Порошенко сместил «человек» Ахметова

Досье на нового главу Совета НБУ

26 апреля члены совета Нацбанка Украины избрали нового главу. Им стал нардеп-регионал Игорь Прасолов, бывший гендиректор крупнейшей в Украине компании СКМ, принадлежащей бизнесмену Ринату Ахметову.

Согласно закону, заседания совета НБУ должны проводиться не реже одного раза в квартал, однако данное собрание, созванное по инициативе главы НБУ Сергея Арбузова, стало первым с марта 2010 года. По единогласному решению место Петра Порошенко, чьи полномочия как главы Совета закончились еще в 2010 году, занял Игорь Прасолов.

Игорь Прасолов родился в городе Песчаный Мурманской области. В 1987 году окончил Ростовский государственный университет им. Суслова по специальности «политэкономия». В 1979-1982 году был учеником электрослесаря Новочеркасской МРЭС и проходил службу в армии. В 1987-1993, будучи аспирантом, трудился в качестве ассистента кафедры политэкономии Донецкого государственного университета. В 1993 году он занял пост генерального директора ЗАО «Инвестиционная компания «Керамет Инвест». В 2000 - гендиректор в ЗАО «Систем Кэпитал Менеджмент» - крупнейшей управляющей компании Украины, 90% акций которой принадлежат украинскому миллиардеру, нардепу от Партии регионов Ринату Ахметову.

В 2006 году Прасолов зашел в Раду - депутат V созыва от Партии регионов (под номером 43 в избирательном списке), член комитета по вопросам бюджета. С ноября 2007 года – народный депутат уже VI созыва от ПР под тем же номером, глава подкомитета по вопросам ценных бумаг и фондового рынка Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. С того же времени - член Совета НБУ.

Совет Нацбанка занимается разработкой принципов денежно-кредитной политики, осуществляет контроль над ее проведением, ежегодно утверждает смету доходов и расходов, годовую финансовую отчетность НБУ. А также принимает решение об увеличении уставного капитала НБУ. Орган может давать оценку деятельности правления Нацбанка и вносить рекомендации Кабмину о влиянии налоговой политики и политики государственных заимствований на состояние денежно-кредитной политики. То есть, по сути, орган условный - советует, но не настаивает.

Однако, несмотря на условность влияния Совета на политику Нацбанка Украины, назначение «человека Ахметова» на пост главы было воспринято по-разному. Регионалы расхвалили Игоря Прасолова как человека профессионального, а оппозиция увидела в его назначении «раздачу орденов».

{1-}

Юрий Ганущак, член комитета ВР по вопросам бюджета:

Каждый депутат – не важно из власти или из оппозиции – мечтает занять определенную должность, где он может или реализовать себя или реализовать свои бизнес-проекты. В данном случае он будет пытаться реализовать бизнес-проекты. Прасолов работал гендиректором компании, которая, по сути, принадлежит Ахметову. Его назначение – это внутренние разборки. В чем особенность? Назначают человека, которому доверяет лично Ахметов, то есть идет определенное сбалансирование интересов. Это достаточно мощная позиция. Хотя место первого лица все же остается за «семьей». Вы же помните, как во время кризиса Национальный банк выдавал кредиты на поддержку штанов других банков направо и налево, но в основном, только тому, кому нужно. А потом люди исчезали, деньги исчезали. Идет подготовка к возможным вариантам изменения власти.

{-2}

Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций:

Совет Национального Банка Украины больше года не собирался и ничего не принимал. Таких полномочий, которые бы влияли на политику НБУ, не демонстрировал. Потому назначение Прасолова на пост главы – это больше знаковый момент с точки зрения имиджа, проявление уважения.

{3-}

Ирина Горина, член комитета ВР по вопросам экономической политики:

Назначение Прасолова очень важное – от этого будет только польза. Я знаю Игоря как очень высокопрофессионального специалиста. Он точно разбирается и знает, что делает. И в любом случае, Совет Нацбанка – это орган, который исполняет больше функции публичного, осветительного, рекомендательного характера. Я думаю, что Нацбанк сейчас ведет правильную политику, но Совет – это как отзеркаливание того, что происходит, что нужно сделать, какие-то правильные советы профессионалов, если нужна какая-то корректировка.

{-4}

Владимир Фесенко, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента»:

Не думаю, что в случае с главой Совета Нацбанка была установка поставить туда именно человека Ахметова. Должность главы Совета НБУ не является сейчас политически значимой. Полномочия Совета Нацбанка урезаны. Глава совета на политику Нацбанка не влияет. Это, скорее, такая консультативная институция. На действия Нацбанка глава Совета не влияет – он может давать какие-то советы, варианты финансовой политики, но это не директивный орган.

Влияние председателя этого совета было связано до недавнего времени с тем фактом, что эту должность занимал Порошенко. А он человек влиятельный сам по себе, и он использовал свой статус для того, чтобы в этой роли выступать публично – в качестве экономического эксперта. Эта для него была возможность присутствовать на телеэфирах. Но будет ли пользоваться такой возможностью Прасолов? Это зависит от его стиля, личных амбиций. Почему именно Прасолов – «человек Ахметова»? Возможно, это связано с тем, что аналитические институции у Ахметова достаточно сильны. И возможно, здесь была такая неформальная установка – использовать возможности аналитических институций Ахметова через Совет Нацбанка и, соответственно, помощь в решении каких-то аналитических задач, подготовке определенных решений, во взаимодействии с международными организациями.

{5-}

Сергей Осыка, первый заместитель главы комитета ВР по вопросам экономической политики:

Прасолов знает банковскую деятельность – я так считаю. Плюс, Совет НБУ по своим полномочиям не настолько большой орган, который сильно влияет на работу Нацбанка. И раньше так было – когда еще я был заместителем главы этого Совета. А после последних изменений по полномочиям этого Совета – так тем более. Потому это и не знаковое назначение. Трактовать его как усиление или ослабление нельзя.

{-6}

Александр Сугоняко, Президент Ассоциации украинских банков:

Хуже для Совета Нацбанка все равно не будет. Он должен начать работать. Глава Совета Нацбанка – это не тот человек, который лично принимает все решения. Решения принимаются Советом. И вот то, что, наконец, есть глава, то, что Совет начал работать – это хорошо. Ассоциация делала все, чтобы Совет заработал. Надо понимать, что Совет обговаривает проблемы, решения, и руководство Национального банка вынуждено прислушиваться.

{7-}

Остап Семерак, член комитета ВР по вопросам бюджета:

Пост главы Совета – достаточно бутафорский, имеет минимальное влияние на реальную политику Национального банка. При главе НБУ Арбузове, который ассоциируется с «семьей», нет возможности на что-то влиять. Вспомните его конфликт с Азаровым, когда тот ему разрешал публично перечить себе и делать замечания. Так что не нужно переоценивать назначение Прасолова. Думаю, что это, скорее, такой подарок. Знаете, как раздают ордена за заслуги, Героя Украины. Так вот Глава Совета НБУ – приблизительно то же. Сегодня у этой должности нет реальных рычагов и возможностей. Даже такой мастодонт украинской политики как Порошенко не очень мог на ней влиять на какие-то процессы. Больше это выглядело, как политическая ссылка. Очевидно, Прасолову его назначение приятно, но для банковской системы оно ничего не значит.