Языковое похмелье: никто не знает, что делать с новым законом

Президент пытается загнать в бутылку выпущенного джинна?

Ну что, поехали! Местные советы уже начали парад введения региональных языков на своей территории. Зеленый свет этому действу дал в муках проголосованный и подписанный закон Колесниченко – Кивалова. Теперь на местах можно объявлять язык региональным на территории, где он считается родным для 10 % и более процентов граждан, проживающих. Ссылаться при этом надо на результаты переписи населения 11-летней давности, когда украинских граждан последний раз спрашивали о родном языке.

Первопроходцем выполнения нового закона, как известно, стал Одесский горсовет, который провозгласил русский региональный на территории города. На очереди – Донецкий облсовет и Верховная Рада Крыма, которые наверняка воспользуются данной им законом возможностью в ближайшие дни. То есть «регионалы», пропиарившись с языком во время печально известного принятия этого проекта в парламенте, продолжают это делать в каждой отдельной взятой области, где преобладает их электорат.

Более того, в новом законе сказано, что в отдельных случаях, по решению опять же местного совета, правами регионального может пользоваться язык, языковая группа которого составляет меньше 10 % соответствующей территории. Что это за отдельные случаи – неясно, то есть фактически данный вопрос отдается на откуп депутатам.

Также инициативная группа может собрать те самые 10 % подписей граждан, которые проживают на данной территории, и местный совет обязан принять соответствующее решение на протяжении 30 дней с момента получения подписей. Именно этой нормой руководствуются столичные активисты, которые анонсировали сбор подписей за региональный английский язык. Правда, тут они могут столкнуться со следующей проблемой – «инглиша» нет в списке региональных языков, перечисленных в законе, но если подписи будут собраны, а Киевсовет не примет никакого решения, можно подавать иск в суд.

-- На Банковой скоро спохватятся?

Всего, по итогам переписи, гипотетически на русский региональный могут претендовать жители 13 областей и регионов Украины: помимо Одесской области, сюда входят Крым, Донецкая, Харьковская, Луганская, Запорожская, Херсонская, Днепропетровская, Николаевская, Одесская, Сумская и Черниговская области. Плюс Киев и Севастополь. В Закарпатье можно ставить вопрос о введении венгерского языка, который, по результатам переписи, является родным почти для 13 % жителей, в Черновицкой области – румынского (около 11 %) и в Крыму – крымско-татарского (около 11 %). На примере последнего уже совсем скоро можно будет увидеть, насколько скандальный законопроект не заточен на спасение одного «вымирающего» языка – русского.

Но отнюдь не факт, что местные советы той же Черниговской области или Киева также объявят русский региональным.

Замглавы фракции «УДАР» в Киевсовете Наталья Новак в разговоре с «Главкомом» выразила сомнение, что провластное большинство в совете пойдет на то, чтобы муссировать этот вопрос перед выборами:

«Первая после каникул сессия горсовета планируется на 20 сентября. Пока что все тихо, и предложений собирать внеочередную сессию ради этого вопроса нет. Лично я считаю, что такие вопросы нужно выносить на референдум, и не дело дискредитированного Киевсовета решать его за киевлян. И принимать перед выборами в Киеве такое скандальное решение явно не в пользу партии власти, у которой и так тут рейтинг никудышный. Проблем для киевлян с языком абсолютно нет, и большая их часть не приветствовала принятие этого закона».

Правда, автор законопроекта Вадим Колесниченко уверяет, что функция местных советов тут чисто техническая: «Советы не устанавливают статус русского языка, а просто своим решением информируют население о том, что на основании переписи населения и законов Украины на их территории более 10 % у такого-то языка. Это просто ритуал и констатация факта, который уже и так есть в распоряжении госадминистраций».

Фактически не отрицая, что гор- и облсоветы занимаются пиаром, Колесниченко все же объясняет практическую суть таких решений: «В законе же указано, что Кабмину в течение трех месяцев надо привести в соответствие нормативную базу и обеспечить реализацию. Это может растянуться на полгода-год, а так органы местного самоуправления ускорили этот процесс. Рассказы оппозиционеров о том, что давайте заблокируем сессию Киевского горсовета, мне смешны, потому что глава городской администрации может просто издать распоряжение, которое будет исполняться. От Киевсовета тут ничего не зависит. У нас есть перепись населения и закон, действующий на территории всей Украины».

Городским и областным уровнем дело может не ограничиться. Один из авторов законопроекта Сергей Кивалов и соавтор предыдущего похожего проекта Сергей Гриневецкий, защищая свое детище, упирали на то, что та же Одесчина – мультикультурный регион. А это значит, что вслед за горсоветом должны подтянуться и советы помельче – тот же Гриневецкий рассказывал, что свои языковые права должны получить гагаузская, молдавская, болгарская, еврейская и прочие диаспоры, проживающие на территории Одесской области. Это значит, что теперь райсоветы и сельсоветы разных регионов могут провозглашать у себя в регионе языки других нацменьшинств и вести на них документацию, вершить правосудие, обучать и так далее. То есть теперь отдельный район сможет вести переписку как с областным центром, так и с Киевом, скажем, на идише. Колесниченко приводит пример, что в одном районе Одесской области региональным будет болгарский. Соответственно нужно будет потратиться на неслабый штат переводчиков. К чему это приведет, наверно, не могут представить и сами инициаторы закона – от непосредственных исполнителей до их высших покровителей.

Впрочем, последние, по мнению экспертов, уже подумывают о том, как минимизировать последствия затеянной «языковой региональщины».

«Администрация Президента скоро спохватится, – уверен политолог Виктор Небоженко. – Этот закон очень противоречив и создает конфликты не только между русским и украинским языком, но и с языками других более компактных нацменьшинств. Если русскоязычное население очень пассивно, то другие группы – крымско-татарская, польская, венгерская, румынская общины – активны и им будет обидно, что в Донецке и Одессе что-то разрешают, а им – нет. Мне кажется, что как раз таким группам будут запрещать пользоваться их родными языками. Возникнут и межпоколенческие конфликты: все-таки целых десять лет огромная армия школьников и студентов училась в украинских школах, а теперь окажется, что это было зря».

Небоженко считает, что Банковая сейчас начнет искать чисто административные ресурсы ограничения реализации этого закона как на Востоке, так и на Западе, и вносить в него изменения уже на ближайшей сессии парламента.

-- Добились, но не понятно чего

Позиция главы государства в языковом вопросе, скажем так, плавающая. Он то встречается с украиноязычной интеллигенцией и создает рабочую группу по усовершенствованию закона, то во время поездки в Севастополь говорит, что должно пройти время, чтобы увидеть его недостатки. Тем не менее, свою подпись под пиар-законом собственной партии поставил.

«Бесспорно, Банковая будет компенсировать недостатки и проблемные моменты языкового закона, – говорит политолог Владимир Фесенко. – Ситуация ведь для украинской власти двойственна: партия власти использует этот закон как предвыборную технологию, но назревающий по языковому поводу социально-политический протест не отвечает интересам государства и лично главы государства. Поэтому Президент и создал рабочую группу для усовершенствования закона и дал поручение разработать программу по защите украинского языка. Уверен, что после выборов должны быть представлены конкретные результаты либо сняты наиболее одиозные и проблемные моменты. Главное – не довести ситуацию до абсурда. Например, ситуация в том же Закарпатье, если выполнять этот закон, будет очень сложной в управленческом плане».

Впрочем, Фесенко не считает, что закон несет такую уж угрозу государственному языку, как о нем говорят: «Не думаю, что этот закон угробит украинский язык, который переживал и худшие времена, но то, что он очень несовершенен – абсолютно очевидно. Поэтому надо не заплаты на него накладывать, а может быть, думать над новым законом, который бы комплексно подходил к поиску баланса интересов в языковой сфере».

Но пока – не до комплексного подхода. Юго-Восток с песнями и плясками под флагами Партии регионов и под премьерские рассказы о том, как раньше ущемляли русский язык, отгуляет «исторические решения» своих местных советов. То, что закон «сырой», как именно он будет работать и что делать дальше – вопросы, которые пока не слышны за общим шумом. Но на них придется отвечать уже очень скоро.