Эпоха Суркиса. Послесловие

От скандала с шубами до Евро-2012. 2 сентября Григорий Суркис оставил трон футбольного короля Украины

2 сентября Григорий Суркис официально оставил пост, на котором он находился 12 лет. Уступил кресло человеку, с которым побил горшки еще в 1995-м, когда Анатолий Коньков был тренером национальной сборной Украины, а Григорий Суркис – президентом футбольного клуба «Динамо» Киев. Та перепалка, по свидетельству людей приближенных, немногим позже заставила Конькова уйти в отставку и существенно повлияла на его тренерскую судьбу. А Суркис тем временем строил футбольную империю. Собственную и национальную. Начал с «Динамо», продолжил созданием Профессиональной футбольной лиги в 1995-м и венчал весь этот процесс, когда в качестве президента Федерации футбола Украины в 2007 году убедил чиновников из УЕФА доверить Украине на пару с Польшей право проведения Евро-2012. Его деятельность во главе украинского футбола оценивают по-разному, но никто не станет отрицать, что именно при Суркисе украинский футбол окреп.

С 1995 года украинский футбол наконец начал просыпаться от летаргического сна, в который погрузился с распадом СССР. Конечно, с того момента, как Григорий Суркис стал одновременно руководителем ПФЛ и его коллективного члена ФК «Динамо», остальным представителям приходилось смиренно принять ситуацию, согласно которой судейство было исключительно продинамовским.

Скандал с шубами и дисквалификация из Лиги чемпионов, создание ПФЛ и фактически полная узурпация прав на проведение украинского чемпионата, возвращение в Украину Валерия Лобановского и строительство первой современной учебно-тренировочной базы в Конча Заспе – все эти события совпали с началом карьеры Суркиса в качестве высокопоставленного футбольного функционера.

С избранием Суркиса-старшего президентом Федерации футбола в августе 2000 года с точки зрения подходов к клубному футболу не изменилось ничего. Точнее, расширились сферы влияния Григория Михайловича. С той оговоркой, что к тому времени уже успела заявить о своих амбициях вторая сила украинского футбола. Нравилось это Суркису или нет, а с президентом донецкого «Шахтера» Ринатом Ахметовым уже приходилось считаться. Чтобы установить равновесие, «донецким» в качестве компромисса была отдана Профессиональная футбольная лига, которую возглавил бывший вице-президент «Шахтера» Равиль Сафиуллин. Впрочем, полномочий суркисовской ПФЛ преобразованная организация уже не имела. ФФУ установила контроль по назначению судей, а контрольно-дисциплинарный комитет Федерации мог пересмотреть любое решение, касающееся штрафов и дисквалификаций.

-- Культ личности

При этом с юридической точки зрения к ФФУ придраться было невозможно. Заседания исполкома Федерации напоминали театр одного актера, где главы областных ячеек выполняли роль молчаливых исполнителей, не позволяя себе даже намека на недовольство. Немудрено, ведь все избранные на местах люди выдвигали свои кандидатуры только после санкции Суркиса. Зависимые от ФФУ судьи порой вытворяли чудеса. Особенно показательный случай произошел в концовке чемпионата Украины-2000/01, во время матча «Металлурга» и «Динамо» в Запорожье. Киевляне никак не могли распечатать ворота хозяев, а единственный гол забили в концовке встречи, когда мяч поле удара Флорина Черната не долетел до линии ворот почти полметра. В доказательство правоты судейского решения единственная на то время футбольная телепрограмма страны использовала компьютерную графику, но немного перестаралась, «занеся» при проекции мяч в ворота вместе с головой находившегося на линии защитника.

С тех пор между Киевом и Донецком началась открытая футбольная война. Григорий Суркис позаботился о том, чтобы держать первенство и в информационных перепалках: глава ФФУ поныне контролирует ведущие футбольные издания страны – «Команда», «Футбол» и «Спорт-Экспресс в Украине». Единственным рупором Донецка в этой борьбе до открытия телеканала «Украина» оставалась газета «Сегодня».

Так или иначе, противостояние между ФФУ и ПФЛ длилось почти восемь лет. Права Лиги были нивелированы, но с усилением донецкого лобби остро стал вопрос о создании Премьер-лиги Украины – структуры, которая бы сама определяла финансовые условия и являлась бы максимально независимой от ФФУ. В рамках существующих регламентных норм УЕФА, конечно, где четко указано, что права на проведение внутренних чемпионатов принадлежат национальным федерациям, а те могут делегировать их созданным внутри страны структурам. Официально Премьер-лига начала функционировать с 20 июня 2008 года, когда Григорий Суркис и выдвиженец донецкого крыла Виталий Данилов в качестве исполняющего обязанности президента новой структуры подписали договор о сотрудничестве.

Тем самым объединение профессиональных футбольных клубов Украины «Премьер-лига» перебрало на себя все права на проведения соревнований в элитном футбольном дивизионе страны, включая права на телетрансляции и рекламу. Но противостояние на этом не прекратилось и теперь оппонировать новому органу стала группа клубов, на которые оказывает влияние Игорь Коломойский. Собственно, в 2009-м Окружной административный суд города Киева, удовлетворил иск генерального директора ФК «Днепр» Андрея Стеценко, принял решение о ликвидации украинской футбольной Премьер-лиги. На сей раз компромисс был найден не в последнюю очередь с помощью Григория Суркиса. На собрании клубов с его участием были назначены перевыборы главы Премьер-лиги. Но альтернативы Данилову не было и, как следствие, президентом он стал, избавившись от приставки «и.о.».

Фактически, это был не только компромисс, но и в какой-то степени капитуляция Суркиса, привыкшего контролировать в украинском футболе все и всюду. Под давлением оппонентом в июле 2010-го президент ФФУ вынужден был пойти на уступки еще раз, назначив куратором системы судейства в профессиональном футболе Украины итальянца Пьерлуиджи Коллину. С его назначением судейство перестало был подчеркнуто продинамовским, а скандалы вокруг судейства пусть и возникали часто, но системно-одностороннего характера, как раньше, уже не носили.

-- Динамовское лицо сборной

Непрозрачной и продинамовски направленной, как правило, принято считать и процедуру избрания главного тренера сборной Украины. И если во второй половине 90-х, когда все ведущие футболисты Украины в самом деле были собраны в Киеве, такой шаг еще выглядел оправданным, то с началом 2000-х, когда хорошей комплектацией и наличием потенциальных сборников помимо «Шахтера» отличались некоторые другие клубы, такой шаг вызывал раздражение и резкую критику. В расположение сборной часто вызывались игроки глубокого динамовского запаса, тогда как имеющие стабильную игровую практику игроки условно «Днепра» или «Карпат» игнорировались.

Показательно, что за всю историю существования сборной Украины в ней было всего три нединамовских тренера – тренировавшие команду в первых товарищеских матчах Виктор Прокопенко и Николай Павлов, а также назначенный под давлением общественности наставником в 2010 году Мирон Маркевич. Последний, как известно, должен был готовить Украину к Евро-2012. Но, будучи параллельно тренером харьковского «Металлиста», Мирон Богданович пал жертвой противостояния с Суркисом президента харьковского клуба Александра Ярославского. Как известно, в 2010 году КДК ФФУ без необходимой доказательной базы назвала матч «Металлист» - «Карпаты», сыгранный 18 апреля 2008 года, договорным и вынесла решение о снятии с обеих команд девяти очков. Маркевич в ответ подал в отставку с поста тренера сборной, заявив, что ФФУ проявила к нему неуважение. Между тем, разбирательства в спортивно-арбитражном суде Лозанны относительно этого матча не завершились поныне.

Так или иначе, сборная Украины вместо полноценной целенаправленной подготовки к домашнему чемпионату Европы из-за склок на верхах длительное время была попросту обезглавленной. Суркис не скрывал своего желания сделать следующим после Маркевича тренером еще одного динамовца Юрия Калитвинцева. Однако слабая игра и отсутствие результата вынудили президента ФФУ – опять-таки – под давлением общественности принять кандидатуру другого динамовца Олега Блохина. В частности, отстаивала кандидатуру Олега Владимировича и донецкая сторона. Правда, потом, во время Евро-2012 дончане тоже обвинят тренера в том, что при формировании состава сборной он делал выбор в пользу динамовцев. Так или иначе, даже сам Блохин в ходе подготовки сборной к Евро отмечал, что для полноценной работы ему не хватило примерно года.

-- Конец эры

Пусть и ситуативное, но назначение нединамовского тренера сборной, компромисс при создании Премьер-лиги, назначение Коллины судейским куратором – все эти шаги подчеркивали, что удерживать футбольную власть в своих руках становилось с каждым разом сложнее. Люди, которые еще три года назад во время отчетно-выборных конгрессов слепо поддерживали действующего президента ФФУ, в связи с изменением политической обстановки в стране и приходом к власти Виктора Януковича стали склоняться к противоположному лагерю.

Ситуация становилась такой, что в случае досрочных выборов главы ФФУ, которые оппоненты пытались провести в начале 2011 года, Григорий Суркис терял свою должность. В этот критический момент Григорий Михайлович, будучи членом исполкома Европейского союза футбольных ассоциаций, обратил внимание УЕФА на вмешательство в деятельность ФФУ представителей органов власти. В итоге требование не подымать вопросов смены руководства Федерации до окончания Евро-2012 непосредственно Виктору Януковичу направил Мишель Платини. Вопрос был исчерпан, но эта история продемонстрировала. Что властвовать Суркису осталось недолго.

Григорий Михайлович не скрывает, что проведение чемпионата Европы 2012 года стало венцом его функционерской деятельности. На континенте поныне не могут понять, каким образом второй по значимости турнир в мировом футбольном календаре был доверен Украине, стране, в которой на момент вынесения решения не было ни одного современного стадиона, совершенно отсутствовала надлежащая для проведения таких форумов инфраструктура. Да, было подспорье в виде Польши, но отдавать Евро-2012 Украине многие назвали авантюрой чиновников УЕФА в целом и Мишеля Платини лично. Суркиса обвиняли в подкупе поддержавших украинскую заявку, а представитель Кипра даже делал по этому поводу заявления в прессе. Но доказательств у человека по фамилии Марангос не нашлось.

Конечно, ожидания не оправдались. Евро-2012 не преобразил Украину. Качество дорог, железнодорожных путей осталось в улучшенном, но все же на постсовковом уровне. Единственное – благодаря Евро появилось шесть современных стадионов. И главное – европейцы перестали воспринимать Украину, как страну дикого бандитизма и пещерного расизма. Кто хотел, увидел нас такими, какими мы есть. Со всеми плюсами и минусами. И в этом, видимо, основное достижение Суркиса, как вдохновителя идеи проекта Евро-2012.

-- Что дальше?

Вряд ли Суркис-старший отправится почивать на лаврах. Александр Ольшанецкий, вице-президент, директор ИФЕФ им. Лобановского, еще в начале июня озвучил информацию о том, что Суркис - возможный приемник Мишеля Платини, который собирается стать главой ФИФА, на посту президента УЕФА. Как известно, в 2011 году оба главных футбольных чиновника продлили в результате безальтернативных выборов свои президентские мандаты до 2015 года. Но в уставах ФИФА и УЕФА есть параграф, в котором предусмотрено переизбрание президента через два года после последних выборов. Это значит, что уже в 2013 году может состояться смена президентов в обеих футбольных ассоциациях. В 2011 году, Блаттер и Платини остались на своих должностях ради Евро-2012. Платини обязан был довести начатое до конца. А Блаттер в свои 75 остался только, чтобы придержать место для Платини.

С именем будущего президента ФИФА все ясно. Глава УЕФА выбирается из числа 16-ти членов исполкома УЕФА, и кандидаты должны быть не старше 70-ти лет. Из-за возрастного ценза, некоторые старожилы отпадают сразу. Еще одно преимущество Григория Суркиса перед другими членами исполкома – он председатель комитета УЕФА по соревнованиям среди сборных, одного из самых важных в структуре УЕФА. Фору над остальными кандидатами дает Суркису проведение домашнего Евро и многолетнее руководство ФФУ, способствовавшее карьерному росту в УЕФА. Суммируя все факторы, из потенциальных конкурентов Суркиса можно выделить лишь испанца – Вильяра Льона.

Вместе с тем, Григорий Михайлович имеет и более традиционный путь для отступа. Потраченные киевским «Динамо» рекордные более 30-ти миллионов евро на трансферы в футбольной среде напрямую связывают с возвращением к клубным делам Суркиса-старшего. Говорят, экс-глава ФФУ всерьез озаботился ежегодными провалами клуба, от руководства которого отошел с началом работы в Федерации. Если это в самом деле правда, то можно констатировать, что спустя годы Суркис вернулся на исходные позиции. С той лишь разницей, что теперь футбольный админресурс «выступает» в пользу оппонентов.