Европа бросила Тимошенко на произвол судьбы
Западные и украинские эксперты о последствиях сегодняшнего решения Высшего спецсуда
Защитники экс-премьера Юлии Тимошенко уже давно оставили все надежды на украинское правосудие и уповают только на решение Европейского суда по правам человека. Соратники ЮВТ, правда, какое-то время все же пытались доказать своим политическим оппонентам и обществу в целом, что, мол, Юлия Владимировна не только выйдет на свободу «чистой от обвинений», но еще и успеет включиться в предвыборную гонку. Однако с каждым днем – ближе к началу кампании – их заявления становились менее уверенными. А сегодня, 29 августа, все подобные мечты были разбиты в пух и прах руками коллегии судей Высшего специализированного суда. Приговор – 7 лет заключения, вынесенный Тимошенко по газовому делу, - был признан законным и обоснованным.
С одной стороны, такое решение полностью исключает скорый выход Юлии Владимировны на свободу, с другой, позволяет, наконец, «попытать счастья» в европейских инстанциях. Украина уже давно прошла эволюцию от страны, которая находилась в шаге от подписания Соглашения про Ассоциацию с ЕС, до страны, в которую европейские лидеры стесняются приезжать даже на футбол. Европейский Союз уже успел выразить разочарования в связи с принятым решением по кассации Тимошенко. Председатель Европейской комиссии Майкл Манн снова отметил «важность для украинских властей предпринять конкретные шаги, чтобы решить системные проблемы судебной системы, а также избирательного правосудия».
Чем еще может «аукнуться» приговор Тимошенко Украине, а также, на чью сторону станет Европейский суд по правам человека, «Главкому» рассказали западные и украинские эксперты.
-- «Европа сегодня не способна на более жесткие действия»
{1-}
Эдуард Багиров,
председатель правления «Международной лиги защиты прав граждан Украины»:
На подтверждение приговора Тимошенко европейские лидеры, политики отреагируют негативно. Многочисленные посылы в адрес руководства Украины о том, что необходимо через правовые механизмы, освободить Тимошенко, мы слышим постоянно. Однако, несмотря ни на какие заявления, ни на попытки запугивания Украины санкциями, Европа сегодня не способна на более жесткие действия. Европейцы в этом вопрос, скорее, станут импотентами, чем смогут что-то реальное сделать. Да, Европа обратила внимания на ситуацию с политическими оппозиционными лидерами, но то, что они говорят, - просто слова. Реально Запад не заинтересован в жестких санкциях по отношению к Украине.
За весь период независимости Украины суды выполняли пожелания власти – и во времена Тимошенко, и сейчас. Европейский суд, как и все суды в любой стороне, также не может быть абсолютно независимым, но он более свободен в своих решениях. Повлиять на решение Европейского суда даже главам правительств стран Европы очень сложно. Но суды при вынесении решения учитывают сложившуюся ситуацию, в том числе в информационном поле, мнения различных политических деятелей стран Евросоюза. Европейский суд также использует прецедентное право: решения, принятые ранее, используются для принятия последующих решений. Поэтому как для будущих истцов решение по незаконному аресту Луценко может в деле Тимошенко сыграть позитивную роль.
-- «Тимошенко будет сидеть»
{2-}
Александр Рар,
глава немецкого Центра им. Бертольда Бейца
В глазах Европейского Союза подтверждение приговора Тимошенко высшей инстанцией ничего не меняет. В определенных политических кругах Запада бытует мнение, что правовая система в Украине находится под политическим контролем Президента и его команды. Критика Запада по отношению к Украине будет присутствовать и дальше.
Теперь вопрос стоит в том, признает ли Европейский суд нарушения в украинских судах по делу Тимошенко. В случае Ходорковского уже были определенные надежды по этому поводу. Все на Западе тоже ожидали, что суд по правам человека вынесет убийственный приговор российскому государству и оправдает Ходорковского. А так не вышло. Суд нашел какие-то ошибки в процедуре ареста и следствия, но признал его вину в мошенничестве. Похожая ситуация будет и с Юлией Тимошенко. Не исключаю, что суд сделает серьезные замечания по тому, как велось следствие. Но сам приговор, возможно, подтвердит. Как один из вариантов – она останется сидеть.
Но даже если Европейский суд ее оправдает, вряд ли власти Украины пойдут на то, чтобы признать, что их судебная система является необъективной. Тимошенко не выпустят. Единственное, в случае такого решения Евросуда, в Украине будут помышлять о процедуре помилования Тимошенко. Этот вариант стоит рассматривать как наиболее реальный.
-- «Сегодняшнее решение спровоцирует очень тяжелые последствия»
{-3}
Николай Сирый,
адвокат Юлии Тимошенко
Сегодня – в связи с подтверждением приговора Тимошенко - был получен, в первую очередь, сигнал для Украины о том, что у нас отсутствует правосудие. Фактически по форме и содержанию в кассационном суде прозвучало два обвинительных заключения – не было решения суда. Кассационный суд должен давать только оценку правильности или неправильности использования материальных и процессуальных норм. Но кассационный суд далеко вышел за эти пределы, и в своем решении очень массированно представлял фактические обстоятельства по определенной обвинительной логике и утверждал их.
Безусловно, европейское общество ожидает жалобы Тимошенко в Европейский суд на это незаконное решение, которое к тому же и вредит правовой системе в целом – оно противоречит сотням тысячам хозяйственных, гражданских, уголовных дел. Оно перечеркнуло правопонимание в целом. Я прогнозирую, что за вынесенным сегодня решением последуют критические выступления европейских лидеров.
Европейский же суд действует согласно не политической, а правовой логике. Если решение суда страны-члена совета Европы вынесено в противоречии юридической логики, то, безусловно, оно будет негативно оценено европейским судом по правам человека. Оставить в силе приговор Тимошенко – для европейского правового пространства - значит спровоцирует очень тяжелые последствия.
-- «Тимошенко нужно было сотрудничать со следствием, не обзывать судью»
{4-}
Александр Мирский,
депутат Европейского парламента от Латвии, представитель группы социалистов и демократов
Как один из европарламентариев могу сказать: мы не можем рассматривать и комментировать все дела всех тех людей, которые осуждены в Украине. Суд там либо есть, либо его нет. Пока никто не говорил Европе, что украинского суда нет. Мы говорим, что есть нарушения, есть система коррупции, в некоторых случаях может присутствовать «телефонное право» - это есть во всех странах постсоветского пространства. Украинская сторона очень доброжелательно идет нам на встречу в плане исправлений подобных нарушений.
Но в Европейском парламенте есть люди, которые долгое время работали с Юлией Тимошенко, они занимаются лоббированием этого вопроса. Причем, интересно, что они не хотят рассматривать этот вопрос с логической точки зрения: что сделано, что не сделано, какой ущерб нанесен стране со стороны Тимошенко. Они видят это так: Тимошенко посадили, надо любым способом «нашу подругу» из тюрьмы вытащить. Ни они, ни Тимошенко не понимают, что любые разговоры на тему суда не могут вызывать лишь однозначную реакцию в парламенте. Также будет и в Европейском суде. Если были какие-то нарушения при судопроизводстве, Евросуд их отменит. Но приговор в целом никто отменять не будет. Может быть, госпоже Тимошенко нужно признать действующего Президента, которому она проиграла выборы, что ее личные амбиции не должны влиять на договор об Ассоциации для украинцев? Она же «взбадривает» своих друзей в Европарламенте – это конкретно вредит Украине, они там тормозят процессы.
Плюс, в период предвыборной кампании объединению «Батькивщина» выгодно любое упоминание Тимошенко в качестве политического заключенного. А что если завтра все осужденные люди - по уголовным статьям – встанут и скажут: мы политические заключенные? Так что их всех выпустить из тюрем? Ситуация бредовая.
Тимошенко нужно было сотрудничать со следствием, добросовестно приходить в суд, не обзывать судью, вести себя достойно. И, может, не было бы такого жесткого приговора – судья ведь тоже человек, ему не чуждо ничего человеческое. Тимошенко – это человек, у которого есть харизма, реально является одним из лидеров оппозиции. Но она сделала много политических ошибок. Подтверждение высшим украинским судом приговора Тимошенко для меня новостью не стало. Когда Украина платит больше за газ, чем Германия – в этой связи очень много вопросов возникает к Юлии Владимировне. Если ты совершила ошибку, так и скажи: я виновата, давайте как-то исправлять ситуацию. Но когда человек уходит в глухой отказ, у него нет никаких смягчающих обстоятельств.
-- «Решение Европейского суда по Тимошенко будет в первой половине 2014 года»
{-5}
Евгений Захаров,
сопредседатель Харьковской правозащитной группы:
Подтвержденный приговор Тимошенко вызовет новую волну негатива со стороны европейских политических лидеров и таких институтов, как Совет Европы, Европейский Союз. Укоренилось уже в отношении этого дела мнение, что приговоры Тимошенко являются несправедливыми, что она не совершала тех уголовных деяний, которые ей вменяют. Беседуя с различными западными политиками, членами общественных организаций, иного мнения я не встречал ни разу.
Однако говорить о санкциях нельзя – для этого нужно подтверждение на правовом уровне. Вот если в решении Евросуда будет признано, что в отношении Тимошенко есть политическое преследование, - это будет таким подтверждением. Тогда возможен некий «разговор» о санкциях в отношении тех людей, которые причастны к решениям украинских судов. Вообще, украинское законодательство такими решениями, как по Тимошенко, очень сильно себя компрометирует. Все это будет скажется на отношениях государств, на бизнесе…
Защита Тимошенко в течении шести месяцев имеет возможность подать заявление в Европейский суд о судебном процессе, о нарушении прав человека. Думаю, что это дело получит приоритет в Европейском суде. Можно предположить, что от даты подачи заявления пройдет полтора-два года максимум, и в первой половине 2014 года уже будет решение – о нарушении шестой статьи Европейской конвенции о нарушении права на справедливый суд, и сегодняшние решения украинских судов будут отменены.