Байки о депутатском иммунитете
Кто заработает на «неприкосновенном» популизме?
Желание «стать ближе» к народу накануне выборов ключом бьет и у представителей большинства, и у депутатов-оппозиционеров. Старая «фишка» - байка об отмене депутатской неприкосновенности – по мнению многих народных избранников, в очередной раз должна безотказно сыграть на предвыборных чувствах избирателей. Несмотря на то, что эти «предвыборные чувства» у народа, измученного экономической и политической действительностью, уже давно не те, потуги по «уравнению» нардепов и «рядовых» украинцев уже вывели на финишную прямую.
Первым тему депутатской неприкосновенности больше месяца назад внес в политическую повестку дня глава фракции Партии регионов Александр Ефремов. О целесообразности голосования за отмену депутатской неприкосновенности уже в мае заявлял регионал Владимир Зубанов. Чуть позже комитет ВР по вопросам правовой политики с подачи большинства предложил рассмотреть законопроект о внесении изменений в Конституцию в части ограничения неприкосновенности депутатов Рады уже 24 мая.
-- Оппозиция боится репрессий
Законопроект №3251 об отмене депутатской неприкосновенности авторства еще депутатов Януковича и Лавриновича «всплыл» в марте этого года. Сейчас этот документ, зарегистрированный в октябре 2008 года, активно готовится к повторному первому чтению. Только данные потуги, как обычно, окажутся абсолютно бессмысленными. И регионалы, и оппозиционеры это прекрасно понимают.
Депутатская неприкосновенность – норма конституционная, а значит, для ее отмены необходимо набрать не менее 300 голосов народных депутатов. Без второй части зала – оппозиции – этому не бывать. Оппозиция же, несмотря на озвучиваемое желание избавить и себя и «противников» от каких-либо привилегий, голосование заранее провалила.
Парламентарии от ПР, решив расправиться с депутатской неприкосновенностью и подняв лозунги времен Ющенко, обошли вниманием неприкосновенность Президента и судей. Представители объединенной оппозиции оценили такой «расклад» по-своему: отменой некоей, даже такой шаткой защиты, как неприкосновенность, репрессии против неугодных власти могут обостриться.
«Дальше – фактически будет расправа над оппозицией, - замечает нардеп Сергей Соболев. – Увидите, ни по одному казнокраду из регионалов, коммунистов или литвиновцев не будет представления генерального прокурора, зато будут представления по оппозиционерам. Цель ясна. Не надо давать нынешней прокуратуре, которая ходит с партбилетами Партии регионов и под козырек выполняет все решения Януковича, судьям, с такими же партбилетами, возможности учинять политические расправы в Украине. Если все равны перед законом, то первый, с кого нужно начинать, - это Янукович с его Межигорьем и сыном-миллиардером».
Оппозиционер Андрей Павловский советует различать варианты неприкосновенности: «Одно дело, когда действует неприкосновенность за ваши политические высказывания, за политически мотивированные действия в парламенте, на митингах. Другое дело, что она не должна работать в случае совершения преступлений, насилия против человека, ограбления». «Если не будут учтены предложения оппозиции (снять неприкосновенность также с Президента и судей), - продолжает депутат, - то, получается, власти нужно снять неприкосновенность только с оппозиционных депутатов, чтобы потом их преследовать, кидать в тюрьмы, запугивать».
Страх оппозиционеров потерять защиту при неприкосновенном гаранте, тем не менее, не вполне обоснован. Несмотря на достаточно частые громкие заявления того же первого замглавы «Батькивщины» Александра Турчинова о том, что на него в прокуратуре заведено несколько дел, живется ему в этом смысле более-менее спокойно – несмотря, на отсутствие такого «щита», как неприкосновенность. А вот тому же Андрею Парубию, даже имея привилегии, «за терроризм» пришлось немало побегать по «кабинетам».
«Сейчас может быть все, что угодно, - в подтверждении тому, что значок депутата не гарантирует защиты, вещает Андрей Павловский. – Мы живем во времена беспредела власти и криминальной орды. Она даже по своим понятиям не живет – только по беспределу. Сейчас вас могут убить за то, что вы активно выступаете, могут подстроить автокатастрофу или подбросить в багажник вашей машины оружие. И вам потом очень тяжело будет доказать, что это вас власти преследуют – с учетом того, что между судами и прокуратурой круговая порука, и все они, прикрывая друг друга, выполняют только заказы власти».
-- «Не по справедливости»
Но в качестве мотивации отказа голосовать за законопроект регионалов оппозиционеры находят и другие причины: норма, отменяющая неприкосновенность депутатов, но не касающаяся судей и Президента, - избирательна, а это уже «не по справедливости». Очень хорошая возможность покричать об отмене неприкосновенности, понимая, что ничего из этого не получится.
«Оппозиция внесла на повестку дня вопрос о снятии неприкосновенности не только депутатов, но и судей и Президента, это будет справедливо, и за это я, несмотря на заведенные против меня уголовные дела, понимая, чем мне это может грозить, я буду голосовать», - со знанием дела отмечает Андрей Парубий. И добавляет: «И все будут голосовать. Снятие неприкосновенности – это стратегический вопрос. Из-за того, что депутатский мандат является защитой, парламент переполняется бизнесменами, криминалом, и из этого круга не выйти, пока не разрубить узел».
Однако, опираясь на слова нардепа, можно сделать вывод – проект регионалов нужного количества голосов не наберет: «Будет командное решение, мы будем голосовать за законопроект, поданный оппозицией, за справедливый законопроект. Мы уже видели избирательное правосудие. Избирательное снятие неприкосновенности нам не нужно».
Проголосовать «обеими руками за неприкосновенность» готов и нардеп Геннадий Москаль: «Согласно статье 24 Конституции Украины ни у кого не должно быть преимуществ. Давайте у всех заберем неприкосновенность и забудем этот вопрос, а то перед следующими выборами им снова начнут спекулировать – только уже в отношении судей и Президента. Нарушил - пожалуйста, Президент ты или рядовой украинец – отвечай по закону». Андрей Павловский с коллегой соглашается: «Если рубить под корень эту неприкосновенность, то надо рубить у всех – это будет честно, понятно, прозрачно, справедливо».
Вердикт проекту регионалов за всех оппозиционеров выносит Сергей Соболев: «Наша позиция была и остается неизменной: мы за то, чтобы отменить неприкосновенность и депутатов, и Президента, и судей. Если речи о неприкосновенности Президента и судей идти не будет, оппозиция не проголосует».
-- «Фишка» регионалов
Регионалы прекрасно оценивают мизерные шансы на «дальнейшую жизнь» своего законопроекта, а потому спокойно продолжают заниматься популизмом – врать своим избирателям.
Чтобы внести изменения в Конституцию депутатам понадобятся две сессии Верховной Рады. И поле для «лавирования» здесь открывается широкое.
Народный депутат Тарас Чорновил предполагает, что регионалы сами не будут спешить с принятием своего законопроекта: «Соответствующий законопроект давно прошел через Конституционный суд. Будут долго думать, можно ли его запускать на рассмотрение в первом чтении. Думаю, до конца июня не успеют. В сентябре красиво проголосуют первое чтение 226 голосами. Народ хорошо воспримет, что любому депутату можно будет дать в морду. Молодцы регионалы! Второе чтение должно состояться на следующей сессии, а это уже – другой созыв. Там точно не выйдет собрать 300 голосов».
По мнению депутата, есть и второй вариант развития событий, а с учетом возможности рассмотрения внесения изменений в КУ уже 24 мая, и более реальный: «На этой сессии до каникул голосуют 226 голосов. Но осенью не успевают до выборов, после них все равно красиво и хорошо проваливают. В любом случае, за снятие неприкосновенности не будет голосовать оппозиция. Оппозиционеры уже нашли отмазку, что в эту схему не включается Президент». Но у регионалов «юристы лучше»: «Они смогут доказать, что Президента в эту норму засунуть нельзя».
И потом, даже если случится чудо, и меньшинство в зале выскажется «за», то голосов могут не досчитаться уже у «своих». К тому же, закон может ветировать Президент или Конституционный суд. Депутаты ПР прекрасно понимают, что предлагая отменить неприкосновенность, ничем не рискуют, а просто словом работают на привлечение электората.
-- Стопами Виктора Ющенко
Технология «снятия неприкосновенности» - старая и проверенная фишка на избирательных кампаниях. В зависимости от расстановки политических сил меняются только ее приспешники. Так, еще совсем недавно, в 2008 году, Виктор Ющенко настаивал на отмене депутатской неприкосновенности и вносил на рассмотрение в парламент соответствующий закон, а нынешние сторонники «равенства» депутатов и народа – Партия регионов – тогда сообщала о своей готовности проголосовать за него только в случае одновременной отмены неприкосновенности депутатов, судей и Президента.
Но если раньше в эффективности ее не приходилось сомневаться, то сегодня – когда народ хочет есть, а не песни петь – она ничего не гарантирует. Пенсионеру, который каждый день пересчитывает копейки и боится, что ему не хватит на хлеб, глубоко наплевать на то, кто там из руководителей страны с неприкосновенность, кто – без.
«Люди уже привыкли к этой игре в отмену депутатской неприкосновенности, - замечает директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. – Это решительным образом ничего не поменяет. Но отказываться от этого депутаты не будут. Хоть эта «фишка» стоит и не на первом месте у народа, в таких случаях речь идет не о приоритете, а о том, что набирается полный комплект того, что может быть симпатично избирателю».
«Почему-то эти вопросы неприкосновенности поднимают каждый раз перед выборами, а после – сразу о них забывают, - возмущается депутат Андрей Павловский. – Регионалы носятся с этой неприкосновенностью, как с писанной торбой, и не понимают, что это уже давно не первый вопрос, который волнует наших людей. Больше 70% людей сегодня волнует вопрос повышения цен на продукты питания, вторым вопросом идет повышение цен на коммунальные услуги, третьим – увеличение коррупции и беспредел чиновников. Такие вопросы, как русский язык, неприкосновенность и другая второстепенная фигня, интересуют не более десяти процентов населения. Власть держит украинцев за аборигенов, но мы уже научились отличать важное от второстепенного».
Инициативу «въехать» в избирательную кампанию на одной отмене неприкосновенности Геннадий Москаль считает смешной: «Это чистый популизм. Они берут с помойки то, что уже выброшено, пережевано. Абсолютный кризис политических идей и политической новизны. Посмотрите, все старое, нафталином пропахшее: вспомнили о русском языке, Янукович выплачивает «юлину» тысячу. У нас спад экономического производства, инвестиций нет, гривна скоро рухнет. А это пытаются подменить популистскими законопроектами. Но если они думают только на этом зайти в парламент, то это смешно».
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев уверен, подобными инициативами избирателя легче оттолкнуть, чем повернуть на свою сторону: «Такие популистские жесты, жесты депутатского самопожертвования на кого-то и могут сработать. Но особой электоральной прибавочной стоимости не дадут. Более того, от подобных дежурных популистских жестов у многих избирателей уже оскомина набита, их просто тошнит от этого».
Единственное, как может работать инициатива с законопроектом о снятии неприкосновенности, - отвлечь внимание избирателей от более насущных проблем. «Пластинка заезженная, и в связи с этим актуальность и чувственность этой темы у нас уже не такая, как была раньше, - констатирует директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. – Больших дивидендов в электоральном плане на ней не получить. Но это может быть одним из позитивных информационных поводов для отвлечения внимания от более чувствительных моментов, неприятных представителям власти. Только проблема эта, хоть и несколько застоялась, совсем не та, которая требует немедленного решения».