Почему отменили саммит в Ялте?
Для стран Европы важна табличка «Украина», которая стоит перед Януковичем, а не тот, кто за ней сидит.
Ялтинский саммит глав государств Центральной и Восточной Европы, пожалуй, стал лидером в списке украинских событий, которые «динамят» европейские лидеры. 8 мая уже 14-й по счету Президент – Черногории – Филипп Вуянович – по примеру других глав государств отказался от участия в мероприятии. И стал пятым (после Президентов Румынии, Албании, Хорватии и Чехии), который свое нежелание ехать в Крым объяснил протестом против отношения украинских властей к бывшему премьер-министру Юлии Тимошенко.
Несмотря на то, что Президент Германии прямо об этом ничего не сказал, а Президенты Болгарии, Латвии, Эстонии, Италии, Австрии и Словении отказались прибыть в Ялту якобы совершенно по другим причинам, в Министерстве иностранных дел Украины после недолгих раздумий сообщили о том, что встреча глав государств отложена.
За разъяснением причин такого решения и возможных последствий «Главком» обратился к депутатам и экспертам.
{1-}
Степан Курпиль, заместитель председателя комитета ВР по вопросам европейской интеграции:
Причина переноса саммита очевидна. Фактически этот саммит бойкотировало большинство руководителей европейских государств, а при отсутствии такого большого количества лидеров проводить саммит – значит, еще раз подчеркнуть изоляцию Украины. Этот факт свидетельствует о начале политической изоляции, может, не государства, но руководства государства. Это серьезный сигнал для Президента и его команды задуматься над тем, какую политику они проводят, почему игнорируется мнение международного сообщества в отношении соблюдения прав человека, справедливого судопроизводства, почему не исполняются обещания отпустить Юлию Тимошенко на свободу. История последнего десятилетия должна была научить лидеров, склонных к авторитарному стилю, тому, что бывают такие ситуации, в которые можно себя загнать, но из которых потом не спасет ни армия, ни спецслужбы, ни судопроизводство, ни высокие заборы. Этот сигнал украинская власть должна учесть и учесть самокритично, а не искать врага там, где его нет.
Сомневаюсь, что этот саммит может быть проведен в ближайшее время. Разве что Президент, наконец, найдет выход из ситуации с заключением Юлии Тимошенко.
{2-}
Валерий Чалый, заместитель гендиректора Центра Разумкова:
Такие событий, как саммит руководителей стран Центральной и Восточной Европы, очень полезны и с точки зрения имиджевого эффекта, и с точки зрения решения важных вопросов двухстороннего сотрудничества и анализа проблем регионального взаимодействия. Потому отмена саммита – это негативное событие. Кроме того, это произошло впервые в истории Украины.
В то же время решение об отмене саммита или его перенос в сложившихся условиях является абсолютно логичным, потому что нет смысла проводить провальный саммит, в котором не принимают участие большинство запланированных руководителей государств.
Но в Украине кроме серьезных внутриполитических оснований, есть и определенные недоработки, в том числе, и информационного обеспечения, и даже соответствующей дипломатической работы. Потому что после первых сообщений о проблемах с приездом участников саммита нужно было очень оперативно проанализировать ситуацию, сделать прогноз и принять соответствующее решение еще до того, как эта ситуация приобрела серьезный негативный имиджевый эффект для Украины в целом. Решение, по сути, запоздало, и эта ситуация оказалась провальной не только с точки зрения отмены саммита, но и с точки зрения информационного эффекта от этого решения. Очевидно, что успешные события такого уровня могут быть проведены на официальном уровне только после урегулирования проблем внутри страны.
{3-}
Андрей Парубий, председатель подкомитета по вопросам контроля за осуществлением внешних отношений комитета ВР по иностранным делам:
Основная причина того, что саммит в Ялте был отложен – общий бойкот этого саммита. И чтобы хоть как-то прикрыть этот позор, по указке Януковича саммит и перенесли на неопределенный срок. Но это вынужденный ход. Это провал на внешнеполитическом фронте, к которому привела внутренняя политика команды Януковича.
Возможность выхода из изоляции – это прекращение внутренних политических преследований. Это огромная проблема, яма, и чтобы выйти из нее, нужно срочно через принятие законов сделать все возможное, чтобы политзаключенные оказались на свободе. Но, в общем, выход из этой изоляции будет возможен только в результате отхода Януковича от власти в стране, потому что его имя и фамилия уже стали символом беспомощности и несостоятельности Украины на внешней арене.
{4-}
Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии:
Саммит могут еще вполне провести до выборов. Это зависит от снятия напряжения по главной теме – Тимошенко. Сам факт отмены и переноса саммита – это естественное решение. Из тех, кто должен был приехать, приехала бы только часть людей. Причем те, кто приехал бы в Ялту, стали бы оправдываться перед теми, кто не приехал, что, мол, они все равно тут наезжают на украинскую власть. Зачем на свои деньги устраивать себе дома выговор от гостей? Так что правильно, что мероприятие отменили, тем более что оно рутинное: событий из этого никто никогда не делал.
{5-}
Евгений Добряк, председатель подкомитета по вопросам глобальной безопасности и международного сотрудничества комитета ВР по иностранным делам:
Вы знаете, сколько Президентов отказалось от участия в саммите? Вот вам главная причина его отмены. Это просто политическое фиаско Украины. Новую дату проведения будут определять Президент и Министерство иностранных дел. А все нюансы с отменой этого саммита нужно искать в заявлениях министров иностранных дел и Президентов, которые отказались приехать в Ялту. У них есть определенное требование, и если украинская власть не прислушивается к мировому сообществу, тогда и будут такие демарши, а мы будем просто углублять свою изоляцию.
{6-}
Борис Тарасюк, председатель комитета ВР по вопросам европейской интеграции:
Некоторые из Президентов, которые отказались принять участие в саммите, прямо называли причину: из-за отношения власти к Юлии Тимошенко. Те, кто не называл причины, говорили о каких-то обстоятельствах, других графиках, просто дипломатическим языком отказались от участия, просто не хотели называть вещи своими именами. Потому любые переносы саммита не увеличат количество участников. Если украинская власть хочет провести саммит, нужно менять свою политику по отношению к Юлии Тимошенко, Юрию Луценко, правам человека, демократии. Тогда и зарубежные гости будут с удовольствием приезжать в Украину.
Последствия переноса саммита для украинской власти и авторитета Украины в целом могут быть негативными. Хотя если говорить о количестве выданной «на гора» продукции, то саммиты глав государств Центральной и Восточной Европы не являются форумами, где принимаются решения. Это в основном обмен мыслями в отношении неотложных важных вопросов и проведение двухсторонних встреч. Значение саммита не нужно преувеличивать. Но та реакций, которую продемонстрировали лидеры многих стран, должна заставить украинскую власть задуматься над изменением своего поведения.
{7-}
Алена Гетьманчук, директор Института мировой политики:
Очевидно, истинные причины переноса саммита связаны с тем, что Виктор Янукович совсем не так представлял его, каким он получался на момент переноса. А сравнить с чем у Виктора Януковича было: год назад он участвовал в аналогичном мероприятии в Варшаве, где, благодаря Брониславу Коморовскому, находился в самом эпицентре событий и был единственным гостем, которого хозяин саммита – польский Президент – лично представил Бараку Обаме. Именно тогда в Варшаве Януковичу был выдан кредит доверия в виде права на проведение аналогичного саммита в Ялте. Кредит был выдан, несмотря на то, что уже тогда многие европейские политики серьезно задумывались о соответствии политики Януковича европейским стандартам. Если ты кредит доверия не «погасил», значит, и права проводить подобный саммит не имеешь.
Плохо в этой истории то, что Янукович и Украина для большинства европейских стран окончательно стали синонимами, и перенос подобных саммитов бьет не только по репутации Януковича, но и по репутации Украины. Маргинализируясь сам, Янукович маргинализирует и Украину. Президенты, которые до последнего собирались ехать в Ялту, дали свое согласие на участие в первую очередь потому, что для них на подобных саммитах важна табличка «Украина», которая стоит перед Януковичем, а не тот, кто за ней сидит.
Уверена, что проведение саммита невозможно до тех пор, пока украинская власть не даст позитивных сигналов Европейскому Союзу. Это не обязательно выход Тимошенко на свободу, это может быть и возможность ее лечения за границей или же другие компромиссные жесты. Пока такие жесты не будут продемонстрированы, нет и оснований для того, чтобы европейские лидеры изменили свое мнение и согласились приехать в Ялту.
Важно понимать и другое: многие лидеры отказались от участия в саммите из-за внутриполитической ситуации. Но даже некоторым из тех, кто, действительно, не мог приехать из-за напряженного графика, сейчас выгоднее сказать, что они не едут из-за Тимошенко. Потому что защищать Тимошенко в Европе сегодня модно и похвально. Быть на стороне Тимошенко – значит быть в мейнстриме.
«Главком» также обзвонил несколько десятков регионалов, но практически все из них – по разным причинам – прокомментировать ситуацию отказались. Например, заместитель председателя комитета ВР по иностранным делам Леонид Кожара искренне удивился, узнав от нас о переносе ялтинского саммита: «Отменили его? Не знаю причин. Я в Раде работаю, а это вам нужно Администрацию Президента звонить. Мне никто не докладывал». А Михаил Чечетов мотивировал «незнание дела» работой в округе: «Саммит в Ялте? Я не знаю, я не организовывал, я не в теме. У меня нет информации, я сейчас в округе».
Прокомментировать события согласился лишь заместитель депутатской фракции Вадим Колесниченко, но, очевидно, перепутал саммит глав государств Центральной и Восточной Европы с обычной конференцией: «Это же частная инициатива и не имеет отношения к государственным мероприятиям. Организаторы исходят из того, какую они заявляют тему, и сколько людей, которые желают на эту площадку прибыть. В моей практике таких случаев бывало достаточно, когда организаторы собирают какой-то круглый стол или какую-то конференцию, и вдруг за день два, когда оценивают, что число заявленных докладов не достаточно, или что не достаточно интересная тема, по мнению, тех, кого приглашали, мероприятие отменяется» .
Хотя, если с «частной инициативой» господин Колесниченко несколько погорячился, то в том, что для участников «тема» уже не представляет интереса, вполне вероятно, еще окажется прав.