Хозяин Закарпатья подарил оппозиции округ
Виктор Балога открыто пошел против Партии регионов, публично поддержав кандидата от оппозиции
Закарпатье традиционно является особым анклавом на Западной Украине – результаты партии власти и Виктора Януковича здесь всегда были значительно выше, чем в соседних областях. На этих выборах можно ожидать похожей тенденции, но отдельной интриги им добавляет мажоритарная составляющая. По предварительным прикидкам, кандидат от Объединенной оппозиции пока может рассчитывать на победу лишь в одном округе из шести (есть неплохие шансы у экспрессивного «батькивщиновца» Павла Чучки, но он, вопреки решению руководства партии, баллотируется как самовыдвиженец).
Единственная надежда оппозиции – действующий депутат от БЮТ Александр Кеменяш – вполне может выиграть выборы в 70-м округе с центром в Сваляве. Этот округ – один из самых сложных географически: он включает в себя пять горных районов, а также часть равнинного Мукачевского. Длина округа составляет около 200 километров, он включает в себя 185 населенных пунктов и 211 участков. Понятно, что вести кампанию в таком округе решится не каждый – изначально на нем зарегистрировалось всего шесть кандидатов, из которых ближе к концу гонки осталось всего три! На фоне некоторых округов, где бюллетени будут напоминать рулоны, Свалявский станет просто-таки эталонной ареной для борьбы «добра» со «злом»: выдвиженца Партии регионов – председателя Федерации футбола Закарпатья, депутата облсовета Михаила Ланьо и давно ведущего работу на округе главы местной организации «Батькивщины» Кеменяша. Кеменяш, в отличие от многих кандидатов от оппозиции далеко не беден: он возглавляет фирмы «Алекс», разливающую минеральную воду под брендами «Поляна Квасова», «Поляна Купель» и «Лужанская».
Конечно, стороны «добра» и «зла» в этой схватке каждый определит для себя сам. Несколько портит картину представитель Компартии Владимир Алексий, но понятно, что на борьбу двух лидеров его участие влияет мало.
Зато остальные оппозиционеры, которые изначально собирались баллотироваться по Сваляве, заметно облегчили судьбу Кеменяшу и усложнили кандидату от власти. С выборов снялись действующий депутат от НУНС Станислав Аржевитин, баллотировавшийся как самовыдвиженец «единоцентрист» бывший ректор Ужгородского национального университета Николай Вегеш и – в последний момент – представитель «Удара» Александр Кичковский, которому соцопросы давали 13 % голосов. С последним вышла почти скандальная история: он не входил в число кандидатов, которых снял съезд «Удара». Более того, сразу после его заявления о снятии с выборов партия распространила информацию о исчезновении своего кандидата и предположила, что свое решение он принимал под давлением.
Кеменяш считает, что искать в этой истории особую подоплеку не стоит, и ему просто повезло с «мудрыми оппозиционерами»: «Кандидата от «Удара» я видел в своей жизни два раза – нормальный вменяемый человек, он говорил, что, скорее, будет принимать решение сам. И он его принял. Я бы сам, если бы сложилась такая ситуация, принимал во внимание позицию партии, но решал бы самостоятельно».
-- Фактор Балоги
Но наиболее любопытна позиция представителя «Единого центра». Не секрет, что во всем, что касается выборов в Закарпатье, нужно учитывать фактор Виктора Балоги. Пока еще действующий глава МЧС идет по соседнему 69-му мажоритарному округу, который наверняка выиграет, и на место работы в Кабмин уже не вернется. Помимо этого по еще трем округам идут родственники Балоги – два его родных брата и один двоюродный. Не охваченными непосредственно «балоговским» кланом остались лишь два закарпатских округа – 68-й и 70-й. В 68-м представитель «Единого центра» снялся в пользу вышеупомянутого самовыдвиженца Чучки, а в 70-м – в польщу Кеменяша. Причем сам Балога, лелеющий собственный образ большого оппозиционера к власти, в которой сам пока состоит, приветствовал такое решение Николая Вегеша, заявив, что Кеменяш будет достойно представлять Закарпатье в Верховной Раде. Такая симпатия Виктора Ивановича к кандидату от «Батькивщины» выглядит несколько неожиданной, памятуя его, мягко говоря, напряженные отношения с Юлией Тимошенко в бытность главой Администрации Президента Ющенко. Да и на нынешнего оппозиционного фронтмэна Арсения Яценюка у Балоги обид хватает.
Сам Кеменяш утверждает, что лично с Балогой никаких переговоров не вел, и его поддержка стала для него сюрпризом: «Виктор Иванович иногда принимает непрогнозируемые ни для кого решения, но они взвешенные и объективные. Имея своего кандидата с рейтингом около 10 %, а то и больше, он понял, что дотянуть рейтинг до 30 % будет крайне сложно и лучше его снять. Тем более по Закарпатью такой его поступок очень позитивно восприняла общественность. Ведь все привыкли, что Балога гребет под себя и были удивлены таким решением. Честно говоря, и я в том числе».
Кеменяш рассказывает, что встречался с Вегешем, с которым вел президентскую кампанию Ющенко 2004-го года, и его конкурент «с пониманием отнесся к тому, что продолжать борьбу должен тот, у кого больше шансы на победу».
Можно предположить и другие причины такой «сговорчивости» Балоги. Дело в том, что нынешний выдвиженец власти – получивший очень нелестную оценку от движения «Чесно» Михаил Ланьо в свое время стал депутатом Закарпатского облсовета от партии «Единый Центр», но позже перешел в Партию регионов. Ходили слухи, что переметнулся он потому, что Балога не хотел поддерживать его кандидатуру на выборах в парламент, зато в ПР к депутатским амбициям Ланьо отнеслись более благосклонно. Не сдерживающий себя в выражениях Балога даже назвал Ланьо в «фейсбуке» «тамбовским волком».
Местные эксперты утверждают, что, помимо личной обиды на «регионала», сыграли свою роль и личные договоренности Виктора Ивановича с руководством оппозиции.
«Все понимают, что Балога отблагодарил оппозицию за то, что на округах, где баллотируются его братья, она выставила слабых кандидатов, – говорит закарпатский политолог Александр Солонтай. – Очень похоже, что оппозиция приняла решение: лучше иметь шанс на полтора округа – свалявский и, возможно, ужгородский, чем потерять все».
-- Двойной удар
Но при всей благоволящей ему конъюнктуре Кеменяшу пока никто не гарантировал победу. Сам оппозиционный кандидат в беседе с «Главкомом» жалуется на происки конкурентов:
«Власть занимается административным давлением и прямым подкупом. Но если люди, зная, к чему это все приведет, поведутся, то я не знаю…»
Впрочем, ход кампании в 70-м округе, по наблюдениям Александра Солонтая, типичен для Закарпатья: «Одни агитируют, другие покупают. Ланьо на местных выборах показал, что есть возможность делать депутатами любых людей. Они вдохновились этим опытом и развернули огромную схему подкупа и сетевого маркетинга, с помощью которой избиратели получают аванс, а потом после выборов с ними рассчитываются. Поэтому в горной местности кандидат от «регионалов» чувствует себя так фривольно».
Эксперт говорит, что более эффективно в этом регионе себя зарекомендовала смешанная тактика – когда кандидаты параллельно с агитацией делают тысячу и одно доброе дело.
«В такой ситуации кандидаты без денег шансов не имеют вообще, – сетует Солонтай. – Но про Кеменяша нельзя сказать, что у него нет денег, поэтому он может позволить себе соревноваться полноценно. Консолидация оппозиционных кандидатов ему эти шансы дает, главное – проконтролировать результаты».
В ситуации, когда разрыв между кандидатами составляет несколько процентов, посильная помощь кандидату от оппозиции со стороны «теневого кардинала» Закарпатья Виктора Балоги действительно может стать решающей. Но самое интересное, как поведут себя затем в парламенте те четыре «балоговских» штыка, которые, если не произойдет никаких сюрпризов, пройдут в парламент.
Нынешние риторика и действия Балоги, казалось бы, обязывают его группу как минимум не связываться открыто с провластным большинством. Но не забываем, что такие люди, как Виктор Иванович, умеют обращать в свою пользу что угодно.