2015, или Спасти Януковича
Как действующему Президенту остаться на второй срок
Какой бы ни была политическая повестка дня в стране и чем бы ни была заполнена новостная лента, очевидно, что вся логика нынешнего процесса заточена под 2015-й год. Грядущие парламентские выборы – важный, но не основной элемент «второго срока» Януковича. Технологи Банковой уже сейчас прорабатывают варианты, которые позволят Виктору Федоровичу продолжать задуманные глобальные реформы еще пять лет. В разработку запущены несколько сценариев, в том числе, рассматривается возможность вообще отобрать у граждан право выбирать главу государства. Пока она очень теоретична, но отбрасывать ее со счетов, учитывая склонность власти ковыряться в Конституции, не приходится.
-- Скрытые резервы
Итак, рассмотрим сначала, как более вероятный, традиционный вариант с всенародными выборами. Сам факт того, что главный политический конкурент Виктора Федоровича сидит, говорит о том, что ковать свою вторую каденцию действующий Президент предпочел заранее. И на сегодняшний момент в оппозиции не видать конкретной фигуры, которая могла бы составить однозначно успешную конкуренцию Януковичу.
Понятно, что распорошенность оппозиционеров на президентских выборах с наличием второго тура не так критична, но пока неясно, в каком состоянии подойдет оппозиция к 2015-му году. На оппозиционном поле, помимо сидящей Тимошенко, пасутся амбициозный Яценюк, загадочный Кличко и одиночки вроде Анатолия Гриценко и Натальи Королевской. Рядовой избиратель не всегда может разобраться, чем же принципиально отличаются их программы, но зато сами оппозиционеры уверены в собственной исключительности, которую Банковая подогревает, как может. А учитывая, что власть всегда имеет определенную фору и доступ к бюджетным потокам, она считает, что выиграть у оппозиционера – дело техники.
Хотя социология показывает, что Янукович проигрывает во втором туре практически всем заметным кандидатам, кроме Тягнибока, по мнению политолога Владимира Фесенко, у Президента есть большой скрытый резерв:
«Очень высок процент тех, кто против всех и не определился (за 20 %). И среди них основная масса – это жители Юго-Востока. Часть этих людей не пойдет на выборы, но если пойдут, то будут голосовать за своего. А вот доля неопределившихся в западных областях вдвое меньше! То есть потенциальных сторонников у Януковича больше, чем у любого оппозиционного кандидата. А если социально-экономическая ситуация не будет слишком драматичной и не будет чересчур жестких непопулярных решений в 2013–2014 годах, то у Януковича появляются неплохие шансы».
Среди задач Януковича – не только мобилизовать этот «спящий» электорат, но и, памятуя опыт Кучмы, вывести во второй тур удобного спарринг-партнера. Понятно, что вариант, когда действующий Президент вылетает уже в первом туре, не рассматривается – у Януковича, в отличие от Ющенко, все-таки есть свой ядерный электорат и точка, ниже которой рейтинг не опустится.
В свое время Кучме успешно удалось нейтрализовать Александра Мороза и сыграть на боязни воскрешения коммунизма. В идеале, тогдашнюю роль Петра Симоненко мог бы сыграть Олег Тягнибок, но уже сейчас очевидно, что шансов протащить его во второй тур не больше, чем нынешнего Симоненко. Но на расколе в оппозиционной среде Янукович будет играть до последнего, попутно решая проблемы потенциальных конкурентов.
1. Проблема Тимошенко
Хотя на данном этапе Тимошенко по понятным причинам – не конкурент Януковичу, никто на Банковой не может гарантировать, что под сумасшедшим давлением Запада ее не придется выпустить и дать возможность участвовать в выборах. Многие уверены, что из тюрьмы Тимошенко неминуемо выедет на белом коне и на президентских выборах разорвет Януковича, как тузик грелку. При этом почему-то забывают, что Тимошенко совсем недавно проигрывала выборы как раз Януковичу.
Тогда решающую роль сыграл существенный антирейтинг Юлии Владимировны, которая, как ни странно это звучит, оказалась довольно комфортным соперником для Виктора Федоровича. Ее пребывание в тюремной камере если и прибавит ей сторонников, то вряд ли существенно для победы. И появляющиеся время от времени президентские рейтинги вовсе не делают Тимошенко однозначным победителем в грядущей президентской гонке, если уж она примет в ней участие.
2. Проблема Яценюка
Яценюк, волею того же Януковича неожиданно получил гетьманскую булаву в оппозиционном лагере и, несмотря на всю свою внешнюю «пластмассовость», заматерел и ужесточил риторику. Очевидно, что идеально для власти было бы решить проблему Яценюка таким же образом, как в свое время была решена проблема Тигипко (точнее, ей даже не дали таковой стать). Арсению Петровичу сделают предложение пойти во власть, от которого ему будет невозможно отказаться. Для Яценюка, ранее божившегося, что он на одном гектаре не сядет с этим преступным режимом, это может означать крах политической карьеры. Другое дело, что сам он это понимает и «палиться» в преддверии 2015-го года вряд ли захочет. Но постоянная дискредитация Яценюка мнимым сотрудничеством с властью (в том числе, и устами многих соратников по оппозиционному лагерю) зародит в души потенциальных избирателей сомнение, чем он лучше Януковича.
3. Проблема Кличко
Рейтинг Кличко уже подобрался к рейтингу Яценюка, но при этом вопросов к Виталию еще больше, чем к Арсению. Вряд ли кто из тех, кто собирается за него голосовать, сможет внятно объяснить, почему считает Кличко «политиком новой формации», кроме того, что тот долго пожил в Европе. Пока что боксер абсолютно ничем не запомнился в украинской политике и напоминает Бэтмена, который всех спасет, но когда-нибудь позже. Стратегия, по которой Янукович выигрывает выборы во втором туре у такого персонажа, очевидна – человек конкретных, пусть и неоднозначных, дел против сказочного героя. Плюс к этому у Кличко не самая удачная «кредитная история» участия в киевских выборах.
Правда, после парламентских выборов сказочная позолота с Виталия может облупиться – ему придется приставать к какому-то берегу. И тогда могут стать ясны истинные мотивы его похода в политику. К тому же, объединенная оппозиция, которая собирается выставить на президентские выборы единого кандидата, явно будет не в восторге от президентских амбиций Кличко и прицепит на него клеймо «сообщника Банковой», что отпугнет от него часть протестного электората.
4. Кандидат из пробирки
Не исключен вариант, когда за оставшиеся несколько лет власть сама взрастит Януковичу удобного оппонента. Высчитать, какие чаяния связывают с появлением нового лица граждане Украины несложно, равно как еще есть время его раскрутить, дав зеленую улицу на национальных телеканалах. В России на последних выборах похожую роль неопасной для власти альтернативы сыграл Михаил Прохоров. Учитывая, что запрос в украинском обществе на новых лиц велик, такая ставка может сработать. Главное – не переборщить и не предоставить новичку слишком уж большие шансы. Его задача – всего лишь создать фон для победы другого кандидата.
По большому счету, Янукович может вообще сделать финт ушами и отменить второй тур как таковой. Чем такое грозит оппозиции, мы видели неоднократно на примере местных выборов.
-- Камо грядеши, Виктор Федорович?
Помимо нейтрализации конкурентов Януковичу придется заново заручиться поддержкой изрядно напуганных «семейной» поступью элит.
«Сейчас Януковичу и его команде надо об этом думать, потому что они наплодили массу врагов, – считает Владимир Фесенко. – Им нужно будет этих людей как-то нейтрализовать или привлечь на свою сторону. Конечно, можно избрать и жесткий вариант с использованием давления, админресурса, но это даст ограниченный эффект и чревато повторением революции 2004-го года».
Бывший глава штаба Януковича Тарас Чорновол считает, что Президент вообще не думает пока о 2015-м годе:
«Президент живет с верой, что его любят – не знаю, читает ли он при этом рейтинги. Чем больше он получал прямой непосредственной власти, тем больше деградировала система принятия решений, оценки рисков и вообще перспективного планирования. Президент хочет слушать только приятные для себя вещи. Он сам живет так, будто пришел навечно, потому что прирастает не счетами за границей или особняками где-то во Флориде, а недвижимостью в Украине, которую терять такие люди, как он, просто не умеют».
По мнению нардепа, Янукович полностью уверен в том, что большинство в следующем парламенте будет оформлено под него: «А будет свой парламент – и все будет хорошо».
Впрочем, даже если парламентские выборы для власти завершатся не лучшим образом, это еще не будет ничего значить. Политтехнолог Андрей Золотарев вспоминает опять же 1998–99-е годы и то, как Кучме удалось достичь успеха после провала партии власти на выборах в ВР:
«Если оппозиция слишком громко прокукарекает о победе на парламентских выборах, для нее это может оказаться негативным фактором, потому что за этим последует определенное разочарование. – А власть сделает все, чтобы перекроить политическое поле и удушить в объятиях смертельно опасных для Януковича фигур – Яценюка и Кличко».
Политтехнолог готов дать Президенту и советы, с чем идти к электорату:
«Наверно, как и половина экспертов, я бы порекомендовал Президенту начать с передачи «Межигорья» под «Больницу будущего». Вариант-лайт: раскулачить кого-то из ближайшего окружения. Вообще Януковичу надо удовлетворить глобальный запрос украинского общества на справедливость.
Основная проблема Президента сейчас в том, что удачные тактические решения выливаются в глобальный проигрыш в стратегии. Точек опоры у него нет ни внутри страны, ни снаружи, и любой дестабилизирующий фактор может стать для него фатальным. Поэтому для начала надо определиться – камо грядеши?»
-- Конституционный зуд
Если предположить, что к 2015-му году популярность Виктора Федоровича в народе упадет еще больше, то у него действительно появляется соблазн решить вопрос дальнейшего трудоустройства не на всенародных выборах. Таким образом, материализуется вариант, который обсуждался на уровне слухов еще во времена Кучмы, но так и не был воплощен. Оппозиция уже переживает по этому поводу, а АП уверяет, что Конституционная Ассамблея была создана совсем не для того.
«Избрание в парламенте – самый неоптимальный и рискованный для всех вариант – уверен политолог Вадим Карасев. – Политическая система просто может не выдержать и лопнуть. Избрание его в парламенте – абсолютно холостой выстрел, который ничего не дает. Если таким образом оставить Януковича на каком-то посту, у него будет низкая легитимность. И появляются большие риски как внутриполитические, так и внешнеполитические – вплоть до новой революции».
Другое дело, что это не обязательно могут быть прямые выборы в парламенте Президента с нынешними полномочиями, но и более изысканные методы. Например, в прошлом году в Грузии была принята новая Конституция, по которой политический центр тяжести смещается в сторону правительства, а полномочия Президента серьезно сокращаются. Грузинская оппозиция уверена, что Саакашвили таким образом обеспечивает себе «третий срок» – на этот раз в кресле премьера. Учитывая, что политреформа в Украине – состояние перманентное, такой вариант вполне в духе наших политических игр.
Другое дело, что все варианты с внесением изменений в Конституцию требуют единоразового наличия 300 голосов, которые нужно будет сколотить из состава парламента, который будет избран уже этой осенью – на чудеса в Конституционном Суде рассчитывать уже вряд ли приходится. Несмотря на расчет власти на то, что с безыдейными мажоритарщиками будет легче договориться, реальность может оказаться вовсе не такой для нее радужной. Любые манипуляции с Конституцией будут свидетельствовать, что Президент непопулярен и не уверен в своей победе на открытых выборах. А чтобы убедить мажоритарщиков сделать ставку на «хромую утку», нужно предъявить очень уж весомые аргументы. В этом случае решающее значение для власти принимает качественный состав мажоритарщиков – поменьше всевозможных директоров заводов, которые могут проявлять свою строптивость в самый неподходящий момент, а побольше своих же безликих ставленников, главная избирательная приманка которых – продуктовые наборы.
«На арену выйдет фактор денег, – прогнозирует политолог Владимир Фесенко, – больших денег для формирования конституционного большинства и обеспечения нужного результата на голосовании. Но пока это запасной сценарий. Сейчас, в отличие от прошлого года, когда рейтинги власти падали постоянно, ситуация стабилизировалась и, если хотя бы частично удастся эксперимент с социальными инициативами и получится удержать под контролем социально-экономическую динамику, ситуация будет не такой уж тяжелой для Януковича. Если же в экономике и социальной сфере будет не все хорошо, тогда, возможно, сделают ставку на выборы в парламенте. Но и в том, и в другом случае понадобятся деньги».
Тарас Чорновил скептически относится к подобному препарированию Конституции при нынешнем Президенте:
«Я не вижу, чтобы у него была большая заинтересованность в конституционных изменениях – складывается впечатление, что он к этому охладел. Думаю, у него и его окружения должно хватить ума понять, что 300 голосов у них все-таки не будет. Они прекрасно понимают, сколько это стоит, а таких денег в бюджете и во внебюджетных ресурсах нет».
Но необходимые аргументы вполне могут найтись, если Янукович и элиты, которые за ним стоят, решат идти по пути 2004-го года с продавленной политреформой, которая изменит балансы в системе власти и снова сделает ее более разновекторной.
«Тогда риски поражения Президента и олигархов, стоящих за ним, будут снижены, поскольку не будет нового автократа, который сможет их посадить, – говорит Вадим Карасев. – Проблема в том, что Янукович слишком много взял на себя и обвешенный мешками проблем уверенно движется в тупик. Поэтому если конституционная реформа и задумана, то не для того, чтобы избрать Януковича в парламенте, а чтобы повторить 2004-й год. Чтобы новый Президент был более связан обязательствами перед элитами и не претендовал на статус Президента-монарха».
Янукович в таком случае вполне может сохранить политический вес, будучи лидером фракции, премьером или даже Президентом, но без былой власти. Устроит ли Виктора Федоровича, все менеджерские таланты которого увязаны с построением жесткой вертикали, такой вариант? Если нет – то ему остается идти на всенародные выборы и побеждать.
Владимир Фесенко думает, что с главным сценарием, который обеспечит Януковичу второй срок, на Банковой определятся уже после парламентских выборов – не раньше весны будущего года. К тому времени наверняка будет в общих чертах понятна конфигурация парламента и станет ясно, можно ли будет иметь большее поле для маневра.