На посошок! Депутаты экстренно штампуют подозрительные законы

Под конец своей работы парламентское большинство усиленно взялось за законотворчество

Партия регионов с сателлитами усиленно взялась за законотворчество – только за 2 заседания в октябре депутаты проголосовали более чем за 40 законов. Часть из них носит откровенно лоббистский характер.

Чем ближе финал действующего созыва Верховной Рады, тем большую активность развивают народные депутаты. Так, если в сентябре они приняли 27 законов (без учета ратификаций и изменений в госбюджет), то в октябре – 42. И это с учетом того, что парламент с головой окунулся в предвыборную кампанию и законы принимались только два дня: 2-го и 16 октября.

Серьезную законодательную деятельность под конец своей каденции предприняли, прежде всего, депутаты от Партии регионов. Ими было инициировано 19 законов, что больше чем законодательный задел Кабинета Министров и президента вместе взятых. А если учесть еще законы, поданные регионалами с коллегами из других фракций, то показатель вырастет до 23.

Что же напринимали народные избранники за 2 октябрьских дня? Тут и скандальный закон Василия Грицака «О едином государственном демографическом реестре», благодаря которому вводятся 15 новых документов, а консорциум «ЕДАПС» заполучает в свое распоряжение огромную базу персональных данных. И не менее скандальная инициатива Валерия Харлима относительно изменений в Земельный кодекс, которые, помимо прочего, позволяют покупать землю несельскохозяйственного назначения иностранцам. И предвыборные новеллы экс-бютовца, а ныне регионала Юрия Полунеева о системе гарантирования возврата банковских вкладов граждан (правда только для тех, кто вложил 200 тысяч гривен и больше). И, наконец, инициатива юриста Владислава Забарского, списывающая долги концерна «Укроборонопром» перед государством.

Не сидела, сложа руки, и сестра главы президентского секретариата Юлия Левочкина, победившая недавно на округе в Крыму. В тандеме с представителем президента в парламенте Юрием Мирошниченком она провела два закона, направленных на усовершенствование сферы вывоза и переработки отходов. Кто знает, возможно, именно это стало ее главным предвыборным козырем? Правда, оба закона получили негативные оценки от Главного юридического управления Верховной Рады, которое засомневалось в их эффективности (особенно в части ответственности за нарушения), и рекомендовало отклонить. Впрочем, такие оценки депутатов уже давно не пугают. Так, из 42 октябрьских законов, шестьсоветовалось отклонить, к пяти выводы юристов просто отсутствовали, и только два имели визу юруправления «без замечаний».

Настоящим рекордсменом в прошлом месяце стал уже упоминавшийся Юрий Мирошниченко, который самостоятельно и в соавторстве приложил руку к 9 законам, получившими одобрение большинства. Депутатского опыта представителя Виктора Януковича в парламенте хватило на самые разнообразные сферы. Он менял нормы о выделении земельных участков, оптимизировал полномочия местных органов власти в вопросах экологии и даже приводил в соответствие Конституции законы относительно сразу нескольких министерств, в связи с никак не завершающимся перераспределением полномочий между президентом и правительством.

Партнеры же регионалов по коалиции решали свои, не всегда до конца понятные дела. Так, коммунист Валерий Бевз успешно провел через зал сомнительный по своей целесообразности закон об изменениях правил декларации имущества и доходов. А его коллега Василий Шпак из Народной Партии ратовал за то, чтобы наделить представителей местных советов правами нотариуса (в селах, где нотариуса нет). По мнению юристов, это может привести к тому, что местные советы просто будут присваивать себе собственность умерших граждан в обход наследников.

Но настоящим триумфом депутатского сотрудничества стал закон о господдержке индустрии программного обеспечения. Его авторами стали представители всех фракций, и в частности, Виктор Викторович Янукович. Однако, оппозиция, в итоге, за эту инициативу так и не проголосовала (БЮТ и НУНС вообще не поддержали ни один закон в октябре), а Янукович-старший внес свои правки, которыми немного уменьшил льготы для IT-бизнеса.

В целом, если посмотреть по профильным комитетам, то традиционно много принятых законов касается сферы экономики и финансов, природных ресурсов и строительства, также становится все больше норм о земле. Зато, например, ни один закон не провел комитет по свободе слова или по вопросам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, что особенно странно в свете выборов. Видимо, власть в этих сферах уже всего достигла. Или же просто есть более срочные дела.

Тяжело предположить, что еще успеют проголосовать парламентарии до конца своих полномочий. Тем не менее, практика показывает, что даже за одно-два пленарных заседания депутаты способны напринимать столько законов, что последствия будут сказываться не один год. К примеру, принятый уже в ноябре «Закон о всеукраинском референдуме», который очень ограничивает возможности (да и едва ли не весь смысл) механизма всенародного референдума. Остается только надеяться, что нынешние депутаты в своем порыве не примут на горячую руку недоработанный законопроект о местном референдуме, который сейчас готовится профильным комитетом ко второму чтению.

Парламентский мониторинг Лаборатории законодательных инициатив