Рейдеры выбирают «Моршинскую»
Кто стоит за атакой на крупнейшего производителя бутылированной воды в Украине?
Рейдерские атаки на успешные предприятия, к сожалению, не новость для современной Украины. Но даже на этом фоне выделяются события вокруг компании IDS Borjomi International, производящей продукцию под торговыми марками «Моршинская», «Трускавецкая», «Миргородская» и др. Эти бренды уже фактически стали визитной карточкой нашей страны, а компанія-производитель стала у себя в регионе одним из крупнейших налогоплательщиков. За 10 месяцев текущего года она направила в бюджет страны почти 300 миллионов гривен налогов.
Давно не новость, что даже крупнейшие налогоплательщики не застрахованы от проблем c налоговой, причем, в большинстве случаев, чем больше платишь, тем пристальнее внимание. Однако история с IDS Group, украинским подразделением IDS Borjomi International, во многом выходит за рамки уже привычных для Украины взаимоотношений налоговой и предпринимателей. Так Государственная налоговая служба Украины заблокировала работу предприятий, входящих в холдинг, мотивируя свои действия поступившим запросом из Следственного комитета России. Основанием для него стала информация о том, что названные предприятия были основаны якобы на деньги Бориса Березовского.
Даже если оставить в стороне тот факт, что конечные бенецифиары предприятия были оглашены и ими являются члены семьи покойного Бадри Патаркацишвили: Инна Гудавадзе, Нателла Патаркацишвили, Лиана Жмотова и Ия Патаркацишвили и еще небольшое число миноритариев, по крайней мере, никто другой не владеет акциями компании, открытым остается вопрос, какое к этому вопросу имеет отношение налоговая. Ведь она, в первую очередь, призвана собирать платежи в бюджет, а не проводить расследования относительно прав собственности на те или иные активы. Также стоит заметить, что попытки Бориса Абрамовича получить что-то со своих бывших партнеров стали уже притчей во языцех, однако, ни одного суда он до сих пор не выиграл, чего стоит только его скандальный проигрыш Роману Абрамовичу в Коммерческом суде Лондона.
Дальше – больше. В дело вмешался Сыховский районный суд г. Львова, наложивший арест на украинские активы IDS Borjomi International. При этом заметим, что подобное решение должно было рассматриваться в Киевском Печерском суде по месту нахождения Генеральной Прокуратуры и Минюста, в которые собственно и направляются межгосударственные запросы об исполнении решений иностранных судов на территории Украины. На худой конец этот вопрос можно было бы рассматривать по месту нахождения арестованного имущества, т.е. в Миргороде или Киеве, но ни как не во Львове.
И если в самой России, где IDS Borjomi International разливает воду марок «Святой источник» и «Эдельвейс», у налоговых органов нет никаких претензий к компаниям, принадлежащим семье покойного Бадри Патаркацикашвили, то украинская налоговая начала с того, что заблокировала счета одного из предприятий группы, тем самым поставив его на грань остановки, а также завела уголовные дела в отношении ее руководства.
Заметим, что в соответствии с украинским законодательством уголовное дело может быть возбуждено, если факт налогового нарушения уже установлен, т.е. если налогоплательщик признал свою вину или проиграл соответствующие суды. В данном же случае, все случилось наоборот: дела были заведены еще до того, как соответствующие претензии были предъявлены компании.
Такая отзывчивость украинской Фемиды и наших налоговиков к пожеланиям московских коллег впечатляет, если не наводит на подозрения. Во всех цивилизованных странах государство содействует работе инвесторов, независимо от их фамилий и, тем более, национальности. И уж точно не проводит в их отношении следственных мероприятий на основании непроверенной информации о том, что ими владеет некое конкретное лицо.
Главная интрига ситуации, сложившейся вокруг IDS Group, в том, что даже представители компании могут лишь теряться в догадках, откуда в действительности «растут уши» у этой попытки рейдерского захвата. Так, один из совладельцев компании экс-губернатор Львовщины Николай Кмить в комментарии «Экономической правде» признал, что происходящее вызывает много вопросов, и намекнул, что конкурентов у IDS хватает. А, как известно, у тех, кто не может конкурировать рыночными методами, всегда возникает соблазн задействовать иные механизмы достижения цели.
Впрочем, версий того, кто может стоять за атакой на предприятия, сходу можно назвать несколько. Например, нельзя исключать, что «заказчиком» атаки стал сам опальный российский олигарх Борис Березовский, у которого давнишняя вражда с семьей Бадри Патаркацикашвили, мажоритарным акционером IDS Borjomi International. Однако, встает вопрос о том, насколько сильны связи Березовского в Украине, чтобы подключить к решению своих вопросов суды и налоговую? И почему сама налоговая позволяет использовать себя в качества инструмента конкурентной борьбы. Или, что еще хуже, инструмента передела собственности?
Существует также вариант, при котором на предприятие положил глаз кто-то из местных олигархов, а российский след используется для отвода глаз.
И еще одна версия: атака инспирирована потенциальными покупателями IDS из России, заручившимися поддержкой украинских властей. Так как СМИ не раз писали о возможной смене собственника IDS, подобная дестабилизация явно не способствует дальнейшей продаже компании по рыночной цене и заметно облегчает покупку потенциальному собственнику.
Кто бы ни стоял за атакой на крупнейшего производителя бутылированной воды, все происходящее является очередным негативным сигналом для всего украинского бизнеса и иностранных инвесторов. В то время как правительство заявляет о заинтересованности к привлечению инвестиций и тратит силы и средства для демонстрации инвестиционной привлекательности Украины, в реальности происходят вещи, которые способны отпугнуть любого инвестора. При этом Государственная налоговая администрация используется как инструмент давления на компанию, создавшую не одну украинскую торговую марку национального масштаба.