Тендерная мафия собирает деньги на выборы
Отмена тендеров, которую под шумок в парламенте протянули «регионалы», может стоить Украине санкций
Последняя пленарная неделя, несмотря на осиротевший президиум, проходит для парламентского большинства очень продуктивно. После скандального голосования в начале недели за законопроект о языках, под шумок, когда все побежали на баррикады, парламентское большинство без проблем протащило массу одиозных законопроектов. Например, выделило из бюджета несусветную сумму на веб-камеры, увеличило финансирование прокуратуры, позволило приватизировать столичный Гостиный двор… Но наиболее резонансным мог бы стать законопроект № 9634 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок. Если этот законопроект станет законом, то все госпредприятия (а также казенные, коммунальные предприятия, хозяйственные общества, в которых у государства есть доля более 50 %) будут выведены из-под действия закона о госзакупках. Чтобы тратить собственные средства, таким предприятиям не придется больше проходить тендерные процедуры, за исключением тех случаев, когда онибудут тратить не свои, а бюджетные деньги. Но важно понимать, что закупки за счет средств госпредприятий и предприятий с доминирующей госдолей превышают закупки за счет государственного и местных бюджетов в разы.
Также госпредприятия в случае расхода своих ресурсов не обязаны будут светить эти операции в «Вестнике госзакупок», а именно это издание – едва ли не единственный способ для украинских граждан узнать об удивительно расточительных покупках и заказах.
-- Денежный иллюзион
Одиозный законопроект был принят в первом чтении еще в феврале, и с тех пор подвергался резкой критике. Петр Порошенко, как только стал министром экономики, первым делом пообещал навести порядок в системе тендеров и госзакупок, очистив ее от коррупционной составляющей. Отдельно Порошенко высказался и о законопроекте №9634, пообещав создание экспертной группы, которая займется его «серьезной переработкой». Тем не менее, вывод главного юридического управления парламента перед вторым чтением гласил, что «законопроект требует существенной доработки». То есть переработка кардинально не помогла.
Опасения по поводу принятия подобного законопроекта очевидны. Закрытость процедур закупок за госсредства (а собственные деньги госкомпаний – это, по сути, они и есть) может только стимулировать различные коррупционные схемы. Точнее даже схем теперь никаких не надо. Если ранее те, кто хотел, что-то «намутить» при госзакупках, могли создать иллюзию тендера, создав под конкретный случай подставных участников, то теперь и этого не нужно.
«Этот законопроект – пример коррупционной деятельности Верховной Рады вместе с правительством, – возмущен «нунсовец» Юрий Кармазин. – Идет перераспределение финансовых потоков перед выборами. Тендерная мафия снова возвращается, а государство понесет миллиарды убытков».
Уже экс-депутат Виктор Матчук (на этой неделе добровольно сложил полномочия), успел подать к этому законопроекту несколько поправок, большинство из которых были отклонены, уверен, что если ранее руководителей госпредприятий можно было хоть как-то контролировать, то после подписания Президентом этого закона руки у них будут развязаны.
«Если проводится тендер, то можно хотя бы видеть, что, у кого и по какой цене покупается, и это дает возможность обращаться с депутатскими запросами в прокуратуру, – говорит Матчук. – И процентов 20 моих обращений давали результат – тендеры с вопиющими нарушениями были отменены. А в случае вступления этого закона в силу
о такой возможности можно забыть. Принимать решение о покупках – не личное дело директоров госпредприятий. Факт публичности их хотя бы сдерживал, а теперь они станут фактически владельцами таких предприятий».
Нардеп считает, что закон принимается, в первую очередь, не для того, чтобы обогатить директоров, а для системного наполнения партийных избирательных фондов. Схемы при этом могут применяться элементарные: условный бензин стоимостью в 10 гривен закупается за 15, из разницы часть забирают непосредственные участники «схемы», а большая часть – идет наверх. И еще вопрос, что после выборов, данный закон кто-то станет отменять.
-- Тендерное облегчение
У законопроекта, понятное дело, есть не только противники. «Регионал» Алексей Плотников, который представлял его в Верховной Раде, сетует, что оппозиция и журналисты создали шум на пустом месте. Мол, новые правила пойдут только на благо госпредприятиям, серьезно упростив им деятельность.
«Не нужно высматривать в этом законе то, чего там нет, – убеждает Плотников. – Если частное предприятие имеет право тратить заработанные деньги по своему усмотрению, то почему такое же право не может иметь государственное? Тендер – это все-таки сроки, процедура, а если есть возможность что-то срочно купить без тендера, это просто облегчает хозяйственную деятельность. Облегчаются и процедуры по закупке продуктов питания, чтобы не было случаев, когда продукт скорее испортится, чем успеет пройти тендерную процедуру».
Все разговоры о благодатной почве для роста коррупции «регионал» считает надуманными.
«Если существуют какие-то нелегальные схемы, откаты, то во всем мире этим занимаются полиция, правоохранительные органы и так далее. То же самое и тут, – говорит Плотников. – И опять же – во всем, что касается денег бюджета, должны быть и тендеры, и тотальный контроль».
Правда, бодрое настроение «регионалам» в который раз может испортить «заграница». «Бютовец» Сергей Терехин напоминает, что в ВТО есть специальный регуляторный акт, который расписывает правила госзакупок. И Украина априори к нему присоединилась, вступив в торговую организацию.
«В этом акте говорится о том, что нельзя делать прямых или непрямых преференций для национальных компаний, – говорит Терехин. – Принятый законопроект нарушает правила ВТО, и к Украине теперь могут быть применены санкции. Первые санкции, думаю, коснутся таких чувствительных экспортных позиций как трубы, металлургия, химия. И люди из этого бизнеса получат большие проблемы».
Какой партии симпатизирует большинство «людей из этого бизнеса», думаем, лишний раз напоминать не стоит. Так что если где-то может прибавиться, то в другом месте – убавится. И, несмотря на то, что в пояснительной записке к законопроекту упоминается, что он разработан с международными экспертами, в частности, Мирового банка и ЕС, европейцы были, мягко говоря, озадачены многими нормами законопроекта, о чем вроде бы информировали первого вице-премьера Валерия Хорошковского. Хорошковский тоже много говорил о необходимости усовершенствования законодательства о госзакупках, но своего мнения по поводу принятия законопроекта №9634 в нынешнем виде пока не высказал. Равно как и Президент, который может наложить на него вето.