«Хюндай», до свиданья!

Почему Азаров убил мечту Колесникова?

Неужели эпоха скоростных «хюндаев», так ярко анонсированная и распиаренная руководством Мининфраструктуры, завершилась? Премьер-министр Николай Азаров довольно четко дал понять, что десятью корейскими поездами государство и ограничится, в дальнейшем отдав предпочтение продукции отечественного Крюковского завода.

А как все начиналось. Борис Колесников бодро рапортовал, что Президент поставил задачу вовсе избавиться до 2016-го года от такого атавизма как ночные поезда «с наволочками и всем остальным». В то же время, министр восхищался новыми скоростными экспрессами «Хюндай», которые поначалу должны были связать Киев с тремя другими городами, принимающими Евро, а затем скоростное сообщение должно было опоясать всю страну.

Впрочем, благое, казалось бы, дело отнюдь не вызвало восторга у простых пассажиров и было реализовано «как всегда». Под введение корейских экспрессов «Укразализниця» затеяла масштабную реформу, в результате которой исчезло несколько популярных поездов, а количество альтернатив «хюндаям» в том же харьковском направлении снизилось до минимума. После поднявшейся волны возмущения железнодорожникам даже пришлось возвращать некоторые маршруты, но по взятому темпу было понятно, что «покращення» уже не остановить.

Не радовали и сами «хюндаи» как высокими ценами и неудобным расписанием, так и тем, что, не пройдя нужной обкатки, часто ломались в дороге или вовсе не выходили на рейс. Борис Колесников на критику реагировал нервно, обвиняя СМИ в спланированной кампании против него и обзывая недовольных пользователей соцсетей «лошками» и «юлеботами».

Но, хотя «Укрзализниця» поначалу отрицала, что отмена ночных поездов связана с попытками насильно пересадить пассажиров на более рентабельные «хюндаи», сам Колесников в этом практически признался. Он заявил, что цены на билеты в обычных поездах сильно занижены и при сохранении нынешнего положения вещей вагоны скоро будут просто разваливаться в пути, так как социальные цены повышать нельзя.

«Скоростные поезда – это единственный выход из положення», – уверял министр.

Частично Минтрансу удалось снизить цену на проезд в «экспрессах», убедив Верховную Раду ввести нулевую ставку НДС на стоимость билетов в новые поезда. Отмена НДС именно для «хюндаев» – вообще сам по себе любопытный прецедент, поскольку такого же отношения к себе могли потребовать, скажем, авиаперевозчики. Кстати, почти сразу же Антимонопольный комитет начал исследование обоснованности тарифов на перевозки пассажиров этими поездами.

Конечно, с тем, что подвижной состав «Укрзализныци» нуждается в обновлении, никто поспорить не может. А те же «хюндаи», возможно, комфортней и дешевле в обслуживании, чем старые поезда. Но еще одной претензией к Колесникову стал тот факт, о котором, собственно, и упомянул Азаров – при такой поддержке корейского производителя без работы оставался собственный Крюковский вагоностроительный завод. Главный идеолог нашествия «хюндаев» об отечественном производителе высказывался не очень лестно. То, что «крюковцы» не успевали поставить необходимое количество поездов к Евро, было очевидно, а вот о дальнейшем их сотрудничестве с «УЗ» Колесников высказывался туманно:

«Крюковский завод пока изготовил поезд в единственном экземпляре, и этот единственный поезд пока находится исключительно в цеху и еще не передан на испытания… После того, как его передадут на испытания, в течение 60 дней мы прогоним поезд по всей Украине, обнаружим недостатки – и тогда можно будет говорить с Крюковским заводом».

Отметил Колесников и незначительную разницу в стоимость поезда Крюковского завода (26 миллионов долларов) и Hyundai (29 миллионов) при куда большем опыте корейцев.

Испытания «крюковского» поезда действительно еще продолжаются – последние три новости с заводского сайта называются одинаково: «Скоростной электропоезд КВСЗ – испытания продолжаются успешно», только нумерация разная.

«Эта новая техника – яркий пример воплощения в жизнь лозунга «Все лучшее – народу Украины», – пафосно пишет автор. – Жаль, очень жаль, что она так трудно пробивает себе дорогу. Что еще в 2010 году на совещании у премьер-министра Николая Азарова было принято решение о финансировании закупки двух таких поездов, но вопрос до сих пор окончательно не решен».

-- Не для наших дорог

Как-то будет на этот раз? Интересно, что Азаров уже высказывался негативно о некоторых инициативах Мининфраструктуры в «фейсбуке» – в частности, обещал разобраться с отменой ночных поездов. И после его «разбирательств» с руководством железной дороги даже был возвращен в расписание популярный поезд на Львов. Нынешнее заявление премьера – это фактически упрек в адрес непосредственно Бориса Колесникова, с которым у Азарова давние непростые отношения. На последних заседаниях Кабмина Борис Викторович, говорят, вообще позволяет себе очень многое, а забронированное для него место в списке ПР якобы означает скорый уход из Кабмина.

«Мы видим ослабление позиций Колесникова и это может быть для него очень тревожным звоночком, – говорит политолог Владимир Фесенко. – Премьер высказал свою личную позицию, которая, наверно, совпала с позицией Президента. Думаю, у Азарова это недовольство проблемными «хюндаями» зрело давно, но теперь он понял, что его можно высказать публично. И то, что он лоббирует интересы местного производителя, также хорошо вписывается в его мировоззрение, в отличие от Колесникова».

Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин считает, что переход с импортных поездов на отечественные вполне логичен:

«Для хорошего железнодорожного сообщения недостаточно купить только хорошие вагоны – не менее важно, чтобы были соответствующие полотна и тому подобное. Недопустимо, чтобы высококлассные пассажирские поезда ездили по тем же колеям, что и грузовые. А поменять полотно или хотя бы улучшить вряд ли получится в ближайшее время. Большая «болтанка» быстро выводит из строя корейские поезда – тонкая техника не приспособлена для грубого базиса. Поэтому ожидается, что наши поезда для наших покрытий будут более долговечны и менее требовательны».

Член парламентского комитета транспорта и связи Геннадий Задирко прямо говорит, что «эксперимент с «хюндаями» провалился»:

«Железнодорожная колея, которая сейчас есть в Украине, не предусматривает таких скоростей. А поезда, ездящие на скоростях, на которые она предусмотрена, спокойно может делать наша страна».

Впрочем, не все специалисты согласны с инициативой Азарова. Экс-министр транспорта Йосип Винский предлагает свой вариант:

«Хюндай» – нормальный поезд, и с ним можно было работать, только на другой основе. Я изначально предлагал локализовать выпуск «хюндаев» на местном предприятии системы Минтранса, и это был бы отечественный производитель. Технологически эти поезда лучше тех, которые мы делаем сегодня в Украине. Если Азаров хочет вернуть уровень поездов на два поколения назад, то в этом логики я не вижу. Пусть Крюковский завод конкурирует с «хюндаями», нельзя зацикливаться на одном варианте».

«Запуск скоростных электропоездов Hyundai – новая эра пассажирских перевозок в Украине», – категорически заявляет сайт «УЗ». Похоже, лозунги скоро придется сменить. Понятно, что в утиль «корейцев» никто не спишет, тем более что госмонополии еще придется отдавать за них кредит в сумме около 300 миллионов долларов. Тем более, насколько «крюковцы» готовы к поставленным задачам и сколько времени пройдет от перехода от громких заявлений к конкретным результатам, мы еще увидим.