«Тушки» разлетелись. Последний день Рады
Прощание с Верховной Радой шестого созыва - ФОТОРЕПОРТАЖ
Прощание с Верховной Радой шестого созыва несколько затянулось. «Дембельский аккорд» вполне мог сыграть во вторник, но Банковая, столкнувшаяся со сложностями сколачивания большинства в следующем парламенте, решила кровь из носу пропихнуть бюджет-2013 еще в этом созыве. А это означало, что позаседать на неделе придется минимум два раза. Конечно, при желании продавить бюджет можно было и за один присест, но большинство решило соблюсти хотя бы подобие формальностей. Лишь подобие, так как ясно было, что никакого полноценного обсуждения бюджета перед вторым чтением не будет. Также над последним заседанием бродил призрак законопроекта о пресловутом налоге на продажу валюты. Нацбанк руками депутата Шаманова нашаманил снижение ставки с 15 % до 10 %, но такая щедрость все равно мало кого вдохновляла. В итоге, «арбузовщина» не прошла, но об этом чуть ниже.
То, что депутаты не намерены сильно откладывать прощальный сабантуй, было видно из повестки дня, в которой было всего пять вопросов. Первым, естественно, значилось представление главой бюджетного комитета – пролетевшим мимо следующей Рады «литвиновцем» Валерием Барановым – проекта бюджета. Пока Баранов бубнил разные цифры и пункты, а другой неудачник выборов депутат Кармазин стоял напротив него и, прищурившись, что-то черкал в своем бюджетном талмуде, народ в зале занимался своими делами. Так вокруг Арсения Яценюка собралась группка нардепов, которой он что-то втолковывал. После этого будущий лидер фракции «Батькивщины» проследовал на свое отшельничье место под стенкой, по дороге раздав указания Сергею Пашинскому и члену регламентного комитета Сергею Сасу, и уткнулся в айпад. Проходивший мимо Андрея Кожемякина беззаботный «регионал» Эльбрус Тедеев ущипнул его в районе почки, и нардепы, сплетясь руками, изобразили какое-то борцовское приветствие, весело болтая и похлопывая друг друга по плечам. Из общего пофигистического настроения оппозиции было понятно, что препятствовать скоропалительному принятию бюджета она не будет. Никто особо не вникал в бюджетные премудрости и в стане «регионалов»: «златорукий» Михаил Чечетов изучал напечатанную в газете схему рассадки фракций в будущем парламенте, а у него из-за плеча с привычной слегка перекошенной улыбкой выглядывал Вадим Колесниченко. Для последнего рассадка действительно имеет немалое значение, поскольку скандально известный защитник всего русского по умолчанию становится одним из главных объектов для охоты у нетолерантных «свободовцев».
Когда Баранов, наконец, завершил свой спич, который никто, кроме Кармазина, не слушал, к нему подошел сияющий коллега по бюджетному комитету Олег Ляшко и парочка долго о чем-то переговаривалась. Пан Олег вообще в этот день был очень сентиментален: долго и душевно жал руку «тушке» Юрию Полунееву, лобызал Катерину Лукьянову, веселил Наталью Королевскую… Всех их в следующем парламенте, в отличие от импозантного Ляшко, уже не будет. Правда, Королевская, как известно, собралась в президенты, но еще планирует повыгуливать наряды в Раде, если победит на перевыборах в одном из пяти проблемных округов.
Оппозиция, как и следовало ожидать, проект бюджета разгромила. Николай Томенко «разоблачил» схему, по которой власть склонила к голосованию депутатов, выделив каждому из них средства в их округа. И удивился, что у большинства депутатов нет на столах проекта бюджета, за который они собираются жать кнопки. Яценюк назвал бюджет непрофессиональным, несправедливым и неэффективным, напугав, что на каждого украинца приходится более 13 тысяч гривен внешнего долга по сравнению с 6 тысячами в старые добрые «оранжевые» времена.
«Основное бремя по уплате налогов ложится на граждан Украины, с которых дополнительно украинских взыщут 1 миллиард гривен! – сыпал цифрами Арсений. – В противовес предприятиям, которые принадлежат Партии регионов, которые заплатят на 1,6 миллиарда налога на прибыль меньше, чем в том году. При этом средняя зарплата и прожиточный минимум выросли на 12 и 13 гривен».
Миссия «регионала» Владислава Лукьянова из бюджетного комитета была вполне понятна – ему нужно было сказать пару слов в защиту всеми раскритикованного документа.
«Впервые в истории Украины мы приняли бюджет… – бодро начал парламентский «джеймсбонд» и закашлялся. Помогло промывание горла водичкой. – … который можно реалистично исполнить».
Не обошлось без любимой мантры «регионалов» – Лукьянов призвал поддержать правительство и стабильность. При этом, правда, непонятно было, какое правительство имелось в виду, так как Президент совсем недавно отставил Азарова и Ко. Об этом напомнила коммунистка Алла Александровская, обозвав бюджет олигархическим и призвав взвалить эту ношу на плечи будущего парламента.
Но процесс уже был запущен и все эти стенания мало на кого могли подействовать. Уж точно не на склонного к душевным терзаниям в таких вопросах спикера. После экспресс-«обсуждения» Литвин без всякого рассмотрения поправок поставил главный финансовый документ на голосование и со счетом 242 «за» на 69 «против» парламент поддержал «правительство и стабильность». Оппозиции в этот день было даже лень покричать «ганьба».
Сразу после голосования Литвин объявил перерыв по просьбе оппозиционных фракций якобы для согласования технических вопросов закрытия парламента. В повестке значилось еще несколько законопроектов и постановлений. Но больше всего волновал законопроект, которого в повестке не было, – тот самый валютный. Тем более что спикер намекнул, что он вполне может быть сегодня рассмотрен. Обошлось. Причем «регионалы» шепотом признавались, что на него просто не наскребли голосов, несмотря на «пропесочивание» на самом высшем уровне.
«Я, например, свою карточку забрал и голосовать не собираюсь», – заговорщичецки рассказывал один «регионал», продливший свое пребывание в парламенте, другому, для которого сегодняшний «дембель» был более болезненным.
Но главным сюрпризом стало принятие закона «О внесении изменений в регламент Верховной Рады Украины», причем 71 голос из 338-ми дали фракции оппозиции. Напомним, оппозиция игнорировала заседания рабочей группы по подготовке работы следующего парламента, требуя принятия закона о персональном голосовании депутатов. И формальный выход из клинча был найден: парламент проголосовал за законопроект авторства «регионала» Макеенко, где в пакете прошел запрет нардепам голосовать друг за друга и запреты блокировать парламентскую трибуну и препятствовать голосованию других депутатов. Правда, этот закон больше похож на попытку просто мирно завершить эту каденцию, поскольку никаких конкретных кар для его нарушителей не предусмотрено. Непонятно пока и то, каким образом новая электронная система сможет действительно «унеможливити» голосование за соседа, что обещано в законе. Во всяком случае, лидер «региональной» фракции затруднился сказать, как организовать персональное голосование на практике.
Но оппозиции таким образом удалось сохранить лицо и включиться в работу группы по организации работы будущей Рады. Николай Мартыненко уже заявил, что оппозицию не устраивает рассадка, которую нарисовали без ее участия, и потребовал пост вице-спикера, на что уже намекали «регионалы». Деятельность же этой Рады под крики «гимн давай» фактически была прекращена сразу после изменений в регламент. Литвин молвил последнее слово, в котором успел пожаловаться на свою нелегкую долю.
«Я более всего ответственен за нынешний уровень парламентаризма в Украине, хотя председатель Верховной Рады при украинской ситуации и атмосфере – бессловесный представитель всех, кроме самого себя. Он – дирижер без палочки и оркестра», – причитал спикер. – Родившись в муках, парламент, который отходит в прошлое, практически сразу попал в водоворот мощных политических штормов и ветров как внутри страны, так и за ее пределами».
В конце сеанса самобичевания Литвина появились нотки раздвоения личности: «Главным оппонентом председателя Верховной Рады все эти годы я был сам себе. Нет большего критика действий и решений Владимира Литвина, чем Владимир Литвин».
Владимир Михайлович, надо отдать ему должное, на протяжении своей речи ни разу не всплакнул, депутаты отслушали гимн, совершили групповое фотографирование на расчищенных от снега ступеньках и разошлись отмечать неординарное событие. В близлежащих печерских магазинчиках особенной популярностью пользовались водка и сосиски, за которыми в очередях стояли если не сами нардепы, то их помощники.
-- Они не вернутся
Многие из не попавших в следующий созыв депутатов вроде Тараса Стецькива, Андрея Шкиля, Кирилла Куликова, Сергея Головатого просто проигнорировали последнее заседание парламента. Но большинство все-таки не упустило случая в последний раз погреться под лучами журналистских объективов и откровенничало насчет того, по чему из своей парламентской жизни будет больше всего скучать, оказавшись за стенами Рады.
Александр Бондарь, НУНС
Наверно, буду скучать по работе, потому что сейчас стану безработным. Вообще я, скорее всего, буду возглавлять экспертную группу фракции «Свобода». Насколько эта работа будет плодотворной и насколько она будет меня устраивать, я еще не знаю. Для этого надо, чтобы «Свобода» выдвигала много экономических вопросов, а иначе мне там нечего делать. Я подготовил во время избирательной кампании пять законов и посмотрим, насколько они их будут активно подавать и пробивать. А без всяких эфиров я обойдусь – меня все равно все эти годы узнавали как экс-главу Фонда госимущества. За те времена я стал гораздо известней, чем за годы депутатства.
Сергей Луценко, НУНС
Я не успел почувствовать себя депутатом и вообще жалею, что в этом зале нахожусь. С точки зрения законодательной деятельности текущий парламент на парламент не похож. Что касается депутатства Ирины (жены экс-министра МВД Юрия Луценко, «Главком»), то кто-то же должен заниматься проблемой Юрия Луценко, поэтому ее место именно здесь. Она наметила себе правозащитную линию, и с ее опытом, думаю, у нее получится.
Максим Луцкий, Партия регионов
По коллегам буду скучать, которых буду реже видеть, но для меня нет проблемы встретиться с ними в другом месте. Парламент – это все-таки был этап в жизни, в течение которого образовались некоторые устои, а сейчас они будут меняться. Но приспособимся. Может быть, пойду баллотироваться в Киевсовет – я же боевая единица и никакой работы не боюсь.
Иван Заяц, НУНС
У меня никакой ломки не будет. Как человек демократических взглядов я считаю, что власть в демократической системе должна даваться на определенный период. Хотя для меня политическая деятельность – это профессия, и понятно, что теперь найти себя вне парламента будет значительно сложней и определенные проблемы возникнут. Я буду оставаться в оппозиционной нише – а это и партийная работа, и общественная деятельность. В этой сфере я и найду себе работу.
Евгений Царьков, КПУ
У депутатов шестого созыва с точки зрения доступа к парламенту никаких проблем нет. Остается и фракция, с помощью которой я могу реализовать какие-то свои политические амбиции. В списке прошел мой зам по Одесской области, поэтому все остается на своих местах.
Конечно, будущему составу парламента не позавидуешь, потому что не дай Бог «Свобода» будет себя неадекватно вести – оскорблять наших ветеранов, нашу память. Я бы в этом случае не молчал и не улыбался. Поэтому переживаю, как будут наша фракция и вообще депутаты будущего созыва противостоять «оранжево-коричневой» группировке.
Валерий Бондик, Партия регионов
Скорее, не по чему буду скучать, а по кому. По ребятам, с которыми работал вместе, в том числе, и из оппозиции. Вот мне, например, сегодня было приятно, когда ко мне подошел Юрий Ганущак и сказал, что ему понравилось быть со мной на дискуссии на одном из телеканалов. Никакой вражды нет.
Тарас Чорновил, внефракционный
Когда я не прошел на этих выборах, один день у меня было плохое настроение. Но потом, когда начал оценивать, у меня появилось столько позитивных эмоций, оттого что я не буду принимать участие в происходящем в следующем парламенте. Наверно, будет не столько какая-то грусть, сколько замена старых привычек новыми. Например, я привык с 9 утра до 10 вечера сидеть у себя в кабинете. Я себе дома в комнату даже интернет не проводил. Но теперь придется приучать себя работать не в кабинете, а на кухне – а это уже смена привычки. К тому же, когда ты можешь дома спокойно встать не в 6 утра, как обычно, а в 10–11, заставить себя встать пораньше сложно. Вот за этим рабочим режимом я, наверное, и буду скучать. А если за чем-то еще заскучаю, то приду сюда в курилку и тут развлекусь.