Что не так с Ющенко
Бывшего президента Украины заподозрили в краже партийной кассы
На октябрьских выборах в Верховную Раду партия Виктора Ющенко «Наша Украина» набрала 1,11 процента голосов и в парламент не попала. Не получилось у нее провести в законодательное собрание и кандидатов-одномандатников. Тем не менее, партия провела полноценную избирательную кампанию, на которую была потрачена солидная сумма. И вот спустя месяц после выборов оказалось, что Ющенко не намерен рассчитываться с собственной командой. Образно выражаясь, экс-президент, которого теперь не могут найти ни однопартийцы, ни журналисты, попросту скрылся с партийной кассой.
Для начала немного арифметики. Согласно финансовым отчетам, которые участники парламентских выборов в ноябре подали в ЦИК, «Наша Украина» задекларировала расходы на выборы в размере 63 миллиона гривен (около 7,7 миллиона долларов). Если учесть, что свои голоса за партию бывшего президента отдали всего 226 тысяч украинцев (это лишь на пять тысяч больше, чем у главного маргинала украинской политики Олега Ляшко), то получается что стоимость каждого голоса составила 278 гривен - это самый высокий показатель среди всех участников выборов. Для примера, стоимость одного голоса, отданного за Компартию, которая прошла в Раду, да еще с солидным запасом, составила всего 27 гривен, а голоса избирателя партии «УДАР» Виталия Кличко, также успешно преодолевшей 5-процентный барьер, - 12 гривен. Даже Наталья Королевская со своей «Украиной вперед!», чью избирательную кампанию называли самой бестолковой (с точки зрения расходования средств) на нынешних выборах, потратила на агитацию меньше «нашеукраинцев» - 60 миллионов гривен (по 188 гривен на каждого избирателя).
Основная часть партийных средств пошла на телевизионную и наружную рекламу. Пока ролики с Ющенко круглые сутки ротировались на украинских каналах, отделения «Нашей Украины» в регионах начали испытывать все большие трудности с финансированием - до них средства из партийной кассы не доходили. Активистам приходилось тратить деньги на повседневные нужды партячеек из собственного кармана, долги «Нашей Украины» росли.
Истратив до последней копейки избирательный фонд партии, Ющенко после голосования пропал из поля зрения СМИ. До 20-х чисел ноября о бывшем украинском президенте, который еще пару месяцев назад прогнозировал, что триумфально вернется в политику и обзаведется в Раде полноценной фракцией, не было ни слуху, ни духу. Тем более что и сайт «Нашей Украины» окончательно закрылся. Правда, до сих пор продолжает работать сайт молодежного отделения партии, но последней новостью там значится совместное заявление «Батькивщины», «УДАРа» и «Свободы», уже не имеющих к «Нашей Украине» никакого отношения.
На странице партии в Facebook анонсировалось, что 17 ноября Ющенко появится в передаче «В гостях у Дмитрия Гордона» на Первом национальном канале, но в программе на этот день никакого Гордона, а тем более Ющенко не значилось. Восьмой годовщиной Майдана, которая отмечается оппозиционерами 22 ноября, лидер «Нашей Украины» манкировал. Экс-президент не засветился ни в СМИ, ни в соцсетях, отмолчалась и его пресс-секретарь Ирина Ванникова. Поползли слухи, что Ющенко мог покинуть пределы Украины.
Но уже на следующий день Ющенко в компании других бывших президентов - Леонида Кравчука и Леонида Кучмы принял участие в церемонии памяти жертв Голодомора - главного идеологического детища Виктора Андреевича. При этом изданию «Коммерсанту-Украина» удалось взять комментарий Ющенко по поводу годовщины «оранжевой революции»: бывший глава государства отделался общими фразами о «превращении демократии из декларативной абстракции в реальную политическую практику». Вот, собственно, и все появления экс-президента в медиапространстве со времен голосования. И пока партийный лидер, по словам Ванниковой, «работал у себя в офисе на Подоле», его утомленные безденежьем соратники начали подавать тревожные сигналы. Из областных организаций «Нашей Украины» сообщали о задержках зарплаты активу партии, во Львове местной партячейке за долги отключили телефон и так далее.
На первые подобные заявления Ванникова не замедлила отреагировать постом в Facebook: «Сон разума рождает чудовищ. В эти дни чье-то больное воображение плодит слухи, мол, Виктор Ющенко исчез куда-то, еще и с партийной кассой. Смешно и унизительно комментировать эти глупости». По словам пресс-секретаря, все те однопартийцы, которые желали пообщаться со своим лидером, с ним уже пообщались, в том числе главы областных организаций. Те же, кто говорит иначе, просто пытаются «очернить» Виктора Андреевича, уверена Ванникова.
Но журналисты ей, как водится, не поверили, тем более что оснований для такого недоверия было более чем достаточно. Еще 17 ноября в Киеве должен был пройти политсовет «Нашей Украины», в повестку дня которого планировалось включить отчет исполкома партии о финансовых расходах на проведение парламентской избирательной кампании - 2012, а также вопрос о о погашении задолженности партии перед своими рядовыми членами. В итоге мероприятие так и не состоялось - по данным издания «Аргумент», его сорвал брат Виктора Ющенко - Петр, который накануне обзвонил ряд глав областных партийных организаций, попросив их не приезжать в столицу. Кворум был сорван, и рядовые партийцы - члены участковых комиссий, избирательных штабов - требовавшие отчета о расходах на прошедшие выборы, а также погашения тянущихся еще с 2009 года долгов, так и остались ни с чем.
Здесь нам надо вернуться к событиям трехлетней давности, ведь финансовый кризис в «Нашей Украине» начался еще в то время, когда Ющенко занимал пост президента. В конце 2009 года партия стала испытывать нехватку средств, сотрудники партийного аппарата стали увольняться из-за того, что им не платили зарплату. Позднее против «Нашей Украины» были поданы иски в связи с долгами за аренду помещений и коммунальные платежи. Против местных отделений партии велись судебные разбирательства. Николаевское областное отделение, имевшее долгов на 640 тысяч гривен (около 80 тысяч долларов), было признано банкротом. По данным на 2011 год, долги «Нашей Украины» оценивались в 80 миллионов гривен (около 10 миллионов долларов).
Летом этого года Ющенко, решивший вернуться в большую политику (после поражения на президентских выборах в 2010 году он фактически сошел со сцены), пообещал расплатиться по партийным долгам, но его слова так и остались словами, а к 80 миллионам приплюсовались и пока еще не оцененные долги по последней избирательной кампании.
28 ноября телеканал «1+1» подготовил выпуск программы «Гроши», посвященный денежным трудностям «нашеукраинцев». Телевизионщики, в частности, побеседовали с активисткой Светланой Кочетковой из Южноукраинска, которая поведала, что «Наша Украина» задолжала ей как председателю городской организации, а она, в свою очередь, должна сторонним лицам. «Заключался договор на ту же аренду - только по аренде более 10 тысяч долга осталось. Было сделано так, что заключали договор не непосредственно от партии, а через кого-то, конкретно через меня. То есть долг перед людьми висит, значит, на мне», - рассказала Кочеткова. По ее словам, перед последними парламентскими выборами в центральном аппарате партии пообещали расплатиться с долгами тремя траншами, но воз и ныне там.
Некая «нашеукраинка» Алевтина из Вознесенска в интервью «Грошам» поделилась впечатлениями от встречи с Ющенко, к которому она вместе с другими однопартийцами ездила в Киев выбивать долги: «Такого базарного хамства я от него не ожидала. Как начал он на нас кричать... Он даже не захотел с нами встретиться. Он садился в машину и уже на ходу я его перехватила - говорю: Виктор Андреевич, вы не хотите с нами пообщаться? Он как начал кричать, что «за 2 недели до победы вы мне устроили провокацию». Сказал, что нам сегодня долги вернут, но «я вас больше знать не хочу». Но так нам «сегодня» и не наступило». По словам активистки, за последние годы партия задолжала лично ей 40 тысяч гривен. Более того, как утверждалось в передаче, Ющенко задолжал и кандидатам в депутаты от «Нашей Украины», которых он якобы «сознательно набрал с улиц».
Авторы программы попытались было получить реакцию самого Ющенко или хотя бы Ванниковой на изложенные претензии, но Виктор Андреевич, судя по всему, заперся у себя в поместье под Киевом, а телефон пресс-секретаря не отвечает. В начале ноября тот же «1+1» сообщал, что вокруг фазенды экс-президента, помимо обязательного забора, рабочие выкопали трехметровый ров, чтобы лидера «Нашей Украины» никто не мог побеспокоить. «За забором и сам Виктор Андреевич верхом на коне. Увидев журналистов, президент развернулся к камере спиной», - писал сайт новостной службы телеканала. Очевидно, своей позы главный герой Майдана-2004 с тех пор так и не поменял.