Как «непроходной» Гриценко стал проходным
Объединение на выгодных условиях?
«Первый непроходной» - так неоднократно называл себя лидер «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко, реально оценивая свои шансы на выборах и периодически подумывая то о вхождении в ряды Объединенной оппозиции, то о возможном сотрудничестве с партией Виталия Кличко. Всегда выступая самым ярым противником действующего режима, он, тем не менее, незадолго до парламентских выборов умудрился рассориться практически со всеми в оппозиционном лагере: демонстративно покинул КОД, отказался подписать «пакт о ненападении» и хорошенько обругал Яценюка, назвав его провокатором Банковой.
Какое-то время, действительно, казалось, что Анатолий Степанович абсолютно реально верит фейсбучным опросам, где якобы обгоняет Тягныбока с Тимошенко, и собирается двигаться на выборы отдельно. Без денег, без поддержки и без узнаваемой команды.
Но в последний момент, очевидно, таки отдав предпочтение официальным рейтингам, он решил не распылять средства и ограничиться пусть и не журавлем, но жирной синицей в руках. 15 июня Гриценко, Турчиновым и Яценюком был подписан документ о принципах вхождения партии «Гражданская позиция» в состав Объединенной оппозиции. Сам Анатолий Степанович, удовлетворенный счастливым избавлением от «черной» метки «непроходной», отметил, что все недоразумения между ним и оппозиционерами «списаны».
-- История разногласий
После того, как осенью в Верховной Раде практически единогласно и представителями партии власти, и депутатами от БЮТ и НУ-НС был проголосован закон о выборах, Анатолий Гриценко, с гордо поднятой головой вывел свою «Гражданскую позицию» из КОДа. Понимая, что новый пятипроцентный барьер перепрыгнуть ему на этих выборах вряд ли удастся, он бросил обвинения в адрес оппозиции: «Можно быть в организации, которая называет Комитет сопротивления диктатуре, но своими действиями превратиться в Комитет опоры диктатуры. В оппозиции нужно провести четкую линию – где настоящие, искренние намерения, а где пустые декларации».
Инициативу Яценюка бойкотировать выборы, если на них не допустят Тимошенко, Гриценко тоже воспринял враждебно. Попытку бойкота он назвал преступной, а самого Арсения Петровича провокатором Банковой.
Сетовал на неравенство он и 22 января – в День Соборности, который оппозиционеры пафосно отмечали на Софийской площади подписанием Соглашения о совместных действиях Объединенной оппозиции. Анатолий Степанович тогда был снова «непроходным» - одним из тех, кого даже не удосужились пригласить с приветственным словом на сцену. Тогда он за кулисами рассказал журналистам, что его «Гражданская позиция» никоим образом не намерена возвращаться в КОД, так как тот «до объединительного документа еще не созрел». «Я не вижу принципиальных изменений. Вспомните прошлогодний праздник: когда Тимошенко была на свободе, здесь выступали все. Никто не определял, кто равен, кто равнее», - намекал на несправедливое отношение к нему и к его политсиле Анатолий Гриценко.
Долгое время, отмахиваясь от единого списка Объединенной оппозиции, он рассчитывал создать единый список с партией Виталия Кличко. Однако после того как Кличко намекнул, что не хочет быть мэром без полномочий, иллюзии по поводу этого объединения у Анатолия Степановича рассеялись. «Анатолий Гриценко заявил, что он будет объединяться только на условиях, когда из УДАРа исчезнут «тушки» и уйдут «криминальные авторитеты». Это он публично заявлял неоднократно. Когда мы продолжаем переговоры, а звучат такие заявления… Это очень странно было слышать», - негодовал по этому поводу политик-боксер, очевидно, пребывая тоже не в самом большом восторге от возможности объединиться с «Гражданской позицией».
-- Рейтинг не вырос - компромисс нашелся
В июне этого года поползли слухи переговорах руководства Объединенной оппозиции с Анатолием Гриценко и Николаем Катеринчуком. Анатолия Степановича, так рьяно не принимающего КОД, частенько видели центральном офисе «Батькивщины» на улице Туровской.
Андрей Кожемякин не исключал присоединения и Гриценко, и Европейской партии Катеринчука, и Валентина Наливайченко, сетуя на уменьшение квоты, но отсутствие другого выхода. Этого же мнения придерживался и вице-спикер Николай Томенко. Сам Анатолий Гриценко, давая понять, что речи о вхождении в КОД быть не может, все же констатировал: переговоры, действительно, идут, более того, находятся на завершающей стадии.
Результат этих переговоров – уже известен. Причины «исчезновения» неприятия Анатолием Гриценко Объединенной оппозиции – тоже достаточно понятны. Эксперты-политологи уже некоторое время констатируют отсутствие динамики роста рейтинга «Гражданской позиции». Согласно последним исследованиям социологической группы «Рейтинг», за политсилу готовы проголосовать только 1,8% опрошенных и 2,4% тех, кто намерен принимать участие в выборах.
Тот факт, что Гриценко все-таки примкнул к Объединенной оппозиции, нардеп Сергей Соболев объясняет, в первую очередь, не отсутствием шансов у «самостоятельного» Гриценко на выборах, а пониманием необходимости объединения. «У него рейтинг намного выше, чем у партии Литвина и многих других. Вопрос в том, на кого будут работать твои голоса. Каждый отдельно работает на регионалов, объединяясь – на оппозицию. А какие-то непонимания всегда были и будут. Посмотрите, что происходит в правительстве Януковича. Но надо понимать: борьба за распределение украденных денег - одно, борьба идей – другое».
Его соратник Андрей Павловский дает более практичное объяснение причин смены отношения Гриценко к сотрудничеству с другими оппозиционерами: «Он просто здравомыслящий человек, аналитик, он просчитал свои перспективы. Если он пойдет отдельно, понятно, что пяти процентов не наберет. Он понимает, что в рамках Объединенной оппозиции не сработает в пользу Партии регионов. Мы же знаем, как там при пересчете голоса забирают. Гриценко придерживается жесткой позиции в отношении Януковича, вот и принял решение объединиться с оппозицией».
«Рейтинговый фактор» в объединении Гриценко с Объединенной позицией руководитель Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко также называет одной из главных причин: «Это не единственная причина, но одна из главных. Если бы не было объединения, его шансы попасть в будущий состав парламента оставались бы низкими. Риски велики. У него есть хорошие шансы пройти по мажоритарке, но здесь уже надо договариваться, нужны ресурсы».
Сам Анатолий Гриценко в комментарии «Главкому» рассказал, что будет вместе с представителями Объединенной оппозиции «эффективно, без единого камня за пазухой работать на максимально высокий результат». А после напоминания о недавних разногласиях отметил, что теперь «все в прошлом»: «Речь шла о конкретных вещах, об избирательном законе. Теперь есть документ, где четко зафиксировано моей подписью и подписями Яценюка и Турчинова, что ни один из нас не примет предложения от власти – не важно, будут предлагать премьера, министра или пост председателя какого-то комитета. Все вопросы сняты, если вы говорите о предыдущих недоразумениях».
-- «Синица» Гриценко и «журавль» оппозиции
Странно, но несложные, в общем-то, переговоры об объединении между партией Гриценко и Объединенной оппозицией велись достаточно долго. Анатолий Степанович считает, что это «не важно»: «Важен результат. Хорошо, что мы пришли к возможности работы вместе, откинули все несогласия, которые на фоне правления Януковича не имеют значения. Мы вместе будем работать над разработкой и реализацией программы, над победой на выборах».
Однако догадаться не трудно – Гриценко и руководство Объединенной оппозиции «договаривались» об условиях. Еще в середине апреля Анатолий Степанович заявлял, что его партия готова к «объединению» в том случае, если будет занимать адекватное место – как по количеству людей в партийном списке, так и по праву влиять на принятие решений. «По данным последнего опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» совместно с Центром Разумкова, рейтинг нашей партии составляет 3,5%. Это – восемь мест в списке, для начала разговора. Плюс поддержка в мажоритарных округах наших партийцев, имеющих реальный шанс победить», - отмечал еще «непроходной» политик. Понятно, что цифра в восемь партийных мест, которые необходимо отдать Гриценко, руководство Объединенной оппозиции не устраивало – все-таки десятая часть списка, а претендентов на «кресла» и «Батькивщине», и «Фронту змин» самим девать некуда.
Сколько мест в итоге досталось «Гражданской позиции», пока точно узнать не удалось. Однако наши источники в БЮТ говорят о двух людях в списке – самом Гриценко и Эдуарде Зейналове. Появление последнего по квоте Гриценко свидетельствует о том, что в ситуацию вмешался одиозный «любый друг» Александр Третьяков, пропихнувший в квоту Гриценко своего товарища. Выходит, не зря Третьяков оказывал «Гражданской позиции» скромную материальную помощь. Будь Анатолий Степанович беспринципен, он бы мог получить за место в списке серьезные деньги. Сам же «гроза морячков» Третьяков планирует попасть в парламент по квоте «Европейской Народной партии» имени Николая Катеринчука. Во всяком случае, знающие люди говорят, что других шансов у Третьякова нет: «Народная самооборона» отказалась брать его в свою квоту, в БЮТе, помня отзывы Третьякова о Юлии Владимировне его не ждут, и даже Арсений Яценюк и старый товарищ Николай Мартыненко не готовы видеть лицо Третьякова под вывеской «Фронта змин». Но Третьяков любой ценой пробирается в список, воплощая в жизнь лозунг оппозиционных лидеров об отсутствии в рядах компрометирующих товарищей.
Впрочем, сам Анатолий Гриценко секреты до съезда «Батькивщины» решил не разглашать: «Там и будут названы кандидаты в депутаты, и станет понятно, сколько людей от каждой партии будет в списке или округах Объединенной оппозиции». Но добавил, что «представители «Гражданской позиции» будут представлены и в списках, и в округах. Поверьте, мы нашли понимание».
Но в выигрыше он остался в любом случае. «Ситуация конфликта внутри оппозиции была не самой комфортной для Гриценко, - констатирует Владимир Фесенко. – Он искренний оппозиционер, ему легче воевать с властью, чем со своими коллегами по оппозиции, пусть и теми, которым он не очень доверяет. Для Гриценко речь идет не только о вхождении в парламент, но и о преодолении некоего морального политического дискомфорта».
Объединенная оппозиция теперь тоже «прибавит» - и в рейтинге, и в психологическом восприятии избирателей. «Это логичное завершение процесса объединения сил, противостоящих режиму, - отмечает депутат Сергей Соболев. – Теперь всем понятен принцип: один список, один кандидат на мажоритарке – залог победы». Соглашается с ним и Андрей Павловский: «Психологически это важно – нужно показывать, что идет процесс единения оппозиционных сил». Бютовец также отметил, что, кроме Гриценко, «уже есть предыдущие договоренности с Катеринчуком. Его партия так же само присоединится к нам. Надеемся, это даст нам возможность сконцентрировать, мобилизовать протестный электорат. И люди, которые, например, хотели проголосовать за Гриценко, увидев его во главе Объединенной оппозиции, поддержат общий список».
Ради «мобилизации» электората Анатолия Гриценко, скорее всего, даже поставят в первую пятерку списка. «С точки зрения рейтинга, он однозначно может быть претендентом, - отмечает политолог Владимир Фесенко. – Объединенной оппозиции не выгодно, если два или три процента в лице Гриценко уйдут в сторону. Они понимают, что его лучше иметь союзником и внутри списка, чем в качестве критика и оппонента». А рост рейтинга Объединенной оппозиции, которая по опросам пока ненамного обгоняет регионалов, после влияния в нее Гриценко советует ожидать и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев: «Есть коммулятивный эффект об объединения. Избиратель любит, когда силы объединяются. За объединением сила – это чувствуют».
По мнению эксперта, в произошедшем объединении важна еще и символика: «Оппозиция ищет новые формы – это может дать эффект. Идет перезагрузка, переформатирование оппозиционных сил. Оппозиция теряет персоналистский характер, становится не оппозицией имени Тимошенко, а политической оппозицией, куда могут вливаться разные политсилы, известные политики. Выстраивается новая линейка лидеров – Яценюк, Турчинов, Гриценко, Томенко, Пышный, идет смена поколений в оппозиции. Это важно в плане работы на избирателя, потому что Партия регионов этим похвастаться не может». Вопрос теперь только в том, как долго оппозиция продержится в новом формате: реализует ли очерченную стратегию или разбежится по разным углам зала Верховной Рады сразу же после выборов.