Внедренный в недра. Досье на Эдуарда Ставицкого
Новый министр отдавал «Межигорье» и судился с Тимошенко
Николай Злочевский все-таки не усидел в своем кресле и, по традиции, в пятницу вечером произошла смена, о которой давно говорили, – место министра экологии и природных ресурсов занял бывший глава Госслужбы геологии и недр Эдуард Ставицкий. Слухи о том, что Злочевскому недолго осталось возглавлять это «хлебное» ведомство, ходили еще летом прошлого года, но увольнение с одновременным переводом в «энные» зама секретаря СНБО состоялось только сейчас.
Премьер Николай Азаров прокомментировал кадровую рокировку тем, что СНБО расширяется и приобретает все более важное значение, а Злочевский – по образованию военный. В числе версий, которые прозвучали, любопытно мнение Романа Бессмертного, что в свете практически решенного ухода главы Совбеза Андрея Клюева в руководство избирательным штабом ПР «орговик» Злочевский также будет заниматься выборами. Сам Злочевский в комментарии «Главкому» такие предположения опроверг:
«Я иду работать в Департамент военной безопасности».
На вопрос, стал ли такой перевод для него ожидаемым, экс-министр заученно ответил:
«Думаю, что да. Все очень просто: Президент решает, где мы нужнее, и туда мы и идем работать».
Бывшие коллеги-депутаты Злочевского из оппозиционных фракций ничего хорошего о периоде его правления в Минэкологии сказать не могут. Равно как не ожидают улучшения от прихода нового министра.
«Я в свое время был с господином Злочевским в одном комитете и могу утверждать, что этот человек абсолютно неспособен работать в СНБО и будет там просто просиживать штаны, – возмущается «бютовец» Александр Гудыма. – Это хохма просто, лучше бы они его просто сделали советником Президента. На самом деле, в министерстве все было поделено, и министр не имел такого уж влияния на распределение ресурсов. Пост того же г-на Ставицкого был не менее весомым, чем пост министра. Уволить Злочевского могли потому, что господин министр был не согласен с тем, что подчиненная ему структура подчиняется другим людям в иерархии. Но со сменой министра идеология в Минэкологии останется та же: распределение ресурсов и благ происходит по алгоритму, определяемому в самом главном кабинете».
Еще один «бютовец»-эксперт по нефти и газу – Сергей Пашинский вспоминает назначение Злочевского:
«Сначала его назначили в Госрезерв, но когда он выяснил, что его предшественники все разокрали, то закатил истерику, и его перевели туда, где еще не все разокрали. А что касается нового министра, то господин Ставицкий – преданный Януковичу человек. Но любая диктатура, которая основывается не на профессионализме госслужащих, а на принципе личной преданности, рано или поздно заканчивается».
Член «экологического» парламентского комитета Иван Заяц считает, что рокировка Злочевский – Ставицкий – лишнее доказательство того, что бизнес нельзя подпускать к государственным должностям:
«Это проявление борьбы богатых людей, а богатые люди не могут долго задерживаться на одном посту. Там где власть инфицирована бизнесом, доминируют персональные интересы и идет большая борьба. В последнее время никакой экологической политики не было: министерство раздавало полномочия налево и направо, никак не могло разделить контрольную функцию с регуляторной… Мне кажется, хуже работать было просто невозможно».
Если хуже было некуда, то это серьезно облегчает задачу новому министру. Эдуард Ставицкий родился 4 октября 1972 года в городе Лебедин Сумской области. Имеет два диплома – горного инженера (получил в Государственной горной академии в Днепропетровске) и магистра госуправления (получил в Академии госуправления при Президенте Украины). Большая часть его трудового пути связана с ЗАО «НПО «Экологическое топливо Украины» в Александрии Кировоградской области: Ставицкий начинал здесь менеджером в 1994-м году, а на работу в Киев в 2006-м уходил уже будучи председателем правления. Здесь же, в Александрии, с 2002-го года он патронирует детско-юношеский клуб «Кристалл-аметист».
Кто-то называет нового главу экологического ведомства «ахметовским», кто-то – «семейным». Ранее Ставицкого небезоснавательно считали близким к покойному ныне Василию Джарты. В 2007-м году, когда Джарты стоял у руля министерства окружающей среды в правительстве Януковича, Ставицкий «рулил» в родственной НАК «Надра Украины». Эксперты вспоминают, что основной и весьма прибыльной для конкретных личностей задачей «Надр» была передача скважин коммерческим кампаниям в совместную деятельность. Но фактически это называли скрытой приватизацией природных богатств.
После выборов и смены главы правительства Юлия Тимошенко уволила главу «Надр» и назначила на его место «бютовца» Александра Пономаренко. Ставицкий не смирился с увольнением и обжаловал его в суде. Киевский апелляционный суд принял сторону истца и постановил восстановить того в должности. Тимошенко даже формально восстановила Ставицкого, чтобы тут же уволить снова. Вдобавок бывший глава НАК получил из уст Юлии Владимировны обвинения в коррупции и незаконной выдачи лицензий.
«Ставицкий – это марионетка хорошо организованной, полностью обеспеченной группы, которая таким нечестным способом продолжает думать, что она может забирать у государства собственность, – заявляла тогда Тимошенко. – Проблема не в Ставицком, а проблема в том, кто является его хозяином, кто за ним стоит и кто направляет его действия, кто обеспечивает нечестные решения в судах и силовых структурах в пользу таких ставицких».
В том числе, Тимошенко разоблачила схему выведения из госсобственности через НАК «Надра Украины» правительственной резиденции «Межигорье», в которой, как известно, по сей день обитает Виктор Янукович, и двух зданий в центре Киева. И роль непосредственно Ставицкого в этой операции не стоит недооценивать.
С приходом к власти донецко-макеевской команды она была достойно оценена: в марте 2010-го Пономаренко из «Надр» уволили и вернули Ставицкого. 29 декабря 2010-го в канун новогодних праздников Эдуарда Анатолиевича снова уволили «в связи с переходом на другую работу». «Другой работой» оказалась Государственная службы геологии и недр Украины, во главе которой он стал. Подводя итоги года, Ставицкий утверждал, что в 2011-м служба принесла госбюджету около 380 млн. грн. при плане в 260 млн. грн., что стало самым большим показателем за всю историю Госгеонедр. В планах ведомства на этот год им называлось проведение конкурсов по освоению Юзовской и Олесской площадей и подготовка к конкурсам площадок на Черноморском шлейфе. Теперь воплощением этих планов Ставицкий будет заниматься из министерского кресла.