Большой секрет Виктора Януковича

Что скрывается за последними заявлениями президента о Таможенном союзе

Похоже, конец года пройдет для Украины под знаком Таможенного союза. Виктор Янукович, ранее камуфлировавший возможное сотрудничество Киева с этой организацией загадочной формулой «3+1», в Ашхабаде заявил о присоединении к «некоторым положениям ТС», а в интервью индийскому изданию The Hindu повторил, что уже сейчас Украина гармонизирует свое законодательство, нормы и правила в соответствии с требованиями ТС: «Это долгий путь, но если мы не сделаем этого, то наши производители столкнуться с дискриминацией и потеряют рынок». О глубине интеграции в союз России, Беларуси и Казахстана Янукович сказать затруднился. Пока что.

Этого следовало ожидать. Замораживание по известным причинам диалога с Западом и тающие на глазах золото-валютные резервы заставляют власть всячески извращаться в поисках свободных средств. Креатив Нацбанка по насильному принуждению к гривне путем введения налога на продажу баксов пока спущены на тормозах, но вопрос притока валюты в страну это не снимает. Пока заморожены переговоры с МВФ, взоры Банковой обращены на Россию, которая не так щепетильна при выборе заемщиков. Ирина Акимова из Администрации Президента не скрывает, что углубление интеграции с ТС поможет Украине получить дополнительные кредитные ресурсы.

Есть для Киева соблазн решить и оставшийся после «попередникив» наболевший газовый вопрос. В ноябре директор первого департамента стран СНГ МИД России Михаил Евдокимов заявлял, что в случае вступления в ТС Украина получит газ по $160 за тысячу кубов. Предположим, что цифра эта весьма оптимистична, но даже снижение цены до циркулирующих ныне на уровне слухов $300 – серьезное подспорье. Опять же на уровне слухов появилась информация, что на 17–18 декабря запланирован визит Виктора Януковича в Москву, где, по идее, можно ожидать новых сенсационных заявлений с большей долей конкретики.

Российская сторона, в общем-то, не скрывает, что хочет любыми способами затянуть Украину в новосозданный союз. Выбрав показательную тактику внешнего невмешательства во внутриукраинские процессы (если не считать невнятных телодвижений кума российского президента Виктора Медведчука) и по полной пользуясь просчетами украинского руководства, Кремль просто ждет, пока обессилевший Киев сам падет к его ногам. Так советник Путина Сергей Глазьев, отвечающий за евразийские интеграционные проекты, пугает Украину экономической катастрофой и уверяет, что участие в Таможенном союзе сходу даст Украине 9 миллиардов долларов в торговом балансе. При этом Глазьев сетует, что Киев пока не готов обсуждать вступление в ТС, но выражает надежду, что к 2015-му году этот вопрос решится.

Нынешнее поведение Виктора Януковича, похоже, стало сюрпризом даже для многих во власти. Так, по информации источников «Главкома, в МИДе, буквально месяц назад четко заявлявшем, что вопрос о вступлении Украины в ТС не стоит в повестке дня, мягко говоря, удивлены происходящим, более того – ведомство Константина Грищенко практически отстранено от процесса. А первый вице-премьер Валерий Хорошковский, некогда считавшийся чуть ли не «российским шпионом», разродился в «Зеркале недели» статьей о необратимости евроинтеграции, что в нынешних условиях выглядит то ли фрондой, то ли издевательством.

Очевидно, что скорейшее подписание соглашения о ЗСТ с ЕС практически хоронит потенциальный роман Украины и Таможенного союза. Совет ЕС уже высказал свои пожелания, при выполнении которых возможно подписание соглашения об Ассоциации – это и движение вперед в вопросе выборочного правосудия, и исполнение заявленные реформ. Если в выполнении этих крайне затруднительных для украинской стороны условий будет заметен прогресс, то соглашение об Ассоциации может быть подписано во время Вильнюсского саммита Восточного партнерства в ноябре 2013 года.

Другое дело, что никто пока не может представить, в каком состоянии будет Украина к этому времени и насколько необратимо продвинется в «гармонизации» отношений со своим северным партнером. «Регионал» Алексей Плотников, который в ушедшей Раде возглавлял подкомитет по вопросам международной экономической политики, призывает не спешить с выводами и уверяет, что никто ни в какой Таможенный союз не собирается. Но, понятно, нужно сделать скидку на то, что свита вполне может быть не в курсе стратегических планов своего Лидера.

Алексей Витальевич, как бы вы могли прокомментировать слова Виктора Януковича о гармонизации нашего законодательства с нормами Таможенного союза? Ведь ранее Россия намекала, что такие половинчатые решения ее не устраивают – или полное членство Украины в союзе или на общих основаниях. То есть мы фактически вступаем в Таможенный союз?

В данном случае мы пытаемся максимально использовать преимущества, которые дает сотрудничество с Таможенным Союзом. Речь не идет о вступлении, а лишь о том, чтобы попытаться максимизировать позитив, который нам в принципе дает Таможенный Союз – это соседние государства, с которыми у нас соответствующий объем внешнеэкономической деятельности. То есть я усматриваю только такую форму.

{-1}

А какие это конкретно моменты, по которым мы можем «гармонизировать» законодательство?

Понимаете, позиция Россия не изменилась – она не идет на формулу «3+1», а только на полноценное членство. Поэтому то, в какой форме Украина может сотрудничать с Таможенным союзом, не вступая в него, и остается предметом переговоров.

То есть разговоры о том, что Янукович уже «вступает» Украину в ТС, – спекуляции?

Это говорят те, кому хочется разболтать ситуацию, чтобы власть развернулась и поменяла вектор. В принципе, волна этих слухов всегда существовала в нашем информационном поле.

На ваш взгляд, удастся ли решить во время переговоров о Таможенном союзе самый болезненный вопрос – газовый?

Переговоры по газу идут уже не первый год и здесь есть варианты как связанные с Таможенным союзом, так и не связанные с ним. Поэтому я не стал бы рассматривать вопрос ценообразования на газ исключительно в этом ракурсе.

Снижение дотаций «Нафтогазу» в бюджете на 2013-й свидетельствует о том, что Киев рассчитывает на снижение цены на газ?

Я бы не стал утверждать, что конкретно планируются какие-то параметры снижения, но, естественно хотелось бы, чтобы цена была ниже, – это очевидно.

Как будет согласовываться «гармонизация» наших отношений с ТС с подписанием договора о Зоне свободной торговли?

По соглашению о ЗСТ, думаю, нет каких-то претензий и никто не будет его пересматривать. Его подписание застопорилось по неэкономическим причинам.

Так интеграция с ТС не помешает переговорам на этом фронте?

Вот вы сразу прицепили мне термин «интеграция». Мы же с вами ведем беседу о формах сотрудничества – речь о том, что мы вступаем в Таможенный союз, не идет. Нет ни политического, ни экономического решения о том, что мы внезапно идем в ТС.

В чем, на ваш взгляд, выгода России от вступления Украины в ТС, раз она так усердно рекомендует нам туда вступать?

Здесь скорее геополитические выгоды: все-таки Украина – это бывшая советская республика. Да и с украинским рынком россиянам выгодней работать, чем с Евросоюзом, где свои стандарты.

Можно говорить, что сохранение на премьерском посту Азарова, который всегда позитивно высказывался о Таможенном союзе, это реверанс в сторону Москвы?

Я не комментирую кадровые позиции.

Каким, в принципе, образом может решаться вопрос вступления в Таможенный союз?

По Конституции – это надгосударственное формирование, поэтому нужно вносить соответствующие изменения в Конституцию. А с учетом того, что у нас принят закон о референдуме, логично было бы провести референдум.