Сомнительный феномен. Янукович и его бизнес
Успехи старшего сына Президента Александра Януковича в построении легального бизнеса при ближайшем рассмотрении оказываются не такими головокружительными
Успехи старшего сына Президента Александра Януковича в построении легального бизнеса при ближайшем рассмотрении оказываются не такими головокружительными, как преподносят в отдельных СМИ.
Главной опорой и движущей силой этого бизнеса по-прежнему остается бренд «Виктор Янукович-президент». Это подтверждает тезис о низкой эффективности инвестиций высокопоставленными госслужащими, доходы которых имеют, мягко говоря, не совсем определенное происхождение.
Итак, в 2010 г. владелец корпорации МАКО («Менеджмент Ассетс Компани») и стоматолог по образованию впервые вошел в топ-100 самых состоятельных украинских предпринимателей. При этом сразу надо отметить, что экспертные оценки различных изданий существенно отличались.
К примеру, если журнал «Корреспондент» тогда оценил активы А.Януковича в $130 млн., то «Фокус» уже в 2012 г. поставил его только на 103 место в рейтинге с $96,4 млн. При этом совершенно очевидно, что за прошедшее время бизнес старшего сына Президента укрепил позиции.
Значит, либо сейчас данный показатель гораздо больше, чем последняя оценка, либо в первый раз эксперты выдали слишком большой аванс. Также надо учитывать, что сейчас сам факт попадания в лист ТОП-100 уже не означает успешность ведения бизнеса.
Дело в том, что в условиях экономического кризиса стоимость активов в различных отраслях экономики заметно снизилась. Поэтому, к примеру, если в 2007 г. состояние обладателя позиции №32 в рейтинге оценивалось в $525 млн. (это был владелец строительной корпорации ТММ Николай Толмачев), то уже в 2010 у №32 (владелец корпорации «Агро-Марс» Евгений Сигал) было только $407 млн. Т.е. цена вступительного билета в клуб избранных стала сейчас гораздо меньше.
Говоря об «экономическом чуде» старшего президентского сына, СМИ также ссылаются на отчетность МАКО за 2011 г., согласно которой ее доход увеличился в 1,5 раза, до 1,54 млн грн. Цифра более чем скромная и совершенно ни о чем не говорящая, поскольку доход управляющей компании холдинга (которой и является МАКО) не отображает доходность входящих в него активов.
Как известно, среди них числится гостиничный комплекс в Балаклаве, состоящий из нескольких реконструированных старинных зданий на набережной (под управлением ООО «Маринсервис»). Сделано там все действительно впечатляюще (в т.ч. с точки зрения вложенных средств.
Вот только инвестиционная эффективность проекта выглядит сомнительно. Во-первых, Балаклава не относится к числу «раскрученных» крымских курортов по целому ряду причин. В отличие от Ялты и Алушты, в советское время это был закрытый для посещения городок – из-за базирования там подводных лодок Черноморского флота.
Сейчас от нее ничего не осталось, но отдыхающие – народ консервативный и едут в основном на давно «прибитые» места. Это, кстати, проблема не только Балаклавы, но и целого ряда других крымских поселков с хорошими условиями для отдыха, но малоизвестных широкому кругу из-за того, что ранее там располагались военные объекты ЧФ СССР.
Во-вторых, Балаклава не обладает необходимой системой канализации, стоки сбрасываются прямо в море. Это никак не добавляет городу привлекательности в глазах отдыхающих и желания остановиться в нем на отдых. Поэтому туристический поток в городке в основном транзитный: приезжают на экскурсию на ту же базу подлодок и вечером уезжают.
Почему А.Янукович решил взяться именно за Балаклаву – не совсем понятно. Возможно, тот факт, что огромный гостиничный комплекс там отстроил киевский мэр Леонид Черновецкий? Но и его инвестиции далеко не всегда отличаются эффективностью.
Скорее всего, Балаклава – это не бизнес-проект Семьи, а туристическая симпатия Александра Януковича, который, как известно, является заядлым яхтсменом. Впрочем, Янукович-младший мог увидеть в Балаклаве будущую черноморскую мекку яхтсменов…
Вообще довольно много высокопоставленных украинских госслужащих инвестирует в туристическую инфраструктуру. Например, экс-министр транспорта и связи Евгений Червоненко в период руководства Запорожской облгосадминистрацией построил базу отдыха на азовском побережье в Бердянске. По оценкам местных туроператоров, расходы на ее строительство едва ли возможно окупить за небольшой период времени: 5-15 лет.
Тоже самое относится и к остальным подобным объектам. Практически все они делаются по классу «премиум» и «люкс» с прицелом «под себя». Т.е. в случае, если не будет необходимого потока отдыхающих, базы отдыха в крайнем случае можно использовать для собственных нужд.
А желающих платить за проживание в таких объектах деньги, за которые вполне реально можно отдохнуть в Турции и Египте, причем по полной программе - не так уж много. Например, едва ли можно ожидать ажиотажный наплыв отдыхающих в отеле «Швейцария», построенном в Ровенской области Алексеем Хахлевым, который приходится зятем экс-президенту Виктору Ющенко. Потому что цены там вполне себе швейцарские, в соответствии с названием – от 500 грн. в сутки (включая завтрак).
Но вернемся к бизнесу А.Януковича. Можно сделать вывод, что старший сын нынешнего президента не пытался быть оригинальным, решая, куда вложить имеющиеся деньги. Это относится и к решению создать собственное финансовое учреждение - Всеукраинский банк развития.
Он был создан и зарегистрирован в 2009 г. Точнее, банк был основан еще в 1993 г. под названием «Сельскохозяйственный коммерческий банк «Сельхозбанк». В 2000 г. в него пришли новые акционеры, в числе которых был и Эдуард Прутник, в то время тайный бизнес-партнер Виктора Януковича, которому последний доверял управление своими активами.
После этого банк меняет название на «Акционерный банк «Донетчина». В течение 2000 г. уставный капитал банка возрос в 4 раза. Период 2001-2003 гг. характеризуются быстрыми темпами капитализации банка (валюта баланса возросла в 1,5 раза) и постепенным расширением региональной сети.
Банк повысил свой статус с регионального на национальный, назвав себя: «Акционерный банк «Украинский Бизнес Банк» 21 октября 2003 г., в период первого премьерства В.Януковича. А уже в 2009 году, Александр Янукович решил легализовать свое владение банком и он был переименован в Всеукраинский банк развития.
СМИ отмечают, что по итогам 2011 г. ВБР увеличил уставный капитал в 1,82 раза и вошел в тройку абсолютных лидеров по динамике прироста данного показателя.
Тем не менее, утверждать, что фамильное финучреждение президентской семьи играет заметную роль в банковской системе Украины – означало бы несколько преувеличивать его значение. Так, по итогам I кв. нынешнего года ВБР резко увеличил активы, с 232,48 до 474,93 млн грн.
Несмотря на это, по размеру активов он всего лишь делит 112-113 места с Инвест-банком, у которого активы на 474,94 млн грн. в рейтинге Ассоциации украинских банков. Если же посмотреть на обязательства, то по депозитам физлиц ВБР в рейтинге АУБ (банк не входит в ассоциацию) занимает 56 место с 568,5 млн грн., по депозитам юрлиц – 31 место с 953,7 млн грн.
СМИ отмечают, что банк А.Януковича за 2011 г. показал почти 20-кратный прирост прибыли, до 20,5 млн грн. Но и по прибыльности ВБР по итогам января-марта 2010 г. занял вполне скромное 33 место среди 140 банков, вошедших в рейтинг АУБ.
Конечно, дела банка можно было бы поправить очень быстро и просто. Но, к примеру, перевести на обслуживание в ВБР счета крупнейших госкорпораций – «Укравтодора», «Укрзализницы», НАК «Нефтегаз Украины» и НАЭК «Энергоатом», не представляется возможным. Слишком большой резонанс от такого решения будет на Западе.
Напомним, сам факт вхождения А.Януковича в топ-100 самых богатых украинцев уже обсуждался в комитете по иностранным делам сената США – в контексте ситуации в Украине. Этот вопрос, в частности, поднял глава неправительственной организации Freedom House Давид Креймер.
Таким образом, главной задачей ВБР следует считать обслуживание фамильного бизнеса Януковичей, а не работу с массовым потребителем банковских услуг. Во всяком случае, пока. Ну а еще одно направление деятельности старшего президентского сына – строительство и недвижимость.
В частности, входящее в МАКО ООО «Кэпитал Билдинг Корпорейшен» занималось строительством бизнес-центра (БЦ) «Столичный» в Донецке (по данным СМИ, частично принадлежит А.Януковичу). Кроме того, БЦ на ул. Панфилова, 12 в Донецке также называют собственностью корпорации.
До 2009 г. данное направление было вполне перспективным: дефицит офисных площадей в Донецке эксперты оценивали в 30% от общей потребности. Но вот грянул кризис, и многим стало не до бизнеса. Или по крайней мере пришлось отказаться от аренды офисов в центре, в престижных и дорогих БЦ.
Двукратное, по сравнению с докризисным, снижение арендных ставок не смогло удержать арендаторов в прежних офисах. Многие предпочли обустроиться в обычных и перестроенных квартирах. В настоящее время, по оценкам риэлторов, в Донецке заполняемость площадей в БЦ не превышает 60-70%. А в новопостроенных бизнес-центрах Януковича она еще ниже.
Таким образом, ожидать больших доходов, а тем более прибылей, от сдачи в аренду площадей в БЦ не приходится. Ни А.Януковичу, ни кому либо еще. По крайней мере, до окончания экономического кризиса так точно. А он все никак не хочет заканчиваться, вопреки победным реляциям премьера Николая Азарова.
Это означает, что благополучие главной в стране семьи и далее будет строиться в основном на литературных талантах Виктора Януковича-старшего. Напомним, что по итогам 2011 г. донецкое издательство «Новый мир» выплатило президенту 16,4 млн грн. в качестве авторского гонорара за его произведения.
По словам известной украинской писательницы Ирен Раздобудько, эта цифра в сотни раз превышает те суммы, которыми вынуждены довольствоваться отечественные литераторы. А писатель Василий Шкляр уточнил, что для выплаты такого гонорара, исходя из рыночных расценок, «Новому миру» надо было продать по 2 книги В.Януковича каждому украинцу, включая младенцев и слепых.
Впрочем, гораздо более удачными выглядят те направления, в которых старший сын президента является одним из акционеров, а не единоличным владельцем бизнеса. Это, к примеру, Артемовский завод шампанских вин (АЗШВ), один из крупнейших украинских производителей.
Часть предприятия контролируется структурами, связанными с секретарем Совета нацбезопасности и обороны Андреем Клюевым и его братом Сергеем, депутатом Верховной Рады от Партии регионов. По данным СМИ, фирмам, связанным с А.Януковичем, принадлежит 15% акций.
По итогам 2011 г. АЗШВ увеличил доходы с 451,04 до 501,97 млн грн., в натуральном выражении было выпущено 17,252 млн бутылок. Для сравнения – в 2005 г. за 9 мес. показатель составлял всего 8,2 млн бутылок. Предприятие выпускает продукцию достаточно высокого качества и это позволяет ему уверено наращивать продажи.
Кроме того, Семья имеет долю и в ООО «Лемтранс» – крупнейшем частном железнодорожном перевозчике Украины. Его парк в настоящее время насчитывает свыше 12 тыс. ед. подвижного состава, что составляет порядка 50% всего количества частных вагонов.
Объем перевозок «Лемтранса» по итогам 2011 г. составляет 40 млн т. В дальнейшем этот показатель будет расти, т.к. компания объявила о планах расширения вагонного парка до 20 тыс. ед. Учредителями «Лемтранса» числятся ООО «СПС-Групп» - 20% уставного фонда, ООО «УкрПромИнвестАктив» - 20%, ООО «Сервис-Охрана-Транспорт» - 20%, ЗАО «АРС» - 20,5%, ЗАО «СКМ» - 19,5%.
Как известно, 3 последних структуры относятся к Р.Ахметову. Кроме того, глава парламентского комитета по вопросам транспорта и связи Антон Пригодский в июне сообщил, что продает СКМ свою долю в «Лемтрансе». По его словам, сделка будет закрыта до конца нынешнего года.
По данным СМИ, с А.Пригодским и депутатом Верховной Рады о Партии регионов Игорем Гуменюком связан «УкрПромИнвестАктив». Что же касается «СПС-Групп», то на 99% он принадлежит ООО «Укркиевресурс», акционером которой, а заодно и директором «СПС-Групп» является некий Виктор Ризанов, работающий охранником в резиденции «Межигорье» В.Януковича.
Также среди учредителей «УкрПромИнвестАктива» числилась Татьяна Галенко, руководитель «Капитал Билдинг Корпорейшен», входящей в МАКО А.Януковича. Учитывая предстоящую приватизацию «Укрзализницы» можно предположить, что роль «Лемтранса» в обеспечении грузовых железнодорожных перевозок в Украине будет возрастать. А значит, и доходы А.Януковича и Семьи. Тем более, что операционное управление компанией находится под контролем СКМ, уже доказавшей его эффективность в 2008-2011 гг.
И, наконец, старший сын президента представлен в угольном бизнесе через ассоциацию «Донбасский фондовый расчетный центр» (ДФРЦ).
Безусловно, свои дивиденды эта структура приносит, но они не могут сравниться с экономическим эффектом от деятельности шахт, входящих в Донбасскую топливно-энергетическую компанию и горно-металлургический холдинг «Метинвест» Р.Ахметова.
Причина – отсутствие у А.Януковича вертикальной интеграции по цепочке «добыча угля-обогащение-производство электроэнергии-передача-распределение-реализация потребителю» либо «уголь-кокс-руда-металл».
Создать такую схему уже не представляется возможным, поскольку наиболее привлекательные активы в первом случае уже приватизированы структурами Р.Ахметова. Что же касается металлургии, то приватизация в этой отрасли завершилась еще в 2005 г.
Правда, эксперты говорят, что основой угольного бизнеса Семьи является не легальный оборот ДРФЦ, а теневой углепром, который неофициально, через эту структуру подмял под себя А. Янукович. А это уже такие деньги, которые могут потягаться и с Ринатом Ахметовым…