронт» и «Батькивщина» наберут больше, чем по отдельности, но тут важен сам символический факт объединения и, если повезет, такая же символическая победа в процентах над Партией регионов. А наличие нескольких оппозиционных сил в бюллетене усложняет вероятность такого исхода.
Вполне может оказаться, что Александра Турчинова, над которым нависло такое же «квартирное проклятие», как в свое время над Юрием Луценко, с приближением выборов начнут «прессовать». И если и не задержат за «препятствование правосудию», то, как минимум, применят испытанную тактику ежедневных допросов, не давая полноценно заниматься избирательной кампанией. Тогда управление «Батькивщиной» фактически перейдет в руки новообретенных соратников, и не факт, что вернется обратно.
-- Логика «малышей»
«Малыши» «малышам» рознь. Если «Свобода» и «УДАР» могут рассчитывать на взятие 5 %-ной высоты, то проектам Королевской и Гриценко придется туго, как бы они не надували щеки. Снижение барьера дарит им (и даже «Нашей Украине») шансы на попадание в парламент по спискам и соответственно реализуется нехитрый план Банковой – оппозиция вынуждена конкурировать сама с собой со всеми вытекающими. И, кстати, поведение многих лидеров оппозиционных партий, смело заявляющих о самостоятельном «списочном» штурме Рады, наталкивает на размышления, что они уже находятся в ожидании изменений правил игры.
-- Демократично, но вредно
Пикантность ситуации еще и в том, что в этот раз в случае изменения закона о выборах оппозиции не в чем будет упрекнуть власть. После отмены Конституционным Судом двойного баллотирования «бютовцы» открыто проявляли свое недовольство и даже грозились отозвать свои голоса из-под закона о выборах, но критика снижения барьера будет звучать странно. Ведь это, на секундочку, требование ПАСЕ, хотя и без ПАСЕ очевидно, что слишком большая планка для попадания в парламент – не самая демократическая мера. Смягчив эту проблему, Банковая вроде бы в очередной раз продемонстрирует свою склонность к компромиссам, но при этом еще больше раздробит оппозиционный лагерь. А власти и так приписывают активное продвижение псевдооппозиционных проектов для запутывания избирателей и распыления протестных голосов.
«Бесспорно, власть хочет, чтобы оппозиция пошла как можно большим числом колонн и власти удается это реализовывать с помощью различных сил и разных финансовых группировок, – говорит глава Партии защитников отечества Юрий Кармазин. – Я уверен, под ту модель, которую рисует для себя власть, выгодно уменьшение проходного барьера, чтобы обеспечить прохождение в Раду под видом оппозиции послушных людей. Ну и, конечно, чтобы простимулировать как можно большее число политических сил на самостоятельный поход на выборы. Парадоксальная вещь: вроде бы для демократии необходимо снижение барьера, но на данном этапе развития Украины это очень вредно для того, чтобы сменить власть».
Кармазин предполагает, что как раз сейчас подыскиваются депутаты, которые в ближайшее время внесут подобные законопроекты под разговоры о демократизации избирательного процесса. По мнению нардепа, формальную инициативу снизить барьер до 2–3 % можно ожидать даже от кого-либо из оппозиционеров.
«Власть таким образом хочет сохраниться, а оппозицию разбить даже не на три-четыре, а на пять-шесть колонн под видом оппозиции», – сокрушается он.
Председатель «Украинской платформы – Собор» Павел Жебривский, который не так давно прекратил переговоры с «Нашей Украиной», УНП и КУНом о создании «Правицы», также считает снижение барьера палкой о двух концах.
«Как вы понимаете, вряд ли «Батьківщина» и «Фронт змін» будут заинтересованы в снижении барьера, – рассуждает он. – Другие же оппозиционные силы, представленные в парламенте, также не готовы к этому, поскольку побаиваются, что под видом снижения барьера может быть вкинуто много вещей для увеличения фальсификаций.
Бесспорно, 5 %-ный барьер является вредным для страны, а вообще нормальной является израильская практика, которая предусматривает 1 %-ную проходную планку. При существующем барьере в парламент точно проходят четыре политических силы и, конечно, у партии власти есть соблазн размыть голоса тех, кто сегодня может пройти в парламент».
О том, насколько конструктивно ведется диалог между оппозиционными силами, красноречиво свидетельствуют слова Жебривского, что его партия будет выставлять 15 мажоритарщиков, независимо от того, будут ли они согласованными кандидатами от оппозиции или нет. Лидер Европейской партии Николай Катеринчук также грозится, что если не будет достигнуто договоренностей в рамках КОДа, его партия пойдет на мажоритарные округа отдельно. На вопрос, как поступит ЕП, если проходной барьер будет снижен, Катеринчук отвечает уклончиво:
«По спискам у нас есть договор с БЮТ на три места, но что-то требовать при таком барьере невозможно. Просто есть понятие политической ответственности, и раз уж мы партнеры, то и надо подходить по-партнерски».
«Европеец», в отличие от некоторых своих коллег, считает, что снижение барьера власти не выгодно:
«Ведь при снижении барьера 100 % проходит «Свобода», которая вряд ли будет партнером власти, больше шансов будут иметь партии Кличко, Гриценко, наша партия… Это все партии, которые не будут партнерами ПР».
Вот кто наверняка обрадуется опусканию проходной планки, так это «свободовцы», которые после отмены двойного баллотирования находятся в ситуации сложного выбора – запихнуть всех лидеров в список, который балансирует на грани 5 % и может стать для них «братской могилой», или сделать упор на мажоритарку. Превращение 5 даже в 4, не говоря уже о 3 %, существенно облегчит муки выбора.
«Очевидно, что в снижении барьера у власти есть определенная цель, ведь вряд ли она беспокоится об украинской демократии, – улыбается глава столичной организации «Свободы» Андрей Ильенко. – Но от нас тут ничего не зависит, потому что мы не находимся в парламенте. Мы должны быть готовы преодолевать 5 %-ный барьер при любых обстоятельствах, и он нас не пугает. Хотя его снижение, конечно, было бы позитивом, ведь народ хочет обновления политических элит и появления новых партий в парламенте, а высокий барьер ведет к консервации».
Но, как обычно в украинской политике, наряду с концептуальными вопросами государственного строительства есть тактические интересы «прямо сегодня». И совпадают они далеко не всегда. На этот раз следование демократическим принципам, как это ни странно звучит, может серьезно отсрочить торжество демократии.