Азаров попал в «обезьянник». Репортаж из Рады

Теперь у регионалов свои не только президент и премьер, но и спикер

Новая Верховная Рада начала совсем уж с места с карьер. По сравнению с тем, как буквально неделю назад рука Чечетова уныло домахивала в парламенте прошлого созыва, события среды-четверга даже слегка утомили своей насыщенностью. В среду 12 декабря оппозиция, в составе которой особо выделялись боевые «свободовцы», не дала подойти ни к выбору президиума парламента, ни тем более к освящению нового премьерского срока Николая Азарова. Ходивший в тот день по коридорам «регионал-затейник» Дмитрий Шенцев, который является обязательным участником всех парламентских потасовок, был мрачнее тучи.

«Не хотелось бы до драки доводить», – задумчиво говорил он «Главкому» на вопрос, собирается ли Партия регионов разблокировать трибуну для решения своих насущных вопросов. Опасения Шенцева были понятны, поскольку даже наличие в парламентском зале такого авторитетного драчуна как Дмитрий Саламатин не особо увеличивало шансы «регионалов» на победу в физическом противостоянии с новичками со «Свободы». Поэтому решение спикерско-премьерского вопроса после совещания лидеров фракций решено было перенести на четверг, 13-е число. Может быть, у власти была надежда, что оппозиция уже достаточно поработала на телекартинку и с утра будет не так кровожадна.

Надежды оправдались лишь частично. Оппозиция дала сделать «регионалам» то, что они хотели, но крови попила изрядно. Александр Ефремов, который сохранил место председательствующего в президиуме, поскольку не закрывал предыдущее заседание, сходу предложил перейти к обсуждению кандидатуры спикера, и Рада проголосовала за продолжение пленарного заседания до окончания рассмотрения вопроса о комитетах.

Оппозиция тем временем продолжала требовать персонального голосования, поскольку заметила, что при голосовании о переходе к обсуждению спикерского вопроса многие «регионалы» голосовали за соседей. Что неудивительно: буквально вчера «Главком» стал свидетелем того, как один из главных «регионалов»-прогульщиков отдал свою карточку «на хранение» Валерию Писаренко. Ефремов закрыл глаза на заявления из правой от него части зала о нарушении Конституции и дал слово единственному кандидату в спикеры от ПР – Владимиру Рыбаку. Рыбак несмело начал чтение своего обращения – и тут началось. Оппозиция уже по протоптанной дорожке кинулась к трибуне, с другой стороны ринулись их оппоненты. Видео этого достаточно жестокого (чего стоит хотя бы избиение ногами «регионалами» Колесниченко и Онищенко лежавшего за трибуной «батькивщиновца» Олега Медуницы) сражения можно увидеть здесь . В итоге, Ефремов под присмотром очутившегося в президиуме Олега Тягнибока объявил перерыв на полчаса и, хотя страсти еще долго не улегались, в итоге нардепы разошлись. Интересно, что на лицах как тех, так и других гуляли улыбки, хотя со стороны «качели» смотрелись весьма натурально. Виталий Кличко, в отличие от других оппозиционных лидеров, уже привычно наблюдал за происходящим со стороны. Экс-спикер Владимир Литвин выглядел весьма довольным, кажется, радуясь тому, что теперь не он будет в центре парламентских потасовок.

Общение во время передышки с нардепами и с той, и с другой стороны не оставляло сомнений, что спикер сегодня будет избран. Те же «свободовцы» не спорили, что у «регионалов» есть большинство с запасом и лишь недоумевали, зачем оппоненты сами нарываются, голосуя карточками «тушек» и тыкая в соседние кнопки.

Когда заседание снова началось и после повторения призывов о персональном голосовании Рыбак заново попытался начать речь, оппозиция снова сбила его с толку. Под куполом была замечена «тушка» Табалов-старший и внимание зала переключилось на него. «Тушку – геть!», «Зрадник» – раздалось в адрес спрятавшегося за колоннами Табалова. Получающая парламентский опыт Таисия Повалий задумчиво отстукивала пальчиками в такт оппозиционным лозунгам. Застывший в это время на трибуне Рыбак, похоже, не совсем понимая, что на этот раз происходит, растерянно озирался на Ефремова. В итоге, потенциальный спикер начал читать свою «промову», но в зале происходили куда более интересные события. Все три лидера оппозиционных фракций начали вести беседу с Ефремовым по поводу карточек Табаловых. Ефремов только разводил руками: «А что я могу сделать?» Тут произошел сюрприз: в одной из чиновничьих лож появился несостоявшийся депутат – Секретарь СНБО Андрей Клюев, которого молва считает ответственным за формирование большинства. Клюев изрядно нервничал, наблюдая за происходящим, слоняясь туда-сюда по ложе и грозно зыркая из-под очков. К нему подошел Яценюк и долго что-то рассказывал, тыкая в сторону Табалова, поговорил с Клюевым и Кличко. Подошли проконсультироваться и руководители «боевого загона» – Шенцев и Шуфрич.

Тем временем Рыбак дочитал свое обращение и стал ожидать вопросов из зала. Тягнибок заявил, что язык не поворачивается задавать вопросы, пока в зале «тушка» и «негодяй». «Регионал» Стоян спросил что-то про соцстандарты, и Рыбак в своем обычном ключе примирительно призвал всех: «Выборы прошли, давайте поддержим Президента и будем работать». При упоминании Президента в оппозиционной части зала раздался недовольный гул, к Рыбаку подскочила Анна Герман и, видимо, посоветовала лишний раз Президента всуе не упоминать. Зато Рыбак явно решил подыграть оппозиции, когда заявил, что согласен с ней в вопросе о персональном голосовании: «Нет времени – иди на другую работу». Правда, каким образом персональное голосование будет контролироваться, кандидат на спикерство уточнить не смог, призвав к дискуссиям и рассмотрению этого вопроса на комитете.

Яценюк тем временем дал своей фракции команду усаживаться по местам. Ефремов объявил, что Табалов добровольно отдал ему свою карточку и поблагодарил его за это. И хотя после окончания заседания скандальный нардеп уже демонстрировал возвращенную карточку журналистам, свою маленькую победу оппозиция праздновала.

Ирина Фарион, которая вполне может перехватить звание главного «тролля» парламента у Вадима Колесниченко, подняла вопрос использования негосударственного языка в парламенте и попросила обеспечить «регионалов», которые не владеют государственным языком, подручной литературой. Правда, Рыбак явно разочаровал оппозицию своим ответом, что не видит большой беды в общении в сессионном зале на русском языке.

За «русский язык» «свободовцы» попытались отыграться на все том же Колесниченко. Когда он вышел и начал говорить на выстраданном «региональном», к трибуне с потянулись Фарион с Юрием Михальчишиным. Так как добираться с парламентской галерки им было не близко, «регионалы» успели сгруппироваться и отбить атаку, устроив очередную свалку депутатских тел на подступах к президиуму. Несмотря на боевые условия с правой от него стороны, Колесниченко с довольным видом завершил свою речь, которую никто не слышал, и ушел на место. Больше от греха подальше ему слова в этот день не давали.

«Что-то нам сегодня Андрей Первозванный не помогает», – улыбаясь, пробормотал Ефремов, когда очередная тянучка рассосалась. Петр Симоненко, все эти дни просидевший в президиуме с озадаченным видом, в своем выступлении «по мотивам Рыбака» пожаловался, что парламент «превратили в обезьянник» и обвинил «Свободу» в том, что она украла программу Компартии. Досталось и Яценюку – Петр Николаевич припомнил его беспомощность в бытность руководителем парламента. Как и следовало ожидать, за Рыбака коммунисты пообещали проголосовать.

Немилосердно «потроллил» несчастного Яценюка и самый активный представитель мажоритарщиков Олег Ляшко, который предложил ввести в оборот новый неологизм «Тушки Кролика». «Свободу» же «радикал» пожурил, что ее не в меру ретивые нардепы выбили зубы прапорщику во время сноса забора под Радой.

«Иди выбей зубы Азарову или Януковичу!», – призвал раздухарившийся радикал. Азаров в это время сидел в ложе, как и Янукович. Младший. Пассаж Ляшко они наверняка оценили.

Само голосование за кандидатуру спикера обошлось без приключений. Рыбак получил 250 голосов (помимо «регионалов» и коммунистов, 11 внефракционных), букет, с которым работники парламента носились уже второй день, и уселся на своем новом месте. Свою работу он, расслабившись и поддавшись общему настроению, также начал с небольшого баловства: начал говорить по-русски, но, услышав ожидаемую реакцию, быстро перешел на украинский.

«Я извиняюсь, – заулыбался Рыбак. – В Ивано-Франковске меня научили говорить по-украински, поэтому буду исключительно на государственном».

Выборы первого вице-спикера и вице-спикера обошлись без сюрпризов. Место по правую руку от Рыбака занял коммунист Игорь Калетник, подвинувший Адама Мартынюка, а по левую сел «свободовец» Руслан Кошулинский. Свинью Калетнику решила подложить… Анна Герман, которая потребовала от него отреагировать на подзабытые уже слова экс-нардепа Царькова о том, что НКВД в свое время мало расстреливал украинцев. Такой пас из «бело-голубого» лагеря подхватил «свободовец» Игорь Мирошниченко, который заодно погонял Калетника по нестыковкам в его биографии и количеству отпрысков. Пообещав исправить и дополнить сведения в своем представлении и образно съехав с вопроса об «энкэвэдистах», Калетник свой мини-экзамен прошел и уселся в президиуме. Кошулинскому вопросов о этимологии слова любимого среди свободовцев слова «жид» никому задать не удалось, поскольку за его кандидатуру голосовали без обсуждения, и она набрала наибольшее в этот день количество голосов – целых 305. Что логично, так как за нее проголосовало, помимо оппозиции, 126 «регионалов».

К тому времени представление и голосование за нового премьера, которое, по идее, должно было бы стать гвоздем программы, воспринималось уже как скучная обязательная программа. Сам Николай Янович, сложилось ощущение, вышел на трибуну как на унижение, которое кровь из носу нужно пережить, и, оттарабанив по бумажке свое обращение, на заковыристые вопросы оппозиционеров отвечал без энтузиазма, лишь бы в очередной раз не нагнетать ситуацию в зале. Даже на откровенный «наезд Фарион» («Как помочь вам овладеть украинским языком? Как педагог я вижу проблему в двух контекстах: язык не знают или политически предвзятые, или умственно отсталые») Азаров, посупившись, согласился усовершенствовать свое знание «мовы». И надо отдать ему должное, даже отвечая на вопросы, в меру своих умений пытался отвечать по-украински.

Вспылил он единожды, когда услышал от Юрия Михальчишина вопрос, почему Донецк получает больше всего субвенций из бюджета.

«Это Львов жалуется? – уточнил Николай Янович. – Да за 2,5 года он получил в 10 раз больше субвенций, чем Запорожье!».

«Свободовцы» что-то заголосили о раскраденных самими же «донецкими» деньгах, выделенных под Евро, но Азаров потерял интерес к дискуссии и закрыл ее ответом, что все происходило в рамках законодательства.

Украшением же «премьериады» стало выступление Петра Симоненко, который всю речь гневно обличал правительство Азарова в невыполнении обещаний, а под конец пообещал поддержать его кандидатуру, чтобы тот, наконец, свои обещания выполнил. Еще совсем недавно Компартия всячески отнекивалась от Азарова, но, похоже, необходимые аргументы у власти нашлись. По слухам, помимо поста первого вице-спикера, это еще и руководство тремя комитетами плюс пост первого зама в ключевом бюджетном и пост замминистра в Минздраве. Конечно, до одной таможни, которую оставил Калетник, не дотягивает, но все-таки…

В итоге, табло, показало цифру 252, Николай Янович облегченно вздохнул и покинул столь недружелюбную атмосферу. Было еще пресловутое видеообращение Президента, на котором оппозиция ушла из зала, и голосование за количество комитетов, которые еще предстоит поделить.

Ударно поработав, депутаты разошлись до вторника. На площадке перед парламентом некоторых из них встречал довольный партнер Рината Ахметова по бизнесу Вадим Новинский.

«Привет олигархической власти», – расплывался в улыбке бородатый бизнесмен.

Два первых парламентских дня позволяют говорить о нескольких важных тенденциях.

Технология «рука Чечетова» в этом парламенте серьезно осложняется. Если оппозиция все-таки будет принципиальна в своем намерении любыми методами добиваться персонального голосования, то собирать голоса большинству придется буквально по крупицам. А судя по поступку Павла Балоги, который едва войдя во фракцию ПР, сразу вышел из нее, пока непонятно, насколько большинство может быть стабильным. Кстати, если кто забыл, «регионалы» в свое время также использовали технологию персонального голосования, только в своих целях – когда «вставанием» избиралась премьер Тимошенко. Бумеранг возвращается обратно.

И уже очевидно, что все попытки «регионалов» сэкономить на коммунистах потерпели крах. Именно «комми» из нынешней ситуации получили наибольшую выгоду и должны благодарить за это оппозицию. Чем жестче она будет контролировать личное голосование и бороться с «тушками», тем ценнее будут голоса дисциплинированной КПУ.

А судя по первым дням, сейчас оппозиция просто физически сильнее и «безбашеннее», чем «регионалы» и их сателлиты. Ей даже не нужно заранее блокировать президиум – она вполне в состоянии взять его штурмом, если увидит, что что-то идет не так. А это означает, что провести через парламент, как раньше что угодно у власти уже не получится и на «хотелки» меньшинства придется обращать внимание.

Говорить, что в страну возвращается парламентаризм, еще рано. Но то, что законодательный орган снова привлекает к себе внимание, которого по известным причинам был практически лишен в последние годы, уже заметно.