Что получает Украина от своих миротворцев?
Пока для Украины есть два формата укрепления своего авторитета за границей с максимальным эффектом – это Олимпийские игры и участие в миротворческих операциях.
Пока для Украины есть два формата укрепления своего авторитета за границей с максимальным эффектом – это Олимпийские игры и участие в миротворческих операциях. Так считают сами миротворцы, которые за 20 лет независимости обеспечили Украине вхождение в десятку сильнейших европейских стран, предоставляющих свой миротворческий персонал. Правда, все чаще звучат предложения о необходимости трансформации от военного участия к гражданскому, которое занимается восстановительными проектами. Это не только политически, но и экономически выгодно Украине.
Об этом в Международный день миротворца ООН в пресс-центре «Главкома» рассказывали полковник, представитель Международной ассоциации «Солдаты мира» в Восточной Европе, член Общественного совета при Министерстве обороны Украины Юрий Донской и подполковник запаса, старший первой группы военных наблюдателей в Сьерра-Леоне Александр Дудка.
Юрий Донской: «За эти годы у нас более 50 тысяч участников миротворческих операций»
Особенность Дня миротворца состоит в том, что он был принят по инициативе Украины в 2002 году как результат обращения Ассоциации миротворцев Украины к Президенту Леониду Кучме и последующего обращения со стороны Украины к Генеральной ассамблее ООН. Генеральная ассамблея в декабре 2002 года по инициативе Украины приняла резолюцию о введении с 2003 года Международного дня миротворца ООН 29 мая. Эта дата приурочена решению Совета безопасности 1948 года о развертывании миссии ООН на Ближнем Востоке.
Украина приняла устав ООН, согласно которому должна предоставлять Организации Объединенных Наций любой поддержки на выполнение статьи по предотвращению и регулированию конфликтов. В 1992 году Украина получила заявку от ООН, в которой содержалась просьба направить миротворческий контингент в составе батальона Вооруженных сил Украины в Республику Босния и Герцеговина. 3 июля 1992 года парламент проголосовал за отправку батальона, и 15 июля первый украинский батальон под руководством полковника Сидоренко прибыл в Сараево.
Прошло 20 лет, мы уже выросли в этих операциях. Мы участвовали несколькими ведомствами в операциях по поддержанию мира под эгидой нескольких международных организаций. В первую очередь, это Организация Объединенных Наций, с 1995 года это миссия стабилизации под эгидой НАТО, миссия Евросоюза, ОБСЕ, миссии международных коалиционных сил, которые работают по резолюциям Совета Безопасности ООН. С недавнего времени мы присоединились к операциям, которые носят антипиратский и антитеррористический характер. Сейчас идет активное развитие участия Украины в гуманитарных миссиях по линии ООН и других международных организаций.
За эти годы мы участвовали по линии Вооруженных сил в 18 международных миссиях, сегодня продолжаем участие в 10-ти. Кроме Вооруженных сил участвуют в операциях Министерство внутренних дел, МЧС, СБУ, другие ведомства. Мы имеем весь персонал, который может участвовать в операциях: в военной форме с оружием, миротворческий персонал Министерств обороны и внутренних дел, спасательные команды, которые выделяет Министерство по чрезвычайным ситуациям, спецподразделения, которые выделяет Служба безопасности Украины и группа «Альфа» для участия в антитеррористических и антипиратских операциях.
За эти годы у нас более 50 тысяч участников операций. Кроме этого, со стороны Украины в операциях принимают участие значительное количество компаний – поставщиков услуг для Организации Объединенных Наций и коалиционных сил. Официально мы имеем 14 компаний, аккредитованных в ООН как поставщики. В большей степени это компании, которые предоставляют авиационные услуги, в том числе вертолетное сопровождение. Также участвуют «Укроборонпром» и «Укрспецэкспорт», их дочерние предприятия, которые предоставляют услуги по очистке территории, по восстановлению территории после вооруженных конфликтов.
С другой стороны, у нас есть чисто коммерческие компании, которые предоставляют услуги в интересах ООН в первую очередь в Африке, Ближнем Востоке, Центральной Азии, Афганистане по перевозкам.
Основная задача, которую решает Украина участием в этих операциях, – это укрепление авторитета страны за границей. Есть только два формата, которые дают максимальных эффект, – это Олимпийские игры и участие в миротворческих операциях. Могу привести пример, когда операция в Кот-д'Ивуаре происходила синхронно с конференцией доноров в Киеве по Чернобылю. Тогда наш вертолетный отряд в Кот-д'Ивуаре выполнял задачу под эгидой ООН, он участвовал в операциях по принуждению к миру, применял оружие для того, чтобы урегулировать активный вооруженный конфликт. От результатов операции зависела мотивация поддержки доноров. В итоге отряд свою задачу выполнил, в ответ Украина получила помощь доноров на строительство нового саркофага.
Сегодня мы предоставили новый вертолетный отряд для операции ООН в Конго, где идет очень тяжелый и длительный вооруженный конфликт. Участие Украины дает возможность для страны решить проблемы избегания конфликта, мирного урегулирования.
Начало операции Украины – это был самый драматический и сложный период для украинских вооруженных сил. Отправляя батальон в Боснию, руководство Министерства обороны не оценивало риски, с которыми столкнется первое подразделение. Исключительно благодаря подготовке и выдержке людей, они смогли выполнить свою задачу. ООН назвала эту операцию самой успешной операцией ООН в Боснии. Именно эта операция привела к тому, что НАТО пригласил Украину в операцию в Боснии, когда пошли силы стабилизации после подписания Дейтонских соглашений.
С 1994 года Украина начала участвовать в операциях в Югославии невооруженным персоналом – это миротворческий персонал, который подчиняется непосредственно Генеральному секретарю, это военные наблюдатели и офицеры гражданской полиции ООН. С 1994 года полномасштабное участие в операциях начало принимать Министерство внутренних дел Украины, выделяя соответствующий персонал гражданской полиции.
Успех Украины на миротворческих операциях привел к тому, что Украина получила приглашение принять участие в операциях по стабилизации в Ираке. В последующем мы участвуем во всех остальных операциях мирового масштаба. В первую очередь, это дает возможность Украине представить себя как страну, с другой стороны – дает колоссальный опыт для понимания того, как не допустить развития вооруженного конфликта на территории самой Украины.
Из 193 стран ООН 116 принимает участие в миротворческих операциях. Украина входит в десятку сильнейших европейских стран, которые предоставляют свой миротворческий персонал. Мы выдерживаем баланс присутствия национального, этнического, религиозного, то есть по всем факторам мы востребованы. Раньше мы участвовали в операциях военных, потом – в полицейских, дальше мы пошли на операции, которые включают в себя гражданские компоненты по линии гражданской администрации ООН, на гуманитарные операции. То есть, у нас идет трансформация от военного участия к гражданскому, и этот вектор самый лучший, когда мы можем применять гражданские подразделения, которые могут заниматься восстановительными проектами. Это и экономически выгодно для Украины и политически, потому что тот, кто восстанавливает, навсегда остается в памяти людей, которые живут в этой стране. Более того, это способствует развитию потенциала на двусторонней и многосторонней основе.
Какой украинский потенциал до сегодняшнего дня не реализован для таких операций? Это поставка товаров и услуг, которые конкурентоспособные, соответствуют международным стандартам, и которые по цене ниже мировой. Проблема в том, что в Украине на сегодня нет ни одного производителя, который поставляет Организации Объединенных Наций зерновую или мучную продукцию.
Все экипажи в мире, как правило, либо русские, либо украинские. Самолеты и вертолеты недорогие, но эффективные. Мощный производитель «Мотор Сич» комплектует своими изделиями всю вертолетную технику, производимую в бывшем Советском Союзе. Здесь для Украины есть сегмент на рынке, но за рынок всегда надо бороться.
Когда человек отслужил в миссии, за него отвечает страна. Есть проблема в том, что у бюджета не хватает средств, чтобы покрыть программы социальной защиты участников операций. Вторая проблема законодательная: парламентарии блокируют принятие постановления, которое бы уравнивало участников операций с ветеранами других категорий. Из 50 тысяч участников операций статус участника боевых действий имеют чуть более 20 тысяч.
Сегодня наша главная задача, чтобы не были сокращены медицинские учреждения, где обслуживаются ветераны, в первую очередь, госпиталя и санатории Министерства обороны. Сейчас идет попытка ликвидировать или переподчинить эту базу, что я считаю неправильным. Есть проблемы финансирования ведомств, госпиталей Министерства обороны, санаториев, Министерства внутренних дел. Чтобы пролечить участника войны, миротворческой операции или военного, из 10 человек, находящихся на социальном лечении, 8 должны быть коммерческие больные. Если нет программы поддержки ветеранов, то люди из-за отсутствия медицинского обеспечения и поддержки, уходят из жизни вследствие перенесенных заболеваний или травм, полученных во время службы. Только по городу Киеву за прошедшие несколько лет из-за отсутствия программ помощи мы потеряли около 10-ти офицеров.
Должна быть равная система льгот во всем мире для миротворцев независимо от страны, которая их отправляла. ООН всем странам компенсирует одинаково и отношение к миротворцам во всех странах должно быть одинаковое.
Гендерный баланс – сегодня основной проблемный вопрос для Украины. ООН строит политику на равенстве мужчины и женщины, и просит, чтобы страны активно предоставляли женский персонал в составе любых подразделений. В этом году в Украине было заблокировано участие женщин в контингенте в Косово, проявился дискриминационный момент, причину которого мы до конца не знаем. Это нонсенс, потому что сегодня приоритет участия в миротворческих операциях дается женщинам, потому что она несет в себе очень значительное миротворческое начало. В том числе для работы с населением в зонах, которые восстанавливаются, женщина гораздо эффективнее, чем мужчина в форме. Есть примеры, когда страны отправляют чисто женские подразделения, и у Украины есть здесь потенциал. У нас есть присутствие женщин в контингенте МВД, где офицеры полиции – женщины. В итоге потом они получают приглашение на работу в постоянном составе Организации Объединенных Наций. Это свидетельство того, что подготовка специалистов женщин соответствует всем высочайшим международным критериям.
Александр Дудка: «Украине, которая претендует на роль миротворческого контрибьютора, необходимо пересмотреть свою стратегию»
После 20 лет опыта участия в миротворческих операциях возникает вопрос: нужно ли продолжать их в том виде и форме, в которых они проходят сейчас? Вначале миротворческих операций закладывалась основа участия на тех территориях, где Советом Безопасности было принято резолюцию о введении международных сил поддержки. При этом основополагающий принцип международного права гласит о том, что каждая страна имеет право на самоопределение и территориальную целостность. Любое вмешательств во внутреннюю ситуацию в стране рассматривается уже как международная интервенция. Одно дело, если это гуманитарная миссия, и другое, если это военная интервенция. До 1994 года миротворческие операции проводились под эгидой ООН.
Миротворческие операции по-разному определяются со стороны разных международных структур безопасности. Операция по поддержанию мира направлена на приведение сторон к мирному соглашению по их воле. Она санкционируется резолюцией Совета Безопасности и находится под оперативным управлением департамента по миротворческим операциям. После 1994 года, как только Украина присоединилась к «Партнерству ради мира», что является частью нашей программы по членству в НАТО, мы открыли новое направление для себя – военное сотрудничество. 1995 год, Дейтонские соглашения, которые трансформировали нашу чисто миротворческую миссию по подержанию мира в миротворческие операции под эгидой НАТО. То есть, операции, которые санкционированы Советом Безопасности ООН, но под оперативным управлением находятся в руках Альянса. В любом случае возникает правовая коллизия: с одной стороны, мы находимся в оперативном районе по соглашению ООН, но подчинение происходит через структуру, полноправными членами которой мы не являемся. С этого момента начинается шарканье с одной стороны в другую, что и произошло при вводе нашего ограниченного контингента в Кувейт. Там шла речь о мгновенном прекращении огня воюющих сторон и принуждению их к миру.
Так возможно ли такое участие Украины, если она не является полноправным членом той или другой международной организации? ООН не имеет в своем составе постоянных вооруженных сил, предлагает региональным структурам безопасности взять на себя эту функцию. Соответственно, если Украина может сотрудничать на европейском или африканском направлении, на Ближнем Востоке по программе «Партнерство ради мира», то мы могли бы таким образом сотрудничать и с другими региональными организациями, например с ОДКБ, который сейчас ориентирован на то, чтобы всю часть южно-восточной Азии взять под свой контроль. В этой части нет ни одного экономического или военно-политического союза, который бы мог взять на себя ответственность за ситуацию в бывших советских республиках. Помните ситуацию в Киргизии, на границе с Грузией?..
Мало ввести контингент на территорию одной из стран, важно, чтобы он мог спокойно оттуда выйти. В 1989 году, когда выводился контингент советских войск из Афганистана, тоже возникал вопрос, как беспрепятственно покинуть эту страну, сохранив людские жизни. Это было сделано с помощью ООН. Горбачев подписал соглашение в Женеве, и ООН выделила 300 военных наблюдателей на обеспечение безопасности.
То есть, любое присутствие иностранного контингента - будь-то миротворческий контингент, который состоит из военных подразделений, или миротворческий персонал полугражданских-полувоенных, - это прежде всего вопрос их взаимоорганизации и сотрудничества. Гуманитарные миссии - это сегмент, который останется после вывода любого военного контингента. В этом случае Украине, которая претендует на роль миротворческого контрибьютора, необходимо пересмотреть свою стратегию дальнейшего привлечения своих финансовых и, в первую очередь, людских ресурсов. Пока в Украине не создан Центр гуманитарного взаимодействия и координации. Там должны быть психологи, люди по связям с воющими сторонами, специалисты по гражданским вопросам, по реабилитации и разоружению, по реинтеграции. Таких специалистов у нас не готовит ни одно военно-учебное заведение. Если миротворческая деятельность будет продолжаться только за счет использования ресурсов силовых ведомств, то нужно пересматривать саму структуру и форму такого участия, вводить таких людей в состав боевых подразделений.
Юрий Донской: Будучи офицером Советской армии в Афганистане, я должен был выполнить приказ любой ценой – ценой жизни, никого не интересовали потери. В войсках ООН ты должен выполнить приказ, сохранив свой персонал. В международных организациях потеря жизни оценена в конкретную сумму – 105 000 долларов, ООН эту сумму снизил до 55 000, но это единоразовая компенсация. У нас родственники, потеряв миротворца, обречены на существование, которое государством не покрывается. Утрата военного в Украине оценена меньше, чем утрата госчиновника. Пенсия семье военного при утрате кормильца составляет 30%, а госслужащего – 70-80%.
Кроме того, в Украине сегодня парламентарии блокируют принятие законов, которые уравнивают систему социальной защиты и обеспечения миротворцев. Еще при министре обороне Марчуке в 2003 году было принято решение поставить памятник миротворцам, которые пали при выполнении долга. Сегодня 2012 год, а ничего так поставить и не смогли. В 2005 году было постановление парламента, что должна быть в Киеве аллея героев-миротворцев и монумент павшим. Мы до сих пор надеемся, что правительство в этом году сможет реализовать это. 29 мая – это Международный день миротворцев ООН, но в других странах все равно ввели национальные дни миротворцев, которые приурочены именно к их истории. Мы просили законодательно ввести 15 июля как дату ввода войск наших миротворцев в Боснию.
Как можно стать миротворцем и всегда или это делается добровольно?
Юрий Донской: С первых дней это был конкурс. По законодательству Украины запрещено недобровольное участие. При этом, если человек не состоит в браке, то свое согласие должны дать его родители, если же он женат, то такое разрешение должны дать супруга или супруг. До 1995 года люди призывались через военкомат именно для выполнения этих задач. То есть, офицеры шли со штатных войск, а персонал набирался через военкоматы. С 1995 года комплектация идет исключительно военнослужащими или сотрудникам Министерства внутренних дел, которые проходят службу. Правда, когда в МВД проявилась недостача кадров, они позволили набирать для участия в операциях ООН уже уволенных в запас сотрудников, если прошло не менее 5 лет с дня их ухода. Сегодня конкурс открытый, и желающих поехать в миссию достаточно много.
Зарплата хорошая?
Юрий Донской: По нашей просьбе правительство Украины ввело новую систему оплаты миротворцев. Сегодня они получают адекватную зарплату: ООН компенсирует 1 100 долларов на человека, плюс две украинских зарплаты. В зависимости от должности и звания стартовая сумма составляет 2 500 – 3 500 у.е.
Напомню, что в операциях НАТО мы никаких компенсаций не получаем, все финансируется исключительно их нашего бюджета. В операциях ОБСЕ и Евросоюза то же самое, Украина сама все покрывает. В законе написано, что нам нельзя участвовать в операциях, которые финансово не покрываются, а мы все равно участвуем. Так что экономически выгодней, конечно, операции ООН.
Александр Дудка: Правда, возникают коллизии в начислении пенсионных выплат, если офицер украинской армии имел оклад 1 500 грн., был откомандирован в миротворческий контингент и получал там 1 500 долларов.
Юрий Донской: Сейчас под эгидой ООН около 120 000 миротворцев из 116 стран. Должна быть всемирная программа, которая бы помогала странам делать социальные программы для миротворцев. Чтобы купить путевку в санаторий, нужно 6 000 грн., а средняя пенсия у нашего военнослужащего 2 000 грн., и он не в состоянии ее приобрести. У государства нет ресурсов давать бесплатные путевки, так что здесь должны быть целевые программы с привлечением международной технической помощи. Самый эффективный путь – это адресная помощь.
Україна спершу була у першій п’ятірці країн, що співпрацюють з НАТО, а зараз не входить навіть в десятку. Чи не станеться так з ООН?
Юрій Донський: Не забувайте, що Україна є однією з небагатьох країн, яка не будучи членом НАТО, бере участь у всіх операціях Альянсу – і в Боснії, і в Косово, і в Афганістані. При цьому з боку Альянсу йде надання допомоги Україні, зокрема, йдеться про ліквідацію застарілої зброї, яка загрожує безпеці населенню не лише України. Сьогодні проблема утилізувати боєприпаси, які залишились у спадок від Радянського Союзу, що Україна сама зробити не спроможна.