Общественным организациям разрешили заниматься предпринимательством

22 марта 2012 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об общественных объединениях» (далее — Закон).

22 марта 2012 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об общественных объединениях» (далее — Закон). Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2013 года. С этой же даты утрачивает силу Закон Украины «Об объединении граждан».

Исходя из задач и полномочий общественных объединений, можно утверждать, что указанный закон касается многих граждан, поэтому комментарии по отдельным его положениям будут интересны для читателей.

Как следует из заключительных и переходных положений закона, общественные объединения легализованы по состоянию на 1 января 2013 путем регистрации или сообщения об учреждении, не требуют перерегистрации, а их уставы должны быть приведены в соответствие с законом в течение пяти лет со дня введения его в действие.

Отдельные нормы закона уже вызвали непонимание и критику, в том числе и со стороны народных депутатов, а потому прокомментируем их.

В частности, речь идет о норме, которая позволяет общественным организациям непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью без каких-либо ограничений (ст. 21) и о норме, которой определено, что общественные объединения получают право на поддержку из государственного бюджета, даже при условии занятия предпринимательской деятельностью.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 21 Закона общественное объединение со статусом юридического лица имеет право: осуществлять в соответствии с Законом предпринимательскую деятельность непосредственно, при условии, если это предусмотрено его уставом, или через созданные юридические лица (общества, предприятия), если такая деятельность соответствует цели общественного объединения и способствует ее достижению. Сведения об осуществлении предпринимательской деятельности общественным объединением включаются в Реестр общественных объединений. Таким образом, законодатель четко определил основания для возможности осуществления общественными объединениями предпринимательской деятельности. Указанное опровергает высказанные отдельными народными депутатами сомнения, которые сводились к тому, что в Законе отсутствуют какие-либо ограничения для такой деятельности и, что такая деятельность обязательно должна соответствовать уставу объединения.

Что касается возможности финансовой поддержки общественных объединений из государственного или местных бюджетов, то этот вопрос урегулирован статьей 23 Закона.

В ней предусмотрено, что общественные организации со статусом юридического лица имеют право на финансовую поддержку за счет средств государственного бюджета Украины, местных бюджетов в соответствии с законом.

Из содержания указанной нормы не понятно, имеют ли право на финансовую поддержку все общественные объединения, или только те, которые не занимаются хозяйственной (коммерческой) деятельностью.

Поскольку по этому вопросу какие-либо оговорки в законе отсутствуют и, исходя из принципа равенства перед законом всех общественных объединений (ст. 3 Закона), приходим к выводу, что право на финансовую поддержку за счет государственного или местных бюджетов имеют как те общественные объединения, которые занимаются предпринимательской деятельностью, так и те, которые такой деятельностью не занимаются.

Что касается возможностей злоупотреблений (махинаций) при реализации общественными организациями права получения финансовой поддержки из бюджетов, то предупреждения таких злоупотреблений является предметом регулирования другого законодательства, в частности бюджетного, уголовного, по борьбе с коррупцией.

В то же время предусмотреть возможность финансовой поддержки общественных объединений в данном Законе является целесообразным и оправданным, поскольку такая поддержка может потребоваться общественным организациям, объединяющим социально незащищенные слои населения, например объединения инвалидов.