Тимошенко – разменная карта Януковича?
Генеральная прокуратура Украины, а вслед за ней и оппозиция возобновили производство и показ новых серий национальной «Санта-Барбары»
Генеральная прокуратура Украины, а вслед за ней и оппозиция возобновили производство и показ новых серий национальной «Санта-Барбары» под условным названием «Любовники Юлия Тимошенко и Павло Лазаренко убивают конкурента». На днях в украинские газеты было «слито» так называемое «Сообщение о подозрении» об убийстве депутата и бизнесмена Щербаня, которое несколько дней назад было вручено заключенной экс-премьеру в палате Харьковской железнодорожной больницы, где вот уже почти год практически безуспешно ее лечат вахтовым методом врачи немецкой клиники «Шарите» от болей в позвоночнике. Причем, как только подходит назначенный судом день рассмотрения текущего дела о долгах и неуплате налогов «Едиными энергетическими системами Украины» (ЕЭСУ), которые в свое время возглавляла Тимошенко, состояние ее, как назло, резко ухудшается. В последний раз, как сообщал ее адвокат Сергей Власенко, «мне показалось, что она умерла».
Бесплатный «концерт», который Юлия Владимировна вместе с тремя депутатками от партии «Батькивщина» устроила перед последним вызовом в суд на прошлой неделе, по накалу страстей превзошел, пожалуй, все предыдущие «выступления». Соратницы заключенной, придя к ней на четырехчасовое свидание, отказались покидать больницу, объявив, что остаются с Тимошенко проявлять непокору (неповиновение) до тех пор, пока не будут удовлетворены все ее требования – демонтировать в палате видеокамеры, заменить мужчин-охранников на женщин и т.д.
Однако удержать круговую оборону женщинам не удалось. Через день, зачитав депутаткам судебное решение о том, что они нарушают закон, их, как рассказывают они сами, просто «выбросили из комнаты в больничный коридор в полуобнаженном виде в шесть часов утра». Однако, несмотря на моральные (а возможно, и репутационные) потери, цель «операции» была достигнута: назначенный на этот день суд по «делу ЕЭСУ» был в 19-й раз перенесен – на 12 февраля сего года. Чего, собственно, и добивалась сама Тимошенко и ее соратники. Однако, судя по развитию сюжета, власти намерены теперь во что бы то ни стало доставить «симулянтку» на судебное заседание.
Ответ не заставил себя ждать. После того как Сергей Власенко, депутат Верховной рады Украины и защитник Тимошенко, объявил прессе, что ему с трудом удалось проникнуть к своей подопечной в душ (здесь она продолжает акцию неповиновения), следствие нанесло еще один ощутимый удар по экс-премьеру, вручив ей тот самый документ с интригующим названием «Сообщение о подозрении». Причем, «умершая» Тимошенко на официальном видео, тут же размещенном Генеральной прокуратурой на своем сайте, принимает и слушает ее представителя вовсе не в душе, а на кухне своей vip-палаты, сидя за столом с чашкой чая. Назвать ее больной – язык не поворачивается: на видео – хорошо одетая, ухоженная и адекватная женщина. Однако это не помешало ее дочери и официальной защитнице Евгении через день на пресс-конференции заявить, что «здоровье мамы снова ухудшилось, и она не встает».
Что же так подкосило за одни сутки Юлию Владимировну? Выходит, предъявление нового обвинения, которое, наконец, сумели вручить «под запись» все время болеющей заключенной. Экс премьер-министру инкриминируется сговор с другим бывшим премьером Павлом Лазаренко с целью организации убийства конкурента на торгово-газовом рынке Украины Евгения Щербаня — 16 лет назад.
Забавно, что при этом следователи не постеснялись указать, что, по свидетельству помощника осужденного в США бывшего премьера, Тимошенко и Лазаренко были еще и любовниками. К слову, в августе прошлого года Юлия Владимировна обратилась в Гамбургский окружной немецкий суд с требованием запретиь нынешнему главе украинского правительства Николаю Азарову ссылаться в немецких СМИ на документы американских судов и делать заявления о причастности Тимошенко к коррупции и к «делу Лазаренко» в качестве соучастницы. (Азаров говорил об этом во время поездки в Германию.) Как говорится, любовь — любовью, а денежки – врозь. Немецкий суд отказал Тимошенко в иске.
Однако вернемся к документам. «Сообщение о подозрении» насчитывает 17 страниц и описывает украинские «войну и мир» за передел рынка продажи российского газа в мутные 1990-е. Впрочем, детальными описаниями мошеннических схем с применением офшоров, позволявших тогдашним «бизнесменам» уходить от налогов, сегодня уже вряд ли кого удивишь. Однако в документе есть несколько новых моментов, которые вполне тянут на сенсацию.
Одна из них – Тимошенко лично встречалась с убийцами бизнесмена и депутата Евгения Щербаня для обсуждения деталей и оплаты их «работы». Как утверждается, с потенциальным организатором убийства конкурента уголовным авторитетом Александром Мильченко по кличке Матрос ее познакомил сам Павло Лазаренко. Это следует из такого пассажа «Сообщения»: «Во время одной из встреч, которая состоялась в первой половине 1996 года, Юлия Тимошенко и Павло Лазаренко, действуя по предыдущей договоренности между собой, заказали Матросу убийство Евгения Щербаня, гарантировав ему за это оплату вознаграждения в сумме 3 миллионов долларов и, по просьбе Матроса, содействие в приватизации Царичанского завода минеральных вод». (В документе уточняется, что Павел Лазаренко в 1996-1997 годах таки помог Мильченко прихватить это предприятие. Пацан сказал – пацан сделал.)
Дальше следователи живописуют, где и как именно встречалась Тимошенко с бандитами. «Для обсуждения условий выплаты вознаграждения за убийство Щербаня в первой половине 1996 года Юлия Тимошенко лично встречалась с Александром Мильченко и одним из руководителей банды – Евгением Кушниром в отеле «Национальний», что располагался в доме №5 по улице Липской в городе Киеве, где она постоянно проживала. Во время указанной встречи Кушнир договорился с Тимошенко о том, что он и его с Рябининым (еще один криминальный авторитет – А.Я.) преступная группировка будет исполнять ее с Лазаренко заказ о выполнении преступлений, за что последние должны отдавать им часть прибыли от своей предпринимательской деятельности».
В тексте документа не указывается, откуда у следствия появились новые доказательства (аудиозаписи, свидетельские показания и т.д.). Большинство членов банды Кушнира (как и он сам) уже давно на том свете. Возможно, свидетельствовал Вадим Кириченко, подельник экс-премьера Павла Лазаренко, сдавший его с потрохами правоохранительным органам США. Однако до сих пор ничего об этом не было известно. Хотя в американском обвинительном приговоре Лазаренко и указывается на показания его подельника о том, что Тимошенко якобы перечисляла деньги за убийство Щербаня. Но это была не более чем общая фраза, которая американский суд и не могла заинтересовать – преступление произошло не в США, а на Украине.
В ходе допроса Кириченко украинскими следователями в прошлом году таких подробностей тоже не возникало. И уж совсем фантастически выглядят предположения, что Лазаренко сам мог дать такие показания украинским дознавателям: кто ж станет свидетельствовать против себя. Представители Лазаренко уже распространили его заявление о том, что он не имеет никакого отношения к убийству Евгения Щербаня и что Генеральный прокурор Пшонка и его заместитель Кузьмин, которые говорят об этом публично, должны отвечать за эти утверждения в уголовном порядке.
Как сообщают следователи, Тимошенко и Лазаренко в общей сложности заплатили бандитам за убийство конкурента 2 миллиона 829 тысяч долларов. Причем, сделали это несколькими траншами, отдав полмиллиона сразу же после исполнения заказа. Последний платеж якобы поступил спустя 15 месяцев после преступления. Здесь удивляет два момента: запредельная сумма плюс обещание бандитам делиться с ними доходами от бизнеса. А также – расчет с ними за убийство в рассрочку, частями.
В документе это объясняется тем, что, уплатив Мильченко (Матросу) полмиллиона «зеленых» наличными, Тимошенко и Лазаренко не спешили отдавать оставшуюся сумму. «Всвязи с этим, — пишут следователи, — помощник Лазаренко – Кириченко – по просьбе Матроса встретился с Тимошенко и сообщил ей о недовольстве Матроса с задержками выплат второй части денег за произведенное убийство Щербаня, на что Тимошенко сказала, что заплатит».
Но едва ли не самое уязвимое место Генпрокуратуры во всей этой новой заварухе на Украине – сам прокурор Виктор Пшонка и его заместитель Ренат Кузьмин. Ведь в то время, когда происходила история с убийственным переделом сфер влияния на газотрейдерном рынке Донецкой области, именно Пшонка был прокурором области, а Кузьмин – его заместителем. Почему же они 16 лет назад, когда велось следствие, ничего не предприняли для выяснения истинной роли Тимошенко и Лазаренко в организации, подготовке и оплате убийства бизнесмена и депутата Щербаня (за компанию была расстреляна вся его семья, а также несколько случайных людей, оказавшихся рядом)? Или тогда перед прокурорами стояли цели и задачи, наоборот, – сделать все, чтобы не всплыло имя этой «сладкой парочки»? Это позже они оказались в тюрьме (по разные стороны океана), а тогда ведь были хозяевами жизни. Чужой – тоже.
Пока реакция на открытие в отношении Тимошенко нового уголовного дела со стороны Европы, устроившей настоящую истерику, когда ее осудили за служебный подлог при подписании российско-украинского газового контракта, вялая. Хотя, судя по тому, что оппозиция уже добилась встречи с Генеральным секретарем Совета Европы Торбйорном Ягландом и рассказала ему, что «сегодня на Украине борьба идет уже не за ключевые права – свободу слова, на митинги, на непредвзятый и честный труд, а фактически идет бротьба за право человека на жизнь», очередная волна требований от комиссаров из Европы освободить «ни в чем не виновную» Тимошенко вот-вот накроет Украину.
В контексте вновь открывшихся обстоятельств по уголовным делам Тимошенко возникает еще один щекотливый и для Европы, и для Украины момент. Известно, что на 26 февраля с. г. назначен долгожданный саммит Украина-ЕС, на котором предполагалось подписать договор об ассоциативном членстве Киева в Европейском союзе. Понимая, что любое телодвижение против бывшего премьера в ЕС воспринимается как нарушение прав человека, зачем же накануне этого судьбоносного для страны события украинские прокуроры решили так вызывающе дразнить европейских «гусей»?
Все это очень похоже на то, что власти Украины, разыгрывая новое уголовное дело против Тимошенко, именно и рассчитывают на срыв подписания договора об ассоциации с ЕС, надеясь загрести жар с помощью гнева самих еврокомиссаров. Экс-премьер, видимо, стала разменной картой в политической игре Киева, который надеется убить сразу двух зайцев: и Тимошенко навсегда упечь на нары, и вину за возможный срыв подписания договора с ЕС переложить на Запад. Говорим Европейский союз, подразумеваем Таможенный?