Брейвики с родины Брежнева
Террористы оказались с дипломами — политолога и программиста
В последних числах апреля в городе произошла серия взрывов, пострадали десятки людей. Заговорили о срыве футбольного чемпионата. И хотя до этого дело не дошло, вера в возможность Украины гарантировать безопасность серьезно пошатнулась и сотни европейских фанов начали сдавать билеты на Евро.
Буквально за неделю до старта турнира, Служба безопасности Украины сообщила: взрывателей удалось задержать. По официальной версии следствия, они действовали в корыстных целях и надеялись получить выкуп в размере $4,5 миллионов. «МН» решило провести свое расследование. Общение в Днепропетровске со знакомыми и родственниками подозреваемых в терроризме позволило создать весьма неожиданный портрет взрывателей: талантливый программист, не нашедший применения своим силам, известный политолог, участвовавший в Оранжевой революции, а затем разочаровавшийся в возможности что-либо изменить к лучшему в своей стране и в своей судьбе.
-- Брейвик и Качинский
После терактов, днепропетровцы, подобно москвичам, вздрагивают, услышав резкий звук. В ужасе бросаются в сторону, при виде случайно оставленного на улице пакета или сумки. Обходят стороной урны: ведь именно в них, преступники и прятали взрывчатку...
Первый теракт произошел в областном центре осенью минувшего года. В тот злополучный день, 27-летний бизнесмен Юрий Гибриченко засиделся с приятелями в кафе и приехал домой около полуночи. Прежде чем, зайти в свое парадное, он купил в киоске минералку, выпил воду и бросил опустевшую бутылку в урну. В этот момент, раздался взрыв и предприниматель погиб. У него, остались жена и маленький сын.
Во второй раз трагедия случилась 27 апреля. В разгар рабочего дня, на остановке первого трамвая - в самом, сердце города. Тогда, одновременно взлетели в воздух четыре урны и десятки людей (в том числе, и детей) получили тяжелые ранения.
- Я словно в ад попала! – вспоминает 48-летняя свидетельница трагедии Елена Миронюк. – Все вокруг затянуло дымом, везде кровь и крики. Мужчине – оторвало руку. Пожилую женщину тяжело ранило в ноги…
Казалось, череде терактов не будет конца. Взрыватели действовали грамотно, предусмотрев все нюансы. А у силовиков имелась только одна «зацепка» - составленные под трафарет и адресованные власти письма преступников. Свои послания они оставляли на месте преступления или отправляли по Интернету.
-Взрыватели требовали $ 5000000 и угрожали новыми терактами, - рассказывают правоохранители. – Писали: «Жертв будет так же много, как в Норвегии!». Указывая в качестве примера, историю Андерса Брейвика. Подписывались террористы - «Unabomber». Используя псевдоним известного американского доктора математических наук и взрывателя Теодора Качинского, который выступал против технократического развития общества и рассылал почтой письма начиненные взрывчаткой. В результате чего, были ранены 23 человека, еще трое - погибли…
Как известно, Брейвик и Качинский, совершали преступления, руководствуясь исключительно идейными соображениями. Денег от государства, в отличие от украинских взрывателей они не требовали. Но, последние тоже имели свой взгляд на политическую ситуацию в стране - их письма были насквозь пропитаны ненавистью к действующей власти. «…Мы снизили сумму, - писали они. - Сума, которую мы требуем теперь, составляет 10 центов США за каждого жителя Украины - 4500000 долларов США. Власти предпочитают загонять гораздо большие сумы в бесполезные спецслужбы и милицию, поскольку они защищают саму власть. А впереди Евро-2012 и выборы в парламент…».
-- Промышленный шантаж
В конце – концов, силовикам удалось вычислить террористов при помощи камер видео-наблюдения. Сначала, они просмотрели сделанные в день теракта записи из Днепропетровска и заметили фигуру мужчины, который накануне трагедии закладывал в урны взрывчатку. А позже, разглядели лицо этого человека и его "подельника" на видео, которое было сделано незадолго до взрыва в супермаркете Запорожья. На основании этой информации личности террористов вычислили. Но для того, что бы их задержать нужны были доказательства. Поэтому, правоохранители вступили с преступниками "в игру". Сделали вид, что согласны заплатить взрывателям и перечислили часть денег на банковские карточки, которые сбросили с проходящего поезда. Подобрав карточки террористы отправились к банкомату, что бы снять средства. Но увидели, что на карточках не вся сумма и написали силовикам очередное письмо с угрозами взорвать детей и стариков. Впрочем, сделать они ничего и не успели. Они были задержаны.
Оперативники с самого начала понимали: взрыватели, отличаются от обычных преступников (Днепропетровщина вообще богата на неординарных людей – родина Леонида Брежнева как никак). Но, установив имена тех, кто скрывался под псевдонимом «Unabomber», испытали шок. Оказалось, что теракты, совершили два друга из Днепропетровска: кандидат политологических наук Виктор Сукачов и талантливый программист Виталий Федоряк! У них, изъяли все вещественные доказательства преступлений. Сомнений в виновности задержанных у правоохранителей нет.
- Федоряк - сын заслуженного сотрудника МВД СССР, - удивляются опера. – Но, с семьей не ладит. В последние годы жил уединенно. А сейчас ему даже передачи в СИЗО никто не приносит.
Вскоре, после ареста Федоряка и Сукачова – были задержаны еще двое жителей Днепропетровска. Политолог Дмитрий Рева (во время взрыва 27 апреля, он находился на месте преступления и звонил Сукачову, что бы сообщить о том, что никто из их общих знакомых не пострадал). А так же, бизнесмен Лев Просвирин – давний друг Виктора Сукачова. Настолько близкий, что Сукачов с женой арендуют квартиру на одной лестничной клетке с Просвириным и его супругой. Проще говоря, «живут через стенку». Фигура этого бизнесмена вызывает наибольший интерес.
- Лев Просвирин руководит Днепропетровским представительством российской фирмы, которая продавала оборудование для предотвращения последствий терактов - специальные шлагбаумы и взрывопоглащающие урны для мусора, - рассказывают его знакомые. - Основным покупателем этого товара в России, являются неспокойные Кавказские республики: Чечня, Дагестан и Кабардино-Балкария.
А, найти желающих приобрести специфический товар в Украине не просто.
Возникает вопрос: мог ли, Просвирин заняться промышленным шантажом и организовать теракты, что бы увеличить продажи? Тот факт, что террористы прятали взрывчатку именно в урны – не может не наталкивать на подозрения (тем более, что после серии взрывов в Днепропетровске украинские власти действительно озаботились вопросом замены обычных урн на взрывопоглощающие; правда, обещают закупать их у местных производителей). В самой фирме, от комментариев по этому поводу и отказываются. А правоохранители говорят:
-Мы рассматриваем эту версию. Но, доказать ее пока не можем. Скажем лишь, что дядя Льва Просвирина - занимает в этой компании один из руководящих постов…
-- Лучший студент
Если, предположить, что вымогательство $4,5 миллионов у государства было лишь прикрытием для достижения бизнес – целей Льва Просвирина, зачем в этом понадобилось участвовать политологу Сукачову? С какой целью, он привлек к этой операции своих друзей и, судя по всему, пообещал им крупное вознаграждение? Оперативники считают Виктора идеологом терактов. Поскольку, личность он – не ординарная.
- Виктор, настоящий фанат своего дела, - говорят, его однокурсники. - Во время учебы на факультете Политологии университета им. О. Гончара, он был лучшим студентом на курсе и сдал диплом на английском языке. После чего, блестяще защитил кандидатскую диссертацию.
Примерно в это же время, Сукачов увлекся альпинизмом и совершил восхождение на Эльбрус. А позже, тяжело и эмоционально пережил гибель одного из товарищей-альпинистов.
- Я входил в состав комиссии, которая принимала у Сукачова диссертацию, - вспоминает завкафедрой Истории и политической теории Национального Горного университета Виктор Пушкин. – Парень произвел на меня впечатление грамотного, и я пригласил его преподавать у нас на кафедре. Но, спустя полгода он уволился - надеялся попасть на работу в госорганы и сделать там карьеру. Он не желал быть сторонним наблюдателем и мечтал изменить страну к лучшему. Но, его планам было не суждено сбыться…
Не секрет, что в Украине, властные структуры – принимают лишь своих, а «связей», у парня не было. Так же, впрочем, как и средств, что бы купить должность.
- Можно лишь представить, что происходит с человеком, когда он сталкивается с подобной не справедливостью, - рассуждают друзья Сукачова. – Но совершенно ясно, что подобные разочарования оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Витя – «дал слабину». Осознав, что его знания и желание работать, на благо государства, никому не нужны - он, ушел из профессии.
-С 2004 по 2010 год, Сукачов почти не общался с коллегами, - рассказывает политолог Виктор Пащенко. - Работал менеджером и переходил из одной частной фирмы в другую. А полгода назад, решил вернуться к политологии. Мы с друзьями помогли ему устроиться на кафедру политологии университета им. О. Гончара.
Лекции Сукачова вскоре стали популярны у студентов. Он рассказывал им о реальных болезнях государства: тотальной коррупции и хищении бюджетных средств. В то время, как его коллеги просто «давали теорию».
- Поначалу я прогуливал занятия у Виктора Сукачова, - говорит один из ребят. – Но однажды решил зайти в аудиторию и с тех пор посещал занятия регулярно. Сукачов читал лекции спокойно, часто шутил, но было видно, что ему небезразлично то, о чем он говорит. Он учил нас думать и делать выводы.
- Сукачов никогда не требовал взятки и отказывался, когда их ему предлагали, - отмечает еще один студент. – Очень принципиальный человек…
-- Идеалист
Когда же, Виктор Сукачов превратился из мечтателя и идеалиста в преступника? Сам себе дал право мстить стране за то, что остался не востребованным?
- «Последней каплей», могла быть смерть его матери (она страдала почечной недостаточностью), - предполагают, знакомые Сукачова. – Скорее всего, он был вынужден платить взятки за ее лечение. А для человека с его характером это было не просто. Но деньги не помогли, и мать выписали домой: умирать. Страну, в которой такая медицина, любой возненавидит.
- Виктор, всегда был слишком критичен к окружающему миру, - считает Виктор Пащенко. – Однажды во время политического диспута поссорился с коллегой и целый год с ним не общался! Кстати, он говорил мне, что восхищается фигурой Качинского. Мол, этот человек оказал серьезное влияние на американское общество: благодаря его действиям люди задумались о сохранении живой природы,
а в стране появились организации, по защите окружающей среды. Но, я эти разговоры в серьез не воспринимал. Просто не мог представить себе, что мой коллега может избрать подобный путь для себя. А теперь задумываюсь: так ли хорошо, я его знал?
Между тем, Сукачева и Качинского, действительно многое связывало. Например, страсть к науке и похожие судьбы. Напомним, что сверстники сторонились маленького вундеркинда – Качинского. Да и в юности друзей у него не было. В тоже время, Сукачов, всегда был одинок в своем, столь не типичном для украинского общества, неравнодушии к происходящему в государстве. Например, принимал участие в Оранжевой революции как обычный гражданин. В то время как его коллеги, лишь посмеивались над ним: ребячество! Кто же не знает, что для политологов – политика всего лишь ремесло?
Но, Виктор реагировал на поражение и деградацию оранжевого движения в Украине болезненно. Для него, случившееся стало личной бедой.
-- Обычный бандит
По словам оперативников, Сукачов уже признал свою вину. Но, в содеянном (в том числе, и в гибели Гибриченко) - не раскаялся. Видимо также как и Теодор Качинский, он считает: несколько жизней – не цена, за изменения в государстве. Поэтому после суда, скорее всего, повторит судьбу своего американского кумира - получит наказание в виде пожизненного лишения свободы.
- Я не испытываю сочувствия, к Виктору Сукачову, - говорит, один из оперативников. – В начале своей террористической деятельности он еще пытался сделать так, чтобы никто не пострадал. Например, в Харькове и Запорожье.
Но потом, вошел во вкус. Взрывные устройства, которые он закладывал в Днепропетровске, были начинены гвоздями. А это означает, что Сукачов,
стремился убивать. Для меня, он обычный преступник. Кстати, таковым его считали бы в любой европейской стране. В Конвенции Совета Европы о терроризме сказано: «…Террор политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного характера ни при каких обстоятельствах не может быть оправдан».
-Основным мотивом этих преступников была нажива, - отмечает, еще один сотрудник СБУ. - Это подтверждается материалами следствия (например, свидетельскими показаниями) и письмами, в которых террористы требовали
$4,5 миллиона. Особенно циничным был тот факт, что они оценили жизнь каждого украинца в 10 центов. Я в этой истории – политики не вижу.
-- «Мы не верим, что они виноваты!»
В тоже время, далеко не все в Днепропетровске верят в вину подозреваемых в терроризме.
- Недавно муж заключил выгодный контракт, - говорит супруга Льва Просвирина – Виктория. – Поэтому, у него не было необходимости, рекламировать товар таким страшным способом как теракты. Вообще, Лев прекрасный муж и отец. Наша семья увлекалась чтением и туризмом. А политикой, мы не интересовались. Я не сомневаюсь, в невиновности супруга.
Не верят в то, что Сукачов и Просвирин, совершили преступления и их соседи.
-Эти парни были на удивление отзывчивыми! - восклицает, их пожилая соседка Людмила Викторовна. – Много лет назад, я попала в ДТП и с тех пор страдаю клаустрофобией. А недавно у меня сломался замок и, я не могла выйти из квартиры. В истерике я позвонила Льву, и он поехал за инструментами, что бы починить замок. А Виктор, все это время, сидел около моей двери и разговаривал со мной, что бы я не паниковала. Да, что там говорить! В случае необходимости, Виктор и Лев помогали всему дому. Об этом мы уже написали письмо в СБУ. Его - подписали все жильцы нашего дома!
С сомнением относятся к результатам следствия и студенты университета им. О. Гончара, где преподавал Виктор Сукачов?
- Сукачов, был нашим любимым педагогом, - горячатся ребята. - Живо интересовался нашими проблемами. Этот человек, просто не мог совершить преступление! Мы даже думаем создавать движение в его защиту.
Дело Сукачева наверняка не будет простым для украинской власти. Даже если и признает свою вину в суде (а не заявит, например, что его признания были выбиты под пытками), он, вполне возможно, попытается превратить процесс над собой в процесс против государственной системы, побуждая к действию новых «сукачевых». И обвинению нужно будет приложить немало усилий, чтоб нейтрализовать негативный политический эффект.
Все сам
Виктор Сукачев, работая на кафедре политологии Днепропетровского университета им. Олеся Гончара, по негласному правилу комментировал СМИ резонансные события. В том числе и взрывы в Днепропетровске. В интервью одному из местных каналов он сказал: «В армии и милиции есть много людей, которых сократили. Какой-то озлобленный человек, обладающий соответствующими знаниями, мог показать свое недовольство тем, что случилось».