Колесникову - «хюндай»?
Эта зима поставит крест на эксперименте с корейскими поездами?
Введение скоростного железнодорожного движения в Украине изначально воспринималось у нас с настороженностью и скепсисом. Помимо недоверчивого менталитета украинцев, в этом была виновата неуклюжесть чиновников, отвечавших за реформу железной дороги. Дорогостоящие корейские поезда, из-за которых были отменены многие привычные рейсы, изначально стали объектом пристального внимания, и любая их поломка активно обсуждалась и высмеивалась в СМИ и в социальных сетях. А глава Минтранса Борис Колесников вынужден был сбивчиво оправдываться, что, мол, техника новая и, как для всего нового, требуется определенный период адаптации. Дабы народ не сильно роптал, цены на «скоростные» билеты освободили от НДС и была разработана система возврата части стоимости билета, если поезд задерживался совсем уж безбожно.
Но то, что происходит с «хюндаями» в последние зимние дни, не лезет уже ни в какие ворота. Напомним небольшую хронику злоключений корейских поездов, которую можно почерпнуть как из сообщений «Укразлизницы», так и куда более полно из впечатлений очевидцев в социальных сетях.
5 декабря в 20:27 поезд «Киев – Харьков» застрял в Полтавской области из-за поломки пантографа. На устранение неполадки потребовалось три часа. Из-за «хюндая» вынужденные остановки на незначительное время сделали некоторые другие поезда.
8 декабря вышел из строя поезд «Днепропетровск – Киев». «Хюндай» отбуксировали обычным тепловозом, а пассажиров пересадили на другой корейский поезд, пригнанный из Киева. В итоге поездка до Киева для любителей скорости получилась почти на три часа дольше запланированной.
12 декабря не повезло уже «донецким». Причем поломались сразу два поезда – один ехал из Киева в Донецк, другой – наоборот. Проблема усугубилась тем, что поезд «Донецк – Киев» застрял в чистом поле, а в салоне отключилось электричество и отопление. По свидетельствам пассажиров, это продолжалось около четырех часов, потом «хюндай» отбуксировали до Лозовой, откуда на другом поезде отправили в Киеве.
14 декабря не уехали в рейс «хюндаи» «Донецк – Киев» и «Киев – Харьков». Первый заменили обычным поездом, второй – старым крюковским «экспрессом». Поступали сообщения о проблемах у еще двух корейских поездов.
16 декабря вместо поезда «хюндай» «Львов-Киев» на перрон также подали обычный поезд.
17 декабря на станции Шевченко надолго застрял «экспресс» «Днепропетровск – Киев».
А зима ведь только началась. Причины таких задержек, когда модные скоростные поезда вынужденно тянут старенькими тепловозами, железнодорожники называли разные: кроме упомянутой поломки пантографа, отсутствие воздуха в компрессоре, обледенение проводов, падение деревьев, разрыв контактного провода… Погодные условия в Украине сейчас действительно не способствуют межгородскому сообщению, но из-за особенностей «хюндаев» с их полной автоматикой пассажиры вынуждены мерзнуть и сидеть в потемках, часами дожидаясь подмоги, в то время как «обычные поезда» более гибкие в этом отношении. Можно ли было предусмотреть эти проблемы еще до закупки «хюндаев» и обещаний вскоре отдать корейцам все наше железнодорожное сообщение? До того как были закуплены 10 электропоездов общей стоимостью $307 млн., а центр по обслуживанию корейских поездов обошелся государству примерно в миллиард гривень?
Эксперимент с «корейцами» в августе фактически признал неудачным премьер Николай Азаров, когда заявил, что далее государство будет закупать только поезда производства Крюковского вагоностроительного завода. Но, несмотря на то, что «крюковцы» проводят впечатляющие испытания своего скоростного поезда, его реальные возможности пока не известны. Не говоря уже о массовом производстве.
Бросая сейчас все шишки в Колесникова, мало кто вспоминает, что «железнодорожные» контакты с корейцами были заведены еще правительством Тимошенко. Но тогдашний министр транспорта Иосиф Винский уверен, что Колесников и Ко извратили его идеи, и считает, что в истории с «хюндаями» кто-то явно поимел свой «гешефт».
– Это же не специально для Украины разработанные поезда, а серийная техника, которая прекрасно работает в Корее, – говорит Винский. – Поэтому выводы могут быть только такие: во-первых, «Укразилизниця» не готова к эксплуатации в кадровом и техническом вопросах, и, во-вторых, очевидно, что при закупке произошли какие-то вещи, которые позволили корейцам сбыть нам технически несовершенную технику. В этом направлении и надо разбираться.
Ситуацию, во всяком случае, в первой части, можно исправить путем более совершенной работы «Укрзализницы» с этой техникой. Я считаю, что «Хюндай» – более прогрессивный поезд, чем те, что были у нас до тех пор, но с ним надо работать.
Переговоры по пуску «хюндаев» начались еще в вашу бытность главой Минтранса.
Да, но мы вели разговор о том, что эти поезда будем делать у нас в Украине, с большой долей локализации. Я хотел, чтобы Украина производила на своей территории более совершенную технику для перевозки людей. И во время производства этих поездов у нас появились бы и техническая база, и квалифицированные люди, которые бы своими руками их собирали. Мы уже выходили на завершающую стадию, но я подал в отставку и ситуация была заморожена. Нам завезли готовые поезда, а поскольку техника сложная, понятно, что она начала давать сбои.
Нынешняя эпидемия поломок зависят от снижения температуры воздуха? Поскольку на «родине» «Хюндай» – в Южной Корее – морозная зима тоже не в диковинку...
Конечно, зимой проще тянуть на веревке деревянную колоду, которая не ломается (смеется). Понятно, что чем техника сложнее, тем больше она реагирует на погодные условия. Но для этого нужны люди, которые должны эксплуатировать ее соответствующим образом. Вы же прекрасно понимаете, что если поезд на ходу, то у него внутри нормальная температура и приборы работают в нормальном режиме.
Так а что сейчас делать? Отказаться от «хюндаев» хотя бы до потепления и запустить проверенные поезда?
Не надо отказываться – надо их освоить. В первую очередь, надо сделать резервный состав. Если мы не можем обеспечить надежную работу, должен быть адекватный поезд, который всегда мог бы быть на подхвате. А во вторую – усовершенствовать техническую базу, чтобы персонал более предметно работал – диагностировал колею и поезд перед его выходом на линию. Как для того, чтобы освоить «боинг» или «эйрбас», у нас люди по году заканчивали курсы, отрабатывали на тренажерах… Это же сложная техника.
Помните слова г-на Азарова, что Украина больше не будет закупать «хюндаи», а перейдет на продукцию нашего Крюковского завода? Насколько это реально в ближайшее время?
Я был бы рад, если бы Крюковский завод производил технику, которая лучше, чем «хюндаи». Но пусть они пустят хотя бы одну линию. Может, они за последнее время сделали огромный шаг вперед, но, когда я с ними занимался, они много делали, чтобы совершенствоваться, но не были готовы к такой работе. К тому же, «крюковцы» могут делать только вагоны, а не тягу.
Какую ответственность должно понести нынешнее руководство Минтранса и «Укрзализницы» за провал с корейскими поездами?
Безусловно, люди, которые сделали этот гешефт, должны нести ответственность. Государство же огромные деньги потратило. Но самое страшное не в этом – благодаря этому гешефту, у людей выработалось недоверие к новой технике и новым технологиям. А времени возвращаться назад у нас нет – мы должны двигаться вперед. Нам надо внедрять новые поезда и новые технологии – невозможно на тележках въехать в 21-й век. Железная дорога, безусловно, требует перехода из второго технологического уровня хотя бы в четвертый. Европа работает сегодня на пятом уровне, а «хюндаи» – это четвертый. Но «хюндаи» – это всего 10 поездов по 9 вагонов, а в «Укрзализнице» 7600 пассажирских вагонов.
Кстати, г-н Колесников, комментируя поломки «хюндаев», делает акцент на том, что эти поломки составляют мизер в числе общих поломок и задержек поездов. Просто именно им уделяется излишнее внимание.
Все поезда ломаются, но люди этого не видят. Если сломался электровоз, его тут же поменяли на другой, и никто об этом не знает. А в «хюндае» так не сделаешь. 90 вагонов (и тех еще всех нет) против 7600 из общего числа – это немного больше процента. Но когда с ними так часто случаются различные неполадки, а пассажир платит вместо 100 гривен 450, конечно, возникает вопрос – за что деньги заплатили?
Говоря об истории с «хюндаями», вы постоянно повторяете о чьем-то «гешефте». Вы не допускаете мысли, что просто где-то недосмотрели, спешили к Евро?..
Извините, но был проработан вариант о производстве этих поездов в Украине на совместном предприятии в Харьковской области. И корейцы были готовы к этому варианту. Так почему потом все поменяли?
В Минтрансе заявляли, что не успевали по срокам к чемпионату.
И сколько поездов работало на Евро? Аж четыре. Евро тут вообще не причем. Когда я вел переговоры с корейцами, то не говорил, что мы делаем это под чемпионат. Сама постановка вопроса, что новые технологии запускаются под Евро – это абсурд.
Вы считаете правильным, что Рада специально удешевила билеты исключительно на «хюндаи», освободив их от НДС?
Это – продолжение лоббирования. То есть запущена несовершенная финансовая схема и чтобы показать, что она работает, отказываются от НДС. Не может быть такого, чтобы старые вагоны давали НДС государству, а новые хорошие не давали. Что это за прогресс такой? Новый вагон наоборот должен давать возможность больше зарабатывать и железной дороге, и государству. Просто в заведомо неправильной концепции все накладывается друг на друга.