Яценюка тянут за язык
Власть готовится доказать полную несостоятельность оппозиции и ее нового лидера
Парламентские оппозиция и большинство готовятся к главной битве этого политсезона – голосованию во втором чтении за языковой проект Кивалова – Колесниченко. Пресс-служба Сергея Кивалова уже напугала многих, распространив его слова о том, что окончательно проект будет принят в ближайший вторник – 19 июня. Позже, правда, та же пресс-служба опровергла собственное сообщение, уточнив, что 19 июня – максимальный срок для подачи предложений относительно законопроекта. Эту информацию позже подтвердил и спикер Владимир Литвин.
Умышленно была вброшена эта информационная бомба или нет, но она явно заставила оппозицию нервничать. Странное поведение оппозиционных фракций, когда никто не смог противодействовать успешному голосованию за законопроект в первом чтении, не дает им права на вторую подобную ошибку. В БЮТ и НУНС хорошо это понимают: Арсений Яценюк и Александр Турчинов обещают, что теперь-то хитрюга Литвин их вокруг пальца не проведет. Правда, Турчинов уточняет, что физическим противодействием можно лишь затянуть время, а избежать принятия подобных законов можно только переформатировав большинство после выборов.
В общем, оппоненты подали своему электорату четкие сигналы, и теперь лишь должны убедительно поработать «на картинку». Другой вопрос – когда все-таки состоится второе чтение. По регламенту рассматривать проект на следующей пленарной неделе – еще рано, а таких недель до каникул осталось всего две. Конечно, депутаты всегда могут продлить сессию или собрать внеочередную – так что все зависит от истинных планов и желаний, причем не столько самих депутатов, которым уготована роль пушечного мяса, сколько кукловодов с Банковой.
«Закон может быть принят до конца сессии, и Президенту будет удобней его подписать во время летних каникул, – размышляет политолог Владимир Фесенко. – А осенью можно запустить новою серию языкового блокбастера – уже на местах, в русскоязычных регионах, начинать принимать решения о предоставлении русскому языку регионального статуса.
Второй вариант: рассмотрение и принятие во втором чтении уже ближе к дате выборов – сентябрь-начало октября. Дело чести оппозиции – попытаться дать бой, показать, что они готовы бороться, но если у «регионалов» будет установка принять закон, то у них больше ресурсов для протаскивания этого решения любой ценой».
Провал оппозиции при предыдущем голосовании политолог объясняет внутриоппозиционными разборками: «Это могло быть не столько подыгрывание «регионалам», сколько подстава Яценюка, дебют которого в языковой борьбе вышел неудачным».
Тогдашняя осечка действительно вызвала оживленные дискуссии в оппозиционной среде, а некоторые «горячие головы» из БЮТ даже требовали крови главы фракции Андрея Кожемякина, отвечавшего за срыв голосования. Но теперь противники законопроекта уверены, что подготовятся куда лучше.
«План срыва голосования один – каждый голосует за себя лично, – загадочно изрекает «бютовец» Сергей Соболев. – Вы же понимаете, какая это ставка для оппозиции. Если Партия регионов опять хочет устроить мордобой в парламенте, на улицах и дальше на этом вести кампанию, рассчитывая добрать проценты, то эта стратегия ошибочная».
Один из главных парламентских бойцов «за мову» Андрей Парубий, оказавшийся 5 июня в гордом одиночестве, надеется и верит, что оппозиция будет достаточно сплоченной, чтобы не допустить голосования: «Я со многими депутатами разговаривал, которые полностью готовы не допустить нарушения Конституции – голосования чужими карточками и принятия антиукраинского закона. И, конечно, на следующей неделе по регламенту голосовать нельзя, но мы прекрасно знаем, что нарушение законов есть привычной тактикой для Партии регионов».
Конкретнее о тактике поведения оппозиции сейчас, понятно, никто говорить не хочет. Но можно предположить, что ключевой станет нейтрализация сектора «литвиновцев», которые в прошлый раз освободили гнезда для голосования «тушек» (что сложно), а также кусочка на оппозиционной стороне, где окопалась группа «Реформы ради будущего» (что, по идее, проще). Ну и президиум, понятное дело.
-- Спам-атака
Еще один фронт борьбы оппозиции – парламентский комитет по вопросам культуры и духовности, в котором у нее большинство, и который должен зарегистрировать поправки и вынести вердикт насчет законопроекта. Но, как жалуются «регионалы», оппозиционные члены комитета во главе с Владимиром Яворивским просто саботируют рассмотрение детища Кивалова – Колесниченко.
«Комитет не заседал, и никаких поправок на этот момент не поступало, – говорит «регионал» Владимир Зубанов. – Я так понял, что, пользуясь численным преимуществом в комитете, Яворивский принял решение принципиально не подходить к рассмотрению поправок. Они считают, что если начнут их рассматривать, это означает, что они в принципе согласны с законопроектом. Со стороны «регионалов» и коммунистов, я так понял, поправок не будет, а оппозиция приняла решение сопротивляться самой идее принятия».
Один из авторов законопроекта – становящийся все более знаменитым Вадим Колесниченко – также негодует по поводу бездействия Яворивского и компании: «Когда писался регламент, никто не мог предположить, что госслужащий и государственный орган могут осмелиться отказаться выполнять функцию, за которую получают зарплату».
Правда, позже появилась информация, что Вячеслав Кириленко все-таки внес на рассмотрение комитета свои 122 поправки. А по информации Владимира Литвина, на конец прошлой недели уже поступило около 4 сотен правок. «Среди своих правок я вижу, в частности, обязательный экзамен по украинскому языку на все вузовские специльности», - отметил спикер. Отличился и сам Яворивский, зарегистрировавший два законопроекта: одним из них предлагается исключить из закона «О ратификации Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств» русский и некоторые другие языки, вторым – голосовать за проект Колесниченко – Кивалова поднятием руки (прецеденты были – так в свое время выбирали премьера Тимошенко).
Тактика «заспамливания» действительно может оказаться более эффективной, чем просто отсутствие реакции комитета. Последнее редко когда могло остановить кнопкодавов.
«Они много раз когда выносили в зал законопроекты даже без рассмотрения в комитете или с его негативным выводом, – машет рукой член регламентного комитета «нунсовец» Вячеслав Коваль. – За последние два года в зал попадали какие угодно проекты, а любые действия они оправдывают тем, что у них есть 226 голосов».
Совсем недавний классический пример «заспамливания» – принятие Уголовно-процессуального кодекса, когда депутаты рассматривали более 4 тысяч поправок, а в зале ночью сидели, помимо уставшего спикера, всего несколько депутатов. Но кодекс-то все равно, в итоге был принят.
-- Колебания Януковича
В случае с законом о языках оппозиция не может позволить его принятие и, как минимум, борцовское шоу устроить обязана. Но даже если большинству удастся рассовать карточки «тушек» по гнездам и нажать на нужное количество зеленых кнопок – это еще не конец. Законопроект должен подписать Президент, а, по мнению известного радетеля за права русскоязычных Леонида Грача, он может этого и не сделать.
«Какую Виктор Федорович займет позицию, наверно, и ему самому пока неизвестно, потому что он подвергнут достаточно серьезным колебаниям в языковой сфере, – говорит Грач. –Может быть дана команда принять законопроект, а затем Президент как гарант Конституции наложит на него вето и получит дивиденды на Западной Украине, став миротворцем».
Правда, верится в такой вариант с трудом, иначе к чему было вообще городить этот сыр-бор накануне выборов. Да и Партия регионов в таком случае предстанет перед избирателями в глупом положении. А всерьез рассчитывать, что миротворческий имидж позволит Януковичу получить симпатии западных областей, было бы несколько наивно.
Зато возможен более тонкий вариант – Президент подписывает закон, оппозиция прогнозируемо обращается в Конституционный суд, а тот признает его несоответствующим Конституции. Партия регионов традиционно сетует на отсутствие конституционного большинства.
Тем более что основания для такого решения у КС наверняка найдутся – Венецианская комиссия уже признавала отдельные пункты законопроекта не соответствующими Конституции Украины. А если Венецианская комиссия нам не указ, то похожего мнения придерживается Главное научно-экспертное управление ВР, которое на 15 страницах расписало свои претензии к проекту.
Ожидать, что между чтениями законопроект станет качественнее, особо не приходится. Вадим Колесниченко, который ранее громко анонсировал всеукраинский «круглый стол» для обсуждения и улучшения своего законопроекта, в разговоре с «Главкомом» фактически признал провал этой затеи: «Мы предложили круглый стол, но, к моему удивлению, ни одно центральное СМИ не возжелало встретиться со специалистами и авторами законопроекта и указать хоть одну строчку, где можно увидеть наступление на замечательный украинский язык. Я что – должен кому-то платить деньги, чтобы это обсудить?»
Поэтому «обсуждение» переносится в сессионный зал, где в ход пойдут несколько иные аргументы. А участники представления уже приготовились исполнить свои роли.
P.S. В понедельник появилась новость, что рассмотрение языкового законопроекта во втором чтении не значится в повестке дня не только на эту пленарную неделю, но и до конца сессии. Правда, ничто не помешает включить его туда в любой момент.