Адвокат Тимошенко: В деле с пожизненным сроком экс-премьера лишают защиты

Тимошенко лишают возможности защищаться в деле об убийстве депутата, которое уже в ближайшие дни может попасть в суд.

Тимошенко лишают возможности защищаться в деле об убийстве депутата, которое уже в ближайшие дни может попасть в суд. Об этом в интервью DW сообщил адвокат экс-премьера Александр Плахотнюк.

По состоянию на 19 января никто из защитников Юлии Тимошенко не имеет официального уведомления о том, что их подзащитной «сообщено о подозрении» в деле об убийстве депутата Евгения Щербаня. В то же время в пятницу, 18 января, генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка на брифинге сообщил о том, что экс-премьеру «сообщено о подозрении». Генпрокурор добавил, что «следственные действия в этом деле закончены», и уточнил, что по соответствующей статье уголовного кодекса экс-премьер Украины может быть осуждена к пожизненному заключению. Напомним, речь идет об убийстве осенью 1996 года народного депутата Украины Евгения Щербаня и еще нескольких лиц в донецком аэропорту.

DW: Господин Плахотнюк, вас, как защитника Юлии Тимошенко, или кого-то из ваших коллег уведомили о том, что подзащитной сообщили о подозрении в деле об убийстве? У вас на руках есть официальные документы от генеральной прокуратуры?

Александр Плахотнюк: Нет. Все сведения об этой ситуации мы имеем исключительно из заявления Пшонки на брифинге. Официально мы ни о чем не знаем. У нас на руках этого документа нет. Но даже если предположить, что Юлии Владимировне вчера было сообщено о подозрении, и что Пшонка сказал правду о том, что материалы этого производства переданы в Качановскую колонию и адвокаты могут с ними ознакомиться, это может означать только то, что Тимошенко и ее защиту фактически лишили права защищаться.

- Что вы имеете в виду? Украинские власти не один раз заявляли, что новый Уголовный процессуальный кодекс как раз расширил возможности защиты...

- Наоборот. Вчерашнее сообщение Пшонки засвидетельствовало, что новый УПК предусматривает право на нарушение права на защиту. Эта ситуация, в которой мы пытаемся сейчас разобраться, свидетельствует о схеме, которой боялись все защитники: когда сегодня сообщают о подозрении, а завтра - материалы отправляют в суд.

Поясню. С момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований следователь получает возможность проводить гласные и негласные следственные действия, то есть, не сообщая самому лицу, собирать в отношении него доказательства. И делать это столько, сколько захочет - год, два... Право на адвоката у лица появляется только с момента сообщения о подозрении. Лишь с этой стадии адвокат может принимать участие в следственных действиях и начать собирать доказательства невиновности подзащитного.

- То есть, Тимошенко и ее защита в этом деле об убийстве фактически лишены возможности собрать доказательства в свою пользу?

- Слова Пшонки о том, что следственные действия по этому делу завершены, означают, что уже завтра следователь, уладив еще несколько формальностей, может передать дело в суд. За это время адвокат ни физически, ни теоретически, ни практически - никак! - ничего не может сделать.

Нам известно лишь то, что Тимошенко по этому делу ни разу не допрошена. Вчерашняя процедура сообщения ей о подозрении также вызывает вопросы. Когда это было сделано - однозначно неизвестно. По состоянию на 13 часов вчера состояние здоровья Тимошенко не позволяло проводить с ней следственные действия. Об этом заявлял главврач ЦКБ. По состоянию на 15.30 ей также не было ни о чем сообщено, поскольку в это время от нее вышел защитник.