Янукович клюнул на приманку Путина
Зачем власть педалирует вступление Украины в Зону свободной торговли в рамках СНГ
Возврат к системе централизованного управления экономических и военно-политических объединений в СНГ, роль дирижера в которых отводится Кремлю, актуализируется в различной последовательности, в зависимости от интегративных устремлений на постсоветском пространстве.
После подписания базовых документов (в Минске и Алма-Ате) в 2009 году о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), идея о формировании Таможенного союза с различными вариациями становится весьма удобной площадкой для втягивания в зону своих интересов остальных игроков постсоветского пространства. Союз «3+1» с поэтапным перетягиванием в интеграционные проекты украинской стороны был бы для Кремля вполне логичным объяснением курса на геэкономическую интеграцию постсоветского пространства. Помимо искушенного интеграционными процессами Казахстана, интересы союза распространяются на других игроков из Центральной Азии - Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Также, недавно интеграционными узами пытались связать Азербайджан, интересы которого явно расходятся с интеграционными процессами Кремля.
Недавний визит Президента РФ Путина в Ялту, а также интенсификация переговоров по Таможенному Союзу лишний раз заставляет убедиться о едва ли скрываемых интересах Москвы в вовлечении Киева в свои интеграционные процессы. Ялтинский реверанс Путина во время визита в Украину и предположение о том, что двери Таможенного союза «всегда открыты для Киева» недвусмысленно намекает о сохранившемся пакете предложений для Киева и «реанимации» отношений в Таможенном союзе. Таким образом, официальному Киеву в который раз дали «зеленый свет» на вступление в Таможенный союз (при Ющенко фактически согласованный с 2003 года ЕЭП, потерял свою актуальность ввиду смены площадки на интеграцию в европейские структуры).
Взявший паузу в интеграционной политике, Киев, активно ответил на такой «вызов» Кремля. Президент Украины Янукович обратился к парламенту с просьбой дальнейшей ратификации подписанного еще осенью прошлого года соглашения о ЗСТ в СНГ. Возможно, для прекращения нового этапа («мясо-молочных» и «сырных») торговых войн и было принято решение об интеграции в рамках ЗСТ.
Интенсификация переговоров в украинском направлении лишний раз заставляет убедиться о едва скрываемых интересах Москвы в привлечении Киева в «союз трех». ЕЭП стала прародительницей Таможенного союза, точнее, предыдущим этапом экономической интеграции, а базовой площадкой создания Таможенного союза выступил “реанимированный” ЕврАзЭС, потенциальным игроком которого оставалась Украина. По большому счету, Таможенный союз - своего рода «облегченная версия» ЕЭП, который является проектом экономической интеграции «четырех» (РФ, Украины, Беларуси и Казахстана). Он так и остался нереализованным из-за политических пертурбаций в Украине.
К слову, формирование «союза трех» состоит из трех основных этапов - создание зоны свободной торговли (ЗСТ), создание Таможенного союза (ТС), и наконец, создание Единого экономического пространства (ЕЭП) - экономического союза, своего рода аналога «ЕС в экономическом измерении». Весь инкубационный период интеграции официальный Киев заявлял, что дивиденды «от таможенной интеграции с партнерами по СНГ неочевидны, а потери в переговорах с ЕС о зоне свободной торговли могут быть большими». При таком раскладе, возникает необходимость наращивать двустороннее сотрудничество с РФ в рамках соглашения о свободной зоне торговли, привлечения украинских товаров на российский рынок, при этом дистанцируясь от вхождения в «союз 3+1».
Интеграционный союз имеет скорее не столько экономическую ценность, сколько геополитический каркас для стран-подписантов. Главным лейтмотивом объединения является неформальное лидерство России. Рассматривается втягивание Кремлем украинской газотранспортной системы в зону своих интересов, “связывание по рукам” в топливно-энергетическом секторе. Например, Беларусь как игрок ТС получает газ по заниженным ценам, но как следствие - ее газотранспортная система «замкнута» на России.
Российская сторона уже нашла своего рода «приманку» для Украины. В кулуарах Кремля заговорили о формате объединительного союза «для того, чтобы гражданам России, Украины и Белоруссии жилось лучше, чем в любом другом государстве Европы». За образец успешного сотрудничества трех ведущих государств на постсоветском пространстве рассматривают сотрудничество на российско-белорусской площадке. Для этого нужно отложить все идеи европейской интеграции и вернуться на политическое пространство СНГ.
Если рассматривать перспективы участия в Таможенном союзе сквозь призму членства в ВТО, то участие в экономических организациях с управленческими функциями Москвы оказывается «некомфортным» для Киева. Украина намеревается «организовывать свою таможенную политику» и оказывать содействие вступлению других стран СНГ в ВТО, не претендуя «на полноценное участие» в Таможенном союзе, поскольку связала себя определенными обязательствами с ВТО по обеспечению доступа товаров на рынки. При одновременной интеграции в постсоветские экономические объединения поднимутся ввозные пошлины, пусть даже защищенная торговыми барьерами по периметру границ Украина окажется зажатой между двумя рынками.
Внешнеполитический курс Украины - это сплошные зигзаги многовекторности: с одной стороны, интеграция в европейские структуры (ЕС, НАТО), с другой стороны, сохранение и интенсификация сотрудничества с Россией и поиски рынков сбыта в СНГ.
В этой связи возникает еще одна насущная тема – как разделить сонамерения Москвы на вступление в интеграционно-экономические проекты в СНГ и интегрироваться при этом в Европу так, чтобы не оказаться заложником своих собственных интересов, будь то формат «Союза четырех» или «Союза «3+1». При этом поставив внешнюю политику на прагматичные рельсы, не оказавшись наблюдателем на обочине международных политических процессов.