Зачем Центризбирком, если есть милиция?

Действия министра Луценко на выборах 2010 года - детский лепет на фоне того, что вытворяет МВД сейчас

Сейчас уже мало кто помнит, как в промежутке между первым и вторым турами президентских выборов 2010 года, был уволен министр внутренних дел Юрий Луценко. Тогда высокопоставленного чиновника близкого к премьер-министру и кандидату в президенты Юлии Тимошенко обвинили якобы во вмешательстве милиции в процесс выборов. Требование уволить министра тогдаозвучил депутат-регионал Вадим Колесниченко.

В итоге 28 января 2010 года три фракции – Партия регионов, коммунисты и Блок Литвина - уволили Луценко за действия, которые на фоне подвигов орлов нынешнего министра Виталия Захарченко покажутся детским лепетом.

Итак, в постановлении 6003 авторства нынешнего министра юстиции Александра Лавриновича сказано, что «необходимость увольнения с поста Луценко Ю.В. продиктована систематичным нарушением им действующего законодательства Украины о выборах и вмешательством в ход избирательного процесса во время проведения выборов Президента Украины в 2010 году».

Конкретных обвинений к Луценко регионалы выдвинули три. Во-первых, Луценко 4 января 2010 года вел предвыборную агитацию в помещении Черкасского драматического театра. Во-вторых, должностные лица МВД вне рамок досудебного следствия данных избирательных комиссий о персонах, которые подали заявления о голосовании на дому. Также министру вменялись действия по захвату здания Государственного предприятия «Полиграфкомбината «Украина». Тогда милиционеры, по мнению депутатов, превысили свои полномочия.

Сегодня на фоне еще не «отшумевших» парламентских выборов, и действий милиции во время подсчета их результатов, события 2010 года и обвинения в адрес Луценко выглядят смешно. Ведь в 2012 году власти не только увеличили количество правоохранителей на выборах до 60 тысяч (что на 5 тысяч больше, чем в 2010 году), но и де-факто расширили им полномочия. Захват окружкомов, вывоз бюллетеней, применение слезоточивого газа против протестующих – казалось, людям в форме и амуниции были предоставлены все возможности «развлекаться» по полной. Главное – результат. И он не заставил себя ждать.

Свое мнение по этому поводу уже высказали зарубежные наблюдатели и международные организации. Парламентские выборы-2012 даже если не будут признаны самыми «богатыми» на фальсификации, то по степени вмешательства силовиков в процесс подсчета результатов они вполне могут претендовать на рекорд.

-- Как беркутовцы «защищали» выборы

Уже сейчас многие оппозиционные политики и эксперты говорят: если бы не было «Первомайска» – не было бы и резонанса по другим округам. «Чудеса» там начались с того, что сначала после подсчета 100% голосов на округе в Николаевской области победил кандидат от «Батькивщины» Аркадий Корнацкий, но потом победа «плавно» перекочевала к заму губернатора области Виталию Травянко.

В ночь с 1 на 2 ноября в Первомайске около 50 бойцов «Беркута» вломился на заседании комиссии 132 округа, прикрывая исполнительную службу, которая выносила протоколы. По словам очевидца депутата Геннадия Москаля, они выбили ногами двери, разбили стекло, избили людей (в том числе, и членов комиссии), оппозиционеров и общественность разогнали с помощью слезоточивого газа, и вывезли протоколы с результатами голосования. В МВД позже заявили, что никаких противоправных действий со стороны «Беркута» совершено не было.

Вывезти протоколы с мокрыми печатями тогда беркутовцам не удалось из-за противостояния общественности. Однако, уже на следующий день «Беркут» повторно взял штурмом окружком. Снова в ход пошли дубинки – сотрудники правоохранительных органов прорывались сквозь митинг. Протоколы изъяли и отвезли в суд.

Тем не менее, даже такая горячая ситуация на округе не вызвала реакции со стороны властей. Президент тактично промолчал. Пресс-секретарь штаба Партии регионов Анна Герман ничего противозаконного в действиях «Беркута» не увидела. А замминистра внутренних дел Виктор Ратушняк отметил, что представители правоохранительных органов вели себя в рамках закона, просто выполняя решение суда.

Не намного лучше развивалась ситуация и на 197 округе в Каневе (Черкасская область). 7 ноября команда Богдана Губского, по словам бютовца Андрея Шевченко, вместе со спецподразделением милиции «Беркут» похитила протоколы и печать с окружной избирательной комиссии. «На выходе из здания «Беркут» просто разбрасывал людей. Они вместе с председателем комиссии и документами вскочили в автобус и поехали в Киев сдавать их в ЦИК», - рассказывал депутат с места событий.

Виталий Ярема, экс-начальник Главного управления МВД в Киеве и кандидат от оппозиции по 212-му округу, отмечает, что «бесчинства со стороны правоохранителей творились на всех избирательных участках». «Если это были не активные действия, то пассивные – явные нарушения оставляли без реакции. В день голосования на моем округе мои наблюдатели задерживали людей, которые выносили бюллетени, обращались к сотрудникам милиции, а те ничего не делали. Это явно показывает, что правоохранительные органы помогают одной политсиле», - рассказал «Главкому» Ярема, который таки победил в своем окурге. С безразличием милиции на этом же округе столкнулся и его оппонент Кирилл Куликов. «Мы передали милиции информацию о подкупе, но ни ответа, ни какой-либо реакции так и не последовало», - рассказал «Главкому» экс-глава бюро Интерпола.

Ярема остался недоволен и работой сотрудников МВД во время избирательной кампании: «Раздача средств, скидочных карточек, строительства детских площадок, бесплатная перевозка людей на автобусах – все это подкуп избирателей, если во время кампании осуществляется кандидатом в депутаты. Но на криминальное преступление правоохранительные органы в этот раз не реагировали абсолютно».

На действия сотрудников милиции на этих парламентских выборах смотрели с содроганием не только избиратели и кандидаты, но и члены Центризбиркома. «Все, что можно было, – уничтожили и подчистили. Нарушая нормы закона в отношении беспрерывности заседания, окружком создает условия, когда выборная документация остается без присмотра, например, ночью. А потом, или с помощью «Беркута», или слезоточивого газа, или при «содействии» неустановленных лиц бюллетени становятся объектом противоправных действий, и брутально портятся», - сокрушалась в интервью «Главкому» заместитель председателя Центризбиркома Жанна Усенко-Чорная. И отмечала, что именно благодаря «не реагированию правоохранительной системы на массовые сообщения в СМИ в отношении нарушений в округах и стали возможными бесчинства» с результатами.

-- Бесчинства на выборах санкционированы МВД?

«Впервые за всю историю избирательной кампании с момента провозглашения независимости Украины милиция вмешалась в работу участковых и окружных избирательных комиссии», - с грустью в голосе констатировал в комментарии «Главкому» депутат и генерал-лейтенант милиции Геннадий Москаль. Такого ни в 2007-м, ни в 2010 году – при министре внутренних дел Юрии Луценко (который сейчас отбывает наказание к Менской колонии) никто и представить себе не мог.

Соглашается с ним и Виталий Ярема. «Когда я возглавлял столичную милицию, мы провели три этапа выборов. И ни разу милиция не была задействована для того, чтобы отстоять интересы какой-то политической силы. Тогда была четкая установка Луценко: ни в коем случае не вмешиваться в политические процессы и заниматься исключительно обеспечением охраны общественного порядка. А то, что происходит сегодня, - просто использование милиции на пользу одной политсилы – чтобы она получила большинство в парламенте», - отметил бывший главный милиционер Киева.

На выборах 2010 года экс-министр МВД, действительно призывал милиционеров оставаться непредвзятыми: «Никто из тех, кто в погонах, не имеет права на публичную поддержку или неподдержку кого-либо из кандидатов в президенты». А также – обещал не допустить нарушений в ходе голосования на дому и столкновений на улицах украинских городов после второго тура выборов. Результат и «демократичность» тогда удовлетворили даже Виктора Януковича, который уже будучи президентом потребовал, «чтобы эти выборы (парламентские – «Главком) были не хуже».

Правда, если оценивать действия правоохранительных органов – это его требование так и не было выполнено.

«Милиция вела себя вопреки законам Украины – «О милиции» и «О выборах народных депутатов Украины», - констатирует Геннадий Москаль. – единственный вариант, когда милиция может быть на участке, это когда ее пригласит председатель, заместитель или секретарь комиссии. Все! Все остальное – вторжение во время заседание, изъятие документов – абсолютно незаконно».

Кирилл Куликов считает, что бесчинства со стороны милиции не были «централизованной командой»: «Это, скорее, была инициатива отдельных руководителей». Однако депутат Москаль уверен в обратном: «Милиция – подчиняемый орган, центральный орган исполнительной власти. Он подчиняется снизу вверх, от райотдела к областному, от областного к МВД». «Если правоохранительным органам ставят задачу, например, руководители Министерства внутренних дел, которые подчинены непосредственно президенту, - продолжает мысль генерал-лейтенанта Виталий Ярема, - они будут ее выполнять. Потому что боятся потерять работу».

По словами генерала Яремы, милиционеры знают, что сегодня им ничего не грозит, но уже сейчас побаиваются того, что ждет их в будущем: «Я некоторым из них, с кем вместе работал, и кто сейчас при мне опускает глаза, говорю: то, что вы делаете, - это же статья криминального кодекса. Они же обязаны не выполнять незаконное указание. Но они смеются в ответ. Они знают, что сегодня им ничего не будет – сегодня их действия санкционированы президентом и МВД. Но власть все равно уйдет. Сегодня есть много способов документирования таких незаконных действий – телефон, интернет, и придет время, и им придется ответить».

Инициировать обращение комиссии к президенту и генпрокурору в связи с вмешательством «Бекрута» в избирательный процесс пообещала и замглавы ЦИК Жанна Усенко-Чорная. Однако слишком сомнительным выглядит наказание всех тех, кто врывался в окружкомы и вывозил бюллетени. Особенно в свете того, что Генеральная прокуратура выступила с предложением дать правоохранительным органам право доступа к протоколам с мокрыми печатями во время проведения выборов – так сказать узаконить в законе все события, которые спровоцировала милиция на минувших выборах. Скорее, после парочки подобных кампаний Центризбирком можно будет вычеркивать из цепочки «голосование – результат». Со всеми функциями уже сейчас по-своему, но справляется милиция.