Куда податься «Свободе»?
Команда Олега Тягнибока определяется с форматом участия в выборах
Отмена Конституционным Судом нормы двойного баллотирования, по общему мнению, больше всего ударила по ВО «Свобода», которая балансирует на грани прохождения 5 %-ного барьера. Перед руководством партии встал непростой вопрос – рисковать лезть на пропорциональную Говерлу с риском скатиться с нее кубарем или гарантированно провести своих лидеров в парламент по мажоритарке? Существуют для «Свободы» и половинчатые форматы участия в выборах, но они также имеют массу подводных камней.
Предыдущие парламентские потуги новых украинских националистов не особо впечатлили – в 2006-м и 2007-м годах «Свободе» не удалось набрать даже одного процента. Правда, Тягнибок и Ко даже тогда усмотрели позитивную динамику: если в 2006-м они заняли 18-е место, набрав 0,36 %, то в 2007-м – 8-е и 0,76 %. В абсолютных числах это составляло 91321 и 178660 голосов, что вполне позволяло «свободовцам» вести речь о двойном росте популярности за год.
С тех пор «Свобода» обросла жирком, показала впечатляющие результаты на местных выборах и даже заимела своих представителей во главе западноукраинских облсоветов. К примеру, социологическая группа «Рейтинг» стабильно фиксирует рейтинг партии в размере 4,3 % среди тех, кто собирается идти на избирательные участки. Последние замеры Центра Разумкова дают «Свободе» 5,7 %. Сам Олег Тягнибок превратился из маргинальной страшилки в политика, которого не брезгуют приглашать на свои эфиры общенациональные телеканалы. А «песочивший» ранее националориентированный электорат блок «Наша Украина», равно как и его правопреемник НУНС, на этих выборах «Свободе» не соперник.
Фактически основной конкурент «Свободы» – это «объединенная оппозиция» под флагом «Батькивщины». «Свободовцы» вроде бы согласовывают мажоритарные округа в рамках КОД, но при этом заранее объявили о самостоятельном походе на выборы ввиду собственной исключительности и невписывания в стандартные рамки демократического поля. Справедливости ради, и в «Батькивщине», и во «Фронте змин» также особо не было желающих заполучить в свои ряды «свободовцев» с их специфическим имиджем, чему свидетельством хотя бы обидевшие Олега Тягнибока недавние высказывания Юлии Тимошенко. Но при этом «объединенные» небезосновательно считают, что значительной части голосов, которые наберет «Свобода», не взяв при этом планку в 5 %, не досчитается, в итоге, блок на базе «Батькивщины». В идеале для себя объединенная оппозиция могла бы раздать «Свободе» максимум мажоритарных округов в западных областях с условием, что та не будет путаться под ногами в гонке по «пропорционалке».
Итак, рассмотрим варианты избирательной стратегии «Свободы», при условии, конечно, что избирательный барьер останется таким же, как сейчас. Ведь слухи о том, что перед самыми выборами его понизят, чтобы спутать карты оппозиции, до сих пор актуальны.
-- Только мажоритарка
У «Свободы», в отличие от многих других небольших партий, хватает ярких мажоритарщиков, которыми можно накрыть западноукраинские округа. Сам Тягнибок, Ирина Фарион, Юрий Михальчишин, Андрей Ильенко, Богдан Бенюк, Алексей Кайда… К тому же, популярность «Свободы» по ту сторону Збруча позволяет рассчитывать на победу даже менее раскрученным персонам, если им доверят представлять в округе партийный бренд. Если следовать стратегии «только мажоритарка», то «свободовцы» вполне могут рассчитывать на 15 штыков, необходимых для создания собственной фракции уже в новом парламенте.
Но такой сценарий имеет и свои минусы. Отказ от партийного списка не лучшим образом скажется на общем имидже партии, плюс избирательная кампания партии по пропорционалке – это всегда движущий локомотив для баллотирующихся от этой политической силы мажоритарщиков. Поэтому вариант чистой мажоритарки маловероятен и, вероятнее всего, «Свобода» пойдет и по мажоритарке, и списком.
«Нам понятно, что акцент надо ставить именно на список, – уверен член политсовета «Свободы» Андрей Ильенко. – Отказаться от списка при таком рейтинге – смешно».
Другой вопрос – как при этом распределятся усилия.
-- Список и мажоритарка
«Дилемма имеет технологический характер, но нужно лишь рационально подойти к этому процессу и просчитать варианты развития событий, – говорит депутат Львовского облсовета Юрий Михальчишин, который не видит в этом большой проблемы для своей партии. – Мы идем по обоим фронтам, поскольку это фактически генеральный бой, к которому партия серьезно готовилась пять лет. Окончательное решение будет закреплено съездом, который у нас запланирован на август. И у нас есть достаточно кадров, которые могут достойно представить партийный список, пусть они, возможно, менее публичны».
Михальчишин считает, что в список должны войти, в том числе, главы партийных облорганизаций, некоторые из которых могут возглавлять органы местного самоуправления. А в округах должны быть выставлены те, кто имеет опыт полевой работы не только в избирательный период, но и в условно мирное время.
Как уверяют «свободовцы», Олег Тягнибок в случае похода партии по списку однозначно его возглавит, что, в общем-то, логично. Но если партия не дотянет до 5 %, представители «Свободы», прошедшие в Раду по мажоритарке, окажутся там без своего лидера. Впрочем, всегда возможен вариант, при котором кто-то из мажоритарщиков сдаст мандат, дабы на довыборах по этому округу партийный вождь все-таки выиграл депутатскую корочку.
«Главная проблема будет для самого Тягнибока: если он не пойдет во главе списка, то «Свобода» точно пролетает, – размышляет политолог Владимир Фесенко. – Думаю, в итоге, будет такое перераспределение: Тягнибок – первый номер списка, в который войдет еще пара-тройка известных людей. А так на Галичине у «Свободы» хватает сильных кандидатов, многие из которых, к тому же, получат статус единых от оппозиции. Поэтому до десятка кандидатов по мажоритарке они могут провести».
«Без Тягнибока в списке партия оказывается с совершенно невнятными, невразумительными лицами, – согласен политтехнолог Андрей Золотарев. – А время для раскрутки такого подхода, когда сам Тягнибок идет по мажоритарке, но при этом призывает голосовать за список с неизвестными фамилиями, уже упущено».
В общем, Олегу Ярославовичу деваться некуда и остается рассчитывать, что риск окупится. По мнению политолога Вадима Карасева, для «Свободы» даже в случае непрохождения в парламент важно остаться региональной партией: «А отказ от списка – это фактически отказ от партии».
-- Общий список
«Свободовцы» неоднократно заявляли, что собираются идти отдельно от своих коллег по КОДу и пока непонятно, что может заставить их изменить это мнение. Особенно с учетом того, что коллеги не горят желанием поступаться местами в и так узком списке. Но вероятность того, что «Свобода» присоединится к альянсу «Батькивщины» и «Фронта змин» остается, хотя и очень небольшая.
«Нужно смотреть на социсследования: если «свободовцы» увидят, что объединение оппозиции сокращает их электоральные шансы, то надо объединяться, – говорит Владимир Фесенко. – Понятно, что в этом объединении у «Свободы» много рисков – в частности, потерять статус единственной националистической силы. Но небольшие шансы их вливания в объединенный список сохраняются, особенно если они увидят, что точно пролетают по партийным спискам».
Причем шансы «Свободы» на вхождение в единый список Фесенко оценивает даже выше, чем присоединение «УДАРа». Но все равно реализация данного варианта весьма призрачна. Скорее уж можно поверить в то, что «Свобода» перед выборами наплюет на договоренности в рамках КОДа и выставит своих кандидатов на всех галичанских округах.
-- Уязвимое звено
Накануне выборов «Свободе» необходимо решать еще одну задачу, которая увеличит ее шансы на преодоление барьера – пытаться выйти из электорального гетто западных областей. А для расширения «зоны покрытия» нужно применять более гибкую стратегию.
«Они должны перестать заниматься политической некрофилией: людей сейчас меньше всего волнуют мертвые Бандера и Шухевич, зато волнуют вполне конкретные и реальные социальные вещи, – говорит политтехнолог Андрей Золотарев. – Если «Свобода» преобразится в этом направлении, то сможет нарастить свою электоральную базу не только за счет Центральной Украины, но и найдет определенный процент симпатиков на Востоке. Сегодня они в Днепропетровске имеют около 2 %, и у «Свободы» после фатальных ошибок 9 мая прошлого года во Львове снова появляются перспективы двинуться за Збруч».
Но просто нарастить поддержку мало. Сам Олег Тягнибок уже высказывался в том духе, что самое сложное в нынешней ситуации – не столько набрать 5 %, сколько затем защитить их от фальсификаций. А тут уже многое в руках власти, которая заинтересована в самостоятельном походе «Свободы» на выборы и которая может уже в ходе подсчета голосов определить, стоит пускать эту партию в парламент или нет. И именно балансирование «Свободы» на грани барьера делает ее в этом отношении уязвимым оппозиционным звеном.