Партия регионов: «Бюджет - это вам не каравай, это булочка»

Депутаты о легитимности принятия бюджета на 2013 год и «угрозах», которые в нем скрыты

6 декабря в качестве завершающего шестой парламентский созыв аккорда депутаты по сокращенной процедуре примут бюджет Украины на 2013 год. В этом уже не сомневаются ни провластные избранники, ни их оппозиционные коллеги, заверяющие, что «провальнее» бюджета еще не было. Если за сокращенную процедуру рассмотрения бюджета было нажато 239 кнопок, то и за сам бюджет нужное количество голосов найдется. Тем более, большинство нардепов даже не будут читать-перелистывать документ на четыреста с лишним страниц. Д ля желающих внести поправки время истекло еще сегодня в 12 часов дня.

Пикантность ситуации заключается еще и в том, что этот бюджет подан Кабмином, который уже пребывал в отставке, и будет принят парламентом, который досиживает последние часы. Чем грозит такая спешка стране, и кто проголосует за бюджет «Главкому» рассказали депутаты и от власти, и от оппозиции.

-- Бюджет – это булочка. Другой пока нет!

{1-}

Михаил Чечетов (Партия регионов)

В четверг бюджет будет проголосован, и страна в новый год вступит с бюджетом. Остальное – детали. Я был практически во всех европейских странах, в Америке, Канаде. Ни в одной демократической стране бюджет не принимается под аплодисменты оппозиции. Везде оппозиция критикует бюджет, говорит, что он самый плохой, какой только мог быть. Мы – власть будем говорить «черное», оппозиция будет говорить «белое». Мы будем говорить «белое», они будут говорить «черное». Но мы руководствуемся одним принципом: собаки лают, а караван идет.

Бюджет на 2013 год реалистичен, прагматичен и адекватен вызовам, которые сегодня стоят перед страной: внутри и извне. Мы живем на пороховой бочке, возле вулкана Везувия - возле Европы. Еврозона валится, Англия хочет выйти из Европейского Союза, на грани банкротства и дефолта Греция. Нужно обезопасить себя от всех европейских катаклизмов.

Бюджет обеспечивает позитивную динамику. Четыре показателя, как корсет, удерживают его. Первый: 3,4 % заложено роста ВВП. Второй: 4,8% инфляция. Потом – 3,2% дефицит бюджета. В Европе он в два-три раза больше. И самое главное – курс гривны. При Тимошенко курс был один к двенадцати. Как только пришел Янукович: один к восьми. Три года все СМИ, все эксперты твердят: курс будет один к двенадцати-пятнадцати. И что? На следующий год – опять один к восьми. В этом талант правительства, и профессионализма Нацбанка: стабильность денежной единицы. А всем горе-экспертам нужно идти в больницы и заниматься экспертизой мочи и кала, а не экспертизой валютного рынка.

Да, бюджет не большой. Мы не говорим, что мы Минобороне дали столько, сколько они хотят, и так далее. Бюджет – не большой каравай хлеба, это булочка. Другой пока нет! Но эта булочка на следующий год будет еще чуть-чуть больше.

А обвинения по поводу того, что на ознакомление с бюджетом дали мало времени – абсурдны. Все депутаты, независимо от политической силы, делятся на две категории: те, кто читают законопроекты, и те, кто не читают. Депутату, который никогда не читает, хоть год давай, - ничего не изменится. А тем, кто читает, будет достаточно и суток. Среди тех, кто проголосует «за» бюджет – люди читающие. В Партии регионов люди читают.

-- Это бюджет коллективной безответственности

{2-}

Ксения Ляпина («НУ-НС»)

Уже сейчас, исходя из голосования за принятие проекта бюджета к рассмотрению, могу спрогнозировать, что он будет принят в четверг. Если брать именно политические силы, то, кроме Партии регионов, за этот документ никто не проголосовал и не проголосует. Но им достаточно и «тушек» для беспрепятственного прохождения документа. Да и те депутаты, которые не попадут в следующий парламент, уже поддержали бюджет – посмотрите только на группу Рыбакова.

Тот факт, что предложен большой бюджетный дефицит, говорит о том, что правительство не договорилось ни о чем с Международным валютным фондом. А также – о том, что это бюджет коллективной безответственности. За него не отвечает Кабмин, потому что он уже в отставке, и не будет отвечать Верховная Рада, потому что фактически она уже заканчивает каденцию. Следующая Верховная Рада, безусловно, скажет, что это плохой бюджет.

Это все выглядит как спецоперация. Правительству просто нужно сейчас провести безответственный, ненадежный документ, который не отвечает действительности, реалиям, и не будет, как таковой, работать.

-- Лучшего бюджета не будет. Что, придет новый парламент и вдруг откопает золото партии?

{3-}

Валерий Баранов, глава бюджетного комитета («Народная партия»)

Существует процедура принятия документа, выписанная бюджетным кодексом – там прописаны все сроки. К сожалению, история Украины знает всего лишь два примера, когда более-менее в рамках бюджетного кодекса принимался бюджет – в 2011 и 2012 году. Во все предыдущие годы, и в этом году бюджет принимается с нарушениями – по разным объективным и субъективным причинам.

Естественно, так как проект бюджета поступил в парламент только утром 4 декабря, до 6 декабря прочесть его депутаты не успеют. Да многие его никогда и не читали. Но, думаю, что бюджет будет принят. И уверен: если бы мы стали обсуждать его по полной процедуре за три чтения, он бы не изменился. Потому что в основном все предложения депутатов сводятся к увеличению расходной части, что не допустимо, иначе в стране и наступит дефолт. Бюджет не сможет быть другим, отличным от того, что есть – мы не можем позволить себе больше, чем зарабатываем. Чтобы он стал другим, в Украине нужно провести целый комплекс радикальных реформ, которые наши расходы сократят, а доходную базу увеличат.

Оппозиция сейчас недовольна бюджетом. Но особенность украинской оппозиции, независимо от того, какая сила ее представляет, заключается в ее деструктивности и популизме. Все проекты, которые касаются бюджета, со стороны оппозиции - чистый популизм, где только и идет речь об увеличении пенсий в два раза, выплатах детям войны 59 миллиардов и прочем. Это не вызывает уважение. Да, бывают отдельные умные законопроекты от оппозиции, но автор у них один: Ганущак. Остальное – полный бред.

Что, придет новый парламент и вдруг найдет 50 или 200 миллиардов доходной части? Откопает золото партии? Найдет нефтеносные скважины? Все равно все придут к тому, что сегодня уже лежит у нас на столе.

-- За все инициативы мы будем платить из своих карманов

{4-}

Евгений Царьков (КПУ)

Одна из причин, по которой Компартия не может поддержать этот бюджет, как и бюджет 2012 года, заключается, в том, что не изменилась стратегия самого бюджетного формирования, а именно, осталась зависимость от Международного валютного фонда.

У страны будут увеличиваться выплаты по кредитам, и расплачиваться за все будут люди – независимо от того, кто какую политсилу поддерживал, и кто где проживает. Все инициативы этого бюджета – лишь банальный экономический нигилизм, потому что за все эти инициативы мы будем платить из своих карманов.

Мы уже видим результаты выполнения бюджета 2012 года. Проблемы есть во всех областях, есть задолженности по многим казначейским платежам. Бюджет 2012 года на сегодня не выполнен, он трещит по швам. Как в такой ситуации можно повышать на 40% доходную часть нового бюджета, не изыскивая дополнительные источники? Страна опять будет вынуждена взять для рефинансирования своего долга определенную сумму у МВФ, тем самым, увеличив выплаты.

Невозможно освоить такой документ за сутки. Афера с процедурой принятия бюджета нарушает легитимность его принятия. За такой короткий срок внести поправки все желающим депутатам невозможно технически. А править там есть что! Но власть просто хочет, чтобы в четверг, 6 декабря, Михаил Чечетов поднял руку, и они также набрали 239 голосов. Все прекрасно понимают, что они эти голоса возьмут – парламент сегодня управляемый: есть «тушканчики», блок Литвина. А вот условно завтра, с новым парламентом могла бы появиться проблема с принятием бюджета.

Так зачем было что-то переносить? Можно было и во вторник, 4 декабря, второй раз поднять руку Чечетову, принять во втором чтении, в целом, и не играть в демократию.

-- Если Кабмин идет в отставку, процедура рассмотрения бюджета прекращается

{5-}

Сергей Сас («БЮТ-«Батькивщина»)

Все, что происходит с бюджетом, - полное беззаконие. Мы получили во вторник утром большую книжку на четыреста с лишним страниц. Проанализировать это все невозможно, оценить невозможно – за данное время. Закон ведь предусматривает, что на ознакомление с текстом депутатам дается четыре дня. Зачем было ограничивать нас до двенадцати часов дня среды? Все делается через колено. Есть же Бюджетный кодекс, в регламенте есть целый раздел, который предусматривает процедуру принятия, есть 96 статья Конституции, которая определяет, когда должен быть внесен проект закона о госбюджете. Все нарушено!

Четко прописано: если Кабмин идет в отставку, прекращается процедура рассмотрения бюджета, если он не внесен вовремя. А ведь еще вечером, накануне его представления, когда уже несколько часов, как была принята отставка премьера, на сайте Рады проекта не было. То есть надо было делать перерыв, ждать, когда сформируется правительство, и начинать процедуру принятия бюджета с чистого листа. Представление, первое, второе чтение, принятие в целом. Нет никаких проблем. Бюджетный кодекс предусматривает: если бюджет не принят до начала года, то основные программы финансируются государством по бюджету предыдущего года первого квартала.

Да и что мешало правительству внести бюджет раньше? Только надо понимать, что внесение предусматривает процедуру регистрации. А не просто: вроде что-то внесли, но нигде не задокументировали! Все – тотальный обман! И это связано с политическими аспектами. Партия регионов не уверена, что этот бюджет в таком варианте, в котором они его предлагают, будет принят новым созывом. Там много депутатов, которые представляют конкретные округа, и сели они не найдут те статьи, которые будут финансировать то, что они пообещали избирателям, принять документ будет очень сложно. А сейчас при помощи «тушек» они его «продавят».