«Пропало все!»: как регионалы провалили первые голосования года

Репортаж из Рады

Два дня, которые надо доработать Верховной Раде перед длительными каникулами, выглядят для депутатов из обоих лагерей той еще обузой. «Регионалов» решил привести в рабочее состояние после новогодних праздников Виктор Янукович, который внес в парламент кандидатуру на главу НБУ. Тон «смсок», которыми сгоняли в сессионный зал расслабившихся нардепов, показывал, что прервать затянувшиеся новогодние гуляния им было нелегко.

Оппозиция, в свою очередь, понимая постпраздничные проблемы оппонентов, на согласительном совете ожидаемо потребовала от большинства личного голосования. Иначе обещала «принять меры». В сессионном зале действительно давненько не было «тяни-толкая», которым порадовали народные избранники в первые дни своей работы, и оппозиции явно было пора напомнить о себе. С другой стороны, «свободовцы» вроде как пытаются уйти от имиджа главных забияк и устраивать штурмы президиума на ровном месте воздерживаются.

Поэтому, продемонстрировав слегка опешившим от новых раскладов «регионалам», что физическое превосходство теперь не на их стороне, оппозиция ищет поводы вставить свои пять копеек в планы большинства. Причем большинства, которое отнюдь не кажется таким монолитным, как в прошлом созыве. Так что простое требование персонального кнопкодавства, как мы увидели, весьма эффективно парализует работу парламента.

На десять утра «региональные» ряды визуально если и не зияли пустотами, то были с пробоинами. Регистрация депутатов в зале показала цифру в 379 душ. Понятно, что не все отсутствовавшие представляли большинство («батькивщиновец» Андрей Шевченко, например, стал очередной жертвой «Аэросвита» и застрял в Бангкоке), но для результативного личного голосования такое число выглядело критично. Владимир Рыбак открыл заседание поздравлением именинников, присягой трех новых нардепов и объявлением о создании пары межфракционных групп – «За Львовщину» и православно-антифашистской под руководством Вадима Колесниченко.

Собственно, на этом работа и завершилась: Олег Тягнибок потребовал перерыва для консультаций и попросил через секретариат заблокировать карточки тех, кто не зарегистрировался письменно. Рыбак объявил перерыв на полчаса и лидеры фракций удалились посовещаться.

Тем временем уже успевший «наметать глаз» в президиуме вице-спикер Руслан Кошулинский рассказывал, что, по его подсчетам, необходимого большинства для поддержки кандидатуры Игоря Соркина нет. Поговаривали, что проблемы могут возникнуть не только с самовыдвиженцами, которые теперь будут желать бонусов за каждое голосование, но даже с некоторыми «регионалами». В партии-де много недовольных резким ростом молодой поросли а-ля Арбузов, которую связывают с пресловутой Семьей. Андрей Клюев, традиционно ответственный за организацию голосований, – якобы один из таких недовольных. Поэтому сложности с проведением через Раду кандидатуры главы Нацбанка должны были дать четкий сигнал новым героям, что схвачено у них еще далеко не все.

Облегчали ситуацию голоса коммунистов, которые, похоже, возвращаются к плотному сотрудничеству с властью.

«Конечно, будем голосовать, – говорил «Главкому» Спиридон Килинкаров. – Рада – это единственный орган, который может назначить главу НБУ. Потому что когда шандарахнет гривна, надо будет с кого-то спрашивать!»

Оппозиция от голосования открещивалась. Мол, и отчет Арбузова надо бы выслушать и слово самому Соркину дать. Тот присутствовал в ложе, но его «самопрезентация» не была запланирована.

Когда Рыбак возобновил заседание, стало понятно, что эпопея затянется еще дольше. Слово взял Арсений Яценюк, который начал с того, что «для Украины не важно, какая фамилия будет у главы Нацбанка» и озвучил требования оппозиции – включение в повестку дня вопросов о курсе на евроинтеграцию, декриминализации статей УК, по которым судили Луценко и Тимошенко, и амнистии. Пока Арсений ставил ультиматумы, к трибуне струйками потянулись соратники по оппозиции и взяли одного из своих лидеров в кольцо, а Сергей Власенко поднялся в президиум, где с улыбкой пожал руки Калетнику и Рыбаку, и стал рядышком с ними. «Регионалы» без особого энтузиазма последили за этими передвижениями, и спикер объявил бессрочный перерыв для дальнейших консультаций.

При этом Рыбак заявил, что на подготовительном совете озвученные Арсением вопросы не поднимались, но, как рассказывали оппозиционеры, спикер предпочел просто не услышать говорившего об этом в среду Сергея Саса. Такая неожиданная смена оппозиционной тактики предполагала несколько вариантов дальнейшего развития событий.

Первый. «Регионалы» ставят требования оппозиции в повестку дня, дружно их проваливают и возвращаются к голосованию за своего главу НБУ.

Второй. Блокирование продолжается два дня, Соркин остается и.о., депутаты расцеловываются и уходят на каникулы.

Третий. «Регионалы» пытаются силой расчистить президиум, чтобы провести нужное голосование.

Последний вариант начисто отверг в разговоре с «Главкомом» один из «регионалов», постоянно появляющийся в гуще боевых действий:

«Да зачем оно нам надо? Мы же понимаем прекрасно, в каком они сейчас положении – их богиня два дня сидит на унитазе, что-то там требует… Понятно, что они должны показать, что у них тоже есть яйца. Тем более что это же не так как мы в свое время – два месяца блокировали против НАТО, а тут надо пару дней всего простоять – и типа дело свое сделали».

Рядовые оппозиционеры признавали, что были ни сном ни духом о планах своего руководства и какой выход будет найден из этого странного противостояния, сказать затруднялись. Более того, намекали на то, что их партийное руководство фактически играет на стороне «регионалов», давая им возможность собрать недостающие голоса. То, что на диктофон опасаются говорить «брендированные» нардепы, озвучивают внефракционные вроде Олеся Дония.

«Есть такое выражение – иллюзия оппозиционной деятельности, – говорит Доний. – Складывалось впечатление, что сегодня у «регионалов» не было 226 голосов, и, чтобы они не опозорились, на помощь им пришла оппозиция. То есть часть партбоссов, не ставя в известность депутатов своей фракции, де-факто помогла «регионалам» выиграть то ли часы, то ли дни для позитивного голосования за главу Нацбанка. Теперь как великий компромисс дадут проголосовать и провалить вопросы, о которых говорил Яценюк, а после этого выберут главу НБУ. Оппозиция же будет рассказывать об огромном оппозиционном давлении. Такое впечатление, что оппозиционная деятельность сводится к фикции».

Вечернее заседание, в итоге, началось в штатном режиме. «Блокирование» в какие-то моменты приобретало совсем уже фарсовые формы, когда в президиуме сидел всего один одинокий оппозиционер, ковырявшийся в телефоне. Как и ожидалось, в повестку дня были внесены все оппозиционные законопроекты, но оппозиция снова завела разговор о блокировке карточек отсутствующих. Рыбак делал вид, что не слышит этой просьбы, и по-отечески уверял депутатов голосовать только за себя.

Во время сигнального голосования за повестку дня (за – 318) Яценюк заметил, что депутаты Царев, Клюев и Наконечный голосовали, хотя в зале их не видать. И пригрозил снова заблокировать работу парламента. Оппозиция дружно начала требовать отчета бывшего главы Нацбанка Сергея Арбузова, растратившего миллиарды из золотовалютных резервов, и его отставку до этого момента пообещала не поддерживать.

В итоге, за лишение Арбузова полномочий под радостные возгласы из оппозиционной части зала набрались всего 217 голосов, а за возвращение к вопросу – 221. Соответственно, отпала необходимость рассматривать назначение Соркина.

Если некоторые «регионалы» и нажимали кнопки за соседей, то «пианино» было очень стеснительным. Во всяком случае, по результатам голосования видно, что карточки многих «бело-голубых» хоть и были в гнездах, но не голосовали. При этом, правда, прекрасно голосовали карточки недавно назначенных министров Игоря Прасолова (его так и не удалось лишить депутатских полномочий) и Павла Лебедева.

Сегодняшний день показал, что большинство у «регионалов» очень шаткое. И дело не столько во фракционной дисциплине, сколько в кристаллизации групп по интересам как внутри Партии регионов (говорят, в частности, о том, что кандидатура Соркина не вызывала восторга ни у Клюева, ни у Левочкина), так и среди местами лояльных ей самовыдвиженцев. Если так пойдет дальше, то власти, глядишь, придется идти на то, с чем она пока никак не ассоциировалась, – на компромиссы.