Эволюция Луценко
Услышит ли оппозиция клич узника СИЗО?
После того, как объединенная оппозиция представила свой проект предвыборной программы, похожую программную речь со своим видением задач оппозиции произнес как последнее слово в суде и Юрий Луценко. Фактически это можно было бы назвать его собственными предвыборными тезисами, но, как известно, баллотироваться на ближайших выборах у Луценко – минимальные шансы.
Сразу несколько политиков, которые в последнее время имели возможность общаться с Луценко, утверждали «Главкому», что испытание камерой серьезно его изменило. За время судебного процесса он стал более мудрым и взвешенным политиком. При этом идея отомстить всем и вся не стала главной в его жизни.
Попробуем просто сравнить то, что обещает официальная, но пока окончательно неутвержденная программа ОО «За Батькивщину!» и то, что, по мнению Луценко, должно в ней быть. Возможно, такое сравнение покажет, кто более адекватен нынешней украинской ситуации – политзаключенный или его коллеги по оппозиции на воле.
И, хотя, многие акценты совпадают, есть и отличия. Более того, есть подозрение, что экс-главе МВД не очень нравятся происходящие в оппозиции процессы и он пытается высказывать хоть и не радикально отличающуюся, но все же альтернативную точку зрения.
-- Парад обещаний
Конечно, презентованную на Форуме объединенной оппозиции с помпой программу «Справедливое государство, честная власть, достойная жизнь» не сравнить с речью Юрия Витальевича, потому как в полном варианте первой – 25 страниц, в то время как у Луценко все скромнее, хотя и говорил он почти час. Правда, у программы оппозиции есть и лайт-вариант из семи пунктов, который куда доходчивей для тех, кто целый буклет не осилит.
И у Луценко, и у его побратимов хватает пафоса и общих фраз, которые, по замыслу, должны мобилизовать их сторонников на борьбу с соответственно «криминальной оккупацией» и «Межигорским лабиринтом Минотавра». Но устами Арсения Яценюка были провозглашены и вполне конкретные обещания, многие из которых изначально выглядят нереализуемыми. Оппозиция, видать, подзабыла, как Виктору Януковичу до сих пор икается его программа «Украина для людей», многочисленные обещания из которой перенесены властью «на послезавтра». И как бы теперь оппозиции в случае победы не столкнуться с аналогичной проблемой. Если, она, конечно, на победу всерьез надеется.
Например, из программы оппозиции так и неясно, откуда возьмутся деньги на декларируемое повышение зарплат и пенсий (в том числе, при отмене пенсионной реформы и, надо понимать, возвращении к старому пенсионному возрасту) с одновременным сокращением налогов до семи штук. В качестве источников указываются доходы от продажи госрезиденций, отмена льгот для депутатов и чиновников, распродажа чиновничьего автопарка и прочий популизм. Справедливости ради, стоит уточнить, что эти источники планируются только на первом этапе. Далее – развитие внутреннего рынка, стимулирование производства и создание рабочих мест. Памятуя прожектерские заявления Виктора Ющенко, количество рабочих мест авторы программы предусмотрительно не уточнили, но точно так же попытались избежать прямой конкретики и в остальном, что касается экономики.
Луценко касается экономических вопросов лишь вскользь: он предлагает ежедневно обнародовать доходы и расходы правительства и центральных органов исполнительной власти, «деофшоризировать» экономику и ввести налог с оборота вместо коррумпированного НДС. Ключевое место в программе Луценко занимает борьба с коррупцией. Как бывший главный милиционер, он уделяет больше внимания реорганизации правоохранительных органов и судебной системы.
И Луценко, и составители программы объединенной оппозиции в той или иной форме говорят о том, что нынешнюю команду нужно не только отстранить от власти, но и не допустить ее представителей к власти в будущем.
«Мы проведем антикоррупционную люстрацию, проверим соответствие расходов и стоимости имущества чиновников и членов их семей задекларированным доходам. Те, кто не пройдет проверку, будут отвечать перед законом и будут лишены права занимать должности на государственной службе. Мы создадим эффективный и независимый орган – Национальное антикоррупционное бюро, которое не будет делать исключений ни для кого».
Это цитата из программы Объединенной оппозиции. Обещано также, что граждане смогут беспрепятственно подавать в суд на чиновников, а за госзакупками, во время которых часто и творятся коррупционные дела, будет установлен особый контроль. Те же, кто успел наварить на этом барыши, будут наказаны.
У Луценко – вместо Антикоррупционного бюро создание Национального антикоррупционного комитета и Национального антикоррупционного Совета. Последний должен заполняться на паритетных условиях представителями науки, общественности и спецслужб. Причем главным координационным органом в борьбе с коррупцией Луценко предлагает сделать СНБО, который должна возглавить весомая политическая фигура.
-- Связь с реальностью
В речи Юрия Витальевича также прозвучало слово «люстрация», но в контексте судей, прокуроров и следователей, которые имеют отношение к нарушению прав человека, согласно решениям Европейского суда. В этом случае хотя бы понятно, что вершить люстрацию будут все-таки не по внутренним заведенным порядкам, иначе не избежать логичной постановки вопроса – а судьи кто? Ведь Яценюк предложил рубануть с плеча, заменив всех одним махом без разбору. Очевидно, что такое выполнить вообще не реально. Видимо, с тюремной камеры судебная реформа воспринимается адекватнее.
Перекликаются программы в моментах создания суда присяжных и реформирования правоохранительных органов. Луценко, как и объединенная оппозиция, выступает за возвращение полномочий Верховному Суду. При этом, правда, ничего не говорит о том, чтобы передать ВС полномочия дискредитированного Конституционного Суда. Взгляд более трезвый, учитывая целый раздел в Конституции, посвященный КС. Также он предлагает сменить состав Высшего совета юстиции, оставив в нем только судей, чего требует Венецианская комиссия.
Ликвидация налоговой и пожарной милиции, СЭС, создание независимого Комитета судебного следствия, переименование «милиции» в «полицию» с переходом на контрактную систему, отмена следственных функций Генпрокуратуры – все эти конкретные предложения есть в программе Луценко, но отнюдь не этим она ценна и не этим отличается в лучшую сторону от глянцевого буклета его коллег по оппозиции.
-- Быть проще
В отличие от «пластмассового» действа на Михайловской площади, программа Луценко, возможно, из-за формы, в которой она была провозглашена, выглядит куда более «очеловеченной». При всех недостатках и иногда бьющем в глаза пафосом доктрина Луценко, как минимум, проще оформлена, а изложенные в ней тезисы просты для понимания. Так начинает он с трех развернутых пунктов борьбы: говорить правду о режиме, объединяться с неравнодушными людьми и не бояться. Все это подано с цитатами Черчилля, Стэйнбека и отсылками к «Матрице», «Дню сурка», «Полету над гнездом кукушки» и «Робинзону Крузо». Именно такого «очеловечивания» программы не хватало Арсению Яценюку, который грозил власти с трибуны в достаточно комфортных условиях и стал главной звездой Форума оппозиции за неимением лучших ораторов.
Посмотрим на названия подглавок «Справедливого государства…»: «Доступные цены и тарифы», «Ресурсы для будущего», «Ответственная власть», «Работа – для каждого» и тому подобное, что вполне органично смотрелось бы в программе любой партии, включая Партию регионов.
И у Луценко – «Обрезание гнили», «Батог и пряник», «Смотреть в корень»… Конечно, надо учитывать, что Юрий Витальевич может позволить себе больше художественной свободы, но, учитывая, что «За Батькивщину» предоставила далеко не окончательный вариант программы, можно было бы подойти к нему куда более креативно. Но непонятно почему испугались отойти от стандартов. Кто знает, может быть, Арсений Петрович до сих пор не избавился от «родовой травмы», полученной с помощью оригиналов-технологов на своих первых президентских выборах.
Причем ладно бы формой пожертвовали ради действительно исчерпывающего содержания – так нет же. Вопросов остается масса.
«Программа в полном объеме пишется для экспертов, интеллектуалов, которые будут читать ее вдумчиво, – говорит «бютовец» Андрей Павловский. – Основная масса избирателей, к сожалению, большие программы не читает, и из этой программы будет сделан более популярный вариант на страничку-две. И то, что говорил Юрий Луценко, который, как всегда, выступил ярко и сильно и дал для оппозиции определенные подсказки и направления, надо будет как раз поместить в короткую программу, которая будет массово распространяться».
Бросается в глаза в обращении Луценко и неоднократное упоминание персоны Юлии Тимошенко, как единственной, вокруг которой возможно объединение оппозиции.
«Украинская политика без Юлии Тимошенко – театр кукол-марионеток кланов и Межигорского Карабаса-Барабаса», – традиционно раскидывается яркими образами Луценко. Такие образы должны быть не очень приятны для Арсения Яценюка, который на субботнем Форуме играл главную скрипку и явно наслаждался своим оппозиционным лидерством. Учитывая, что Луценко ранее неоднократно нелицеприятно высказывался о «кролике» Яценюке, наверняка у него накопились определенные претензии к происходящему.
Сергей Луценко уверяет, что его брат вовсе не идет вразрез с объединенной оппозицией и, тем более, у него не существует никакого конфликта с руководством нынешних «объединителей»:
«Напомню, что перед своим последним словом он долго общался с Александром Турчиновым. Это его видение, а любая программа обсуждается – что-то корректируется, что-то остается. Это совместная работа, только Юрий не может непосредственно при ней присутствовать, потому и воспользовался возможностью высказать свои предложения».
«Нормальный человек прошел некоторое осмысление, сидя сначала в Кабмине, а потом в камере», – лаконичен в оценке обращения Луценко его давний соратник Олесь Доний. Возможно, как раз ненаигранной пассионарности «закаленного» Луценко сейчас не хватает успевшим забронзоветь оппозиционерам. Но вряд ли стоит ожидать, что его идеи могут реально повлиять на поведение оппозиционеров, оставшихся на свободе.