На посошок! Чем займутся депутаты на последней сессии
«Регионалам» строго запретили обещать «покращення» после выборов?
4 сентября откроется последняя сессия украинского парламента шестого созыва.
В Соединенных Штатах Америки Президента, который покидает свой пост и от которого мало что не зависит, принято называть «хромой уткой». Если пользоваться этой аналогией по отношению к заканчивающему свой путь украинскому парламенту, то его впору назвать «бакланом с перебитыми ногами».
Верховная Рада, избранная на волне инициированной Виктором Ющенко борьбой с политической коррупцией и стремлением кардинально обновить отечественный политикум, на выходе оказалась самым слабым в истории парламентом Украины. Беспрецедентное количество «тушек», процесс вербовки которых впервые в истории парламентаризма даже был задокументирован, молчаливое согласие на вытирание о себя ног Администрацией Президента, повиновение взмахам руки Михаила Чечетова и кровопролитные драки в президиуме Рады… Все эти эпизоды из жизни Рады шестого созыва наводят на мысль о том, что сожалеть о ее природной смерти в Украине будет мало кто.
Тем не менее, на протяжении ближайших трех с половиной месяцев нынешний парламент будет выполнять функции высшего органа законодательной власти нашей страны. «Главком» с помощью опрошенных ним украинских политологов попытался разобраться, чего следует ожидать от последней сессии Верховной Рады шестого созыва и чем нам запомнится лебединая песня нынешнего парламента.
-- Какой будет Рада?
Ни у кого из опрошенных «Главкомом» экспертов не вызывает сомнения тот факт, что близость выборов повлияет на работу Верховной Рады негативно. Часть депутатов, для которых актуальными будут участие в партийных избирательных турах и работа на округах, могут и вовсе игнорировать заседания парламента. Немудрено: его трибуна во время избирательной кампании превратится в место для непрекращающейся агитации и откровенного самопиара – удивляться этому не приходится. Возможно, нас ждут еще несколько показательных (и телегеничных) физических столкновений в стенах парламента. Однако характерно, что популизма в виде принятия заведомо невыполнимых социальных законов, дабы угодить избирателю (вроде закона о льготах для «детей войны», деньгами на реализацию которого в бюджете никогда даже не пахло) в Раде, по всей видимости, не будет. Источники «Главкома» свидетельствуют, что каждый регионал получил от своего партруководства строгий запрет использовать в своей риторике обещания послевыборного повышения соцстандартов. Регионалы понимают, что ресурс средств на государственное задабривание избирателей ограничен, поэтому разогревать ожидания электората они точно не станут.
Список же конкретных решений, которые будут предложены парламенту властью, и, как следствие, будут приняты Рады, будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, работа парламента в предвыборный период ни в коем случае не должна лишать потенциальных избирателей Партии регионов иллюзии того, что ситуация в стране полностью контролируемая, интенсивное «покращення» продолжается, и дальше будет только лучше. Рада, контролируемая регионалами, должна приносить украинцам исключительно хорошие новости.
Во-вторых, Банковая должна осознавать, что если этот парламент она контролирует целиком и полностью, то следующий состав Рады может быть, прямо скажем, посложнее. Нет, в то, что под куполом может быть сформировано антивластное большинство, не верят ныне даже самые отъявленные оптимисты от оппозиции. Но вот приход в Раду новых лиц, в первую очередь, мажоритарщиков, которым захочется немедленно показать своим избирателем, что голос в их поддержку был отдан не зря, может изрядно спутать карты Банковой. Рано или поздно плодотворное взаимодействие между Администрацией Президента и Верховной Радой будет налажено, но для этого нужно будет потратить некоторое время. Посему Банковой нужно будет определиться, принятие каких решений нужно форсировать в нынешней Раде, а какие – оставить на рассмотрение следующего парламента.
Наконец, в-третьих, сильно повлияет на работу Верховной Рады тот факт, что ее последняя сессия будет состоять, по сути, из двух частей, кардинально различающихся между собой. Напомним, нынешняя Рада будет заседать еще на протяжении полутора месяцев после дня выборов, до 14 декабря 2012 года. И если до дня голосования депутаты еще будут заинтересованы в том, чтобы понравиться избирателю, то после 28 октября они смогут с чистым сердцем забыть о всех условностях и перестать строить из себя защитников простого народа.
Исходя из этого, попробуем спрогнозировать, принятие каких решений стоит ждать от парламента шестого созыва, а какие проблемы он оставит в наследство своим последователям.
-- Бюджет
Традиционно самые горячие баталии осенних сессий парламента разворачиваются вокруг принятия бюджета на следующий год. Мнения опрошенных «Главкомом» экспертов о том, примет ли бюджет нынешняя Рада, разделились.
«Мне кажется, что правительству будет выгодно продавить бюджет сейчас, потому что в следующем парламенте нужно будет удовлетворить бюджетом только что вошедших в Раду мажоритарщиков», – говорит Михаил Погребинский.
С ним не согласен Вадим Карасев. «Думаю, бюджет примет уже новая Верховная Рада. Принимать бюджет правительство побоится, потому что принять реальный бюджет в нынешней ситуации – это продемонстрировать реальную ситуацию в экономике: пессимистические прогнозы роста ВВП, перспективы девальвации национальной валюты. Принять такой бюджет означало бы расписаться в собственном бессилии», – утверждает политолог.
-- Трудовой кодекс и торговля землей
Зато в отношении Трудового и Земельного кодексов – краеугольных элементов важнейших инициированных властью реформ – ясности, кажется, больше. До выборов трогать их точно не будут, убеждены политологи – оба этих документа, а особенно Трудовой кодекс, содержат немало положений, способных резко обвалить рейтинг власти.
Другое дело – период после выборов, но до принятия присяги новоиспеченными парламентариями. Протащить эти документы, когда общественность будет занята обсасыванием результатов своего волеизъявления, а как минимум треть депутатов будут готовиться к жизни вне парламентского купола – не такая уж и плохая с точки зрения эффективности идея. Ведь когда возмущенные украинцы хватятся (а случится это, будем говорить откровенно, не раньше Нового года), власть сможет развести руками и кивнуть на канувший в Лету парламент шестого созыва. Ведь украинский опыт убедительно показывает, что на «попередників» можно повесить любые прегрешения…
-- Выборы в Киеве
Будет ли нынешний парламент поднимать вопрос назначения перевыборов киевского городского головы взамен ушедшего в отставку Леонида Черновецкого?
«Мне кажется, что окончательное решение на этот счет еще не принято, – от метил «Главкому» Владимир Фесенко. – Выборы можно провести либо сразу после парламентских выборов, когда оппозиции и Кличко будет не до того, либо перенести их на весну и совместить с выборами горсовета – Кличко, по всей видимости, будет «выключен» работой в парламенте».
Решение насчет выборов в столице будет сильно зависеть и от того, как будет меняться соотношение сил между группами влияния внутри Партии регионов. «Пока непонятно, какой будет новая игра, как новый парламент впишется в нынешнюю политическую модель и не возникнут ли новые политические группы, которые захотят сыграть в альтернативного мэра, а не в Попова. Вы же видите, что группа, которая ставила на Попова, получила в списке Партии регионов намного меньше мест, чем рассчитывала. Поэтому сегодня проблема с мэром зависла и для регионалов, и для парламента, и для Киева», – обїясняет Вадим Карасев.
Во всяком случае, добавляет Михаил Погребинский, судя по тому, что действующий глава КГГА в последнее время притормозил свою рекламную кампанию, нынешний парламент, похоже, не будет форсировать решение этого вопроса.
-- Закон о языках
Несмотря на заверения Банковой в том, что Верховная Рада примется за коррекцию многострадального языкового закона чуть ли не с первых дней сентября, политологи склонны воспринимать перспективы его скорого рассмотрения со скепсисом.
«Если попытаться совместить логику интересов Президента и логику избирательной кампании, ради которой этот закон, в общем-то, и принимали, то лучше внести в него изменения уже после выборов, где-то в ноябре-месяце. Если вносить изменения до выборов, то спрашивается, зачем тогда вообще колотились», – говорит Владимир Фесенко.
Возвращение к рассмотрению языкового закона тем более невыгодно власти, учитывая то, какие именно правки представила на днях общественности созданная распоряжением Виктором Януковичем рабочая группа. «Вариант, наработанный группой Кравчука, бесперспективен. Партия регионов могла бы проголосовать за него, только если бы она хотела угробить свои шансы на победу на выборах», – утверждает Михаил Погребинский.
Напротив, говорит политолог – с большой степенью вероятности, в предвыборный период от власти стоит ожидать новых реверансов в сторону русскоязычного электората: «Возможно, это будет какая-то договоренность о формате отношений с Таможенным Союзом, может быть, что-то, связанное с газотранспортной системой. Это будет что-то, что покажет, что власть – это не только язык, не только скептические нотки в отношении европейской интеграции, но и какие-то реальные шаги навстречу более тесной кооперации с Россией».
А вот чего совершенно точно не стоит ожидать от Верховной Рады – это кадровых инициатив. Во-первых, парламент по старой-новой Конституции и так утратил львиную долю своих кадровых полномочий. Во-вторых, любые существенные замены в верхах в предвыборный период внесут лепту в развенчание и так изрядно потрепанного мифа о героически преодолевающей руину команде профессионалов во главе с первым номером списка Партии регионов.
Не ожидается в грядущую сессию парламента и громких межфракционных переходов. «Зачем кому-то куда-то переходить? Все, кто мог куда-то перейти, уже давно это сделал!» – в один голос подытожили опрошенные «Главкомом» политологи. А Вадим Карасев эмоционально добавляет: «Поймите, этот парламент уже пребывает в состоянии клинической смерти, он уже покойник. На самом деле все уже давно готовятся к тому, что будет после выборов. Завязка нового политического сезона находится в новом парламенте, а не в этом». И с этими словами сложно не согласиться.