Власть проиграет киевские выборы
Закон о местных выборах подыграет оппозиции на киевской гонке
Судя по последним заявлениям главы Верховной Рады Владимира Рыбака, а также по оживлению киевской оппозиции, в конце весны 2013 года нас таки ожидают выборы мэра и Киевсовета. И по действующему закону оппозиция имеет все шансы их выиграть.
Спикер прогнозирует избирательную гонку на конец мая, хотя никаких действий для их проведения мы пока не видели. В оппозиции намекают, что власть уже начала агиткампанию, а потому и сами проявили признаки жизни. 23 января киевская организация «Батькивщины» провела конференцию, на которой были оглашены имена кандидатов на выборы в Киевсовет.
Напомним, что в мае 2013 года закончится пятилетний срок полномочий Киевсовета, а мэра в городе официально нет с июня 2012 года. Отсутствие законного мэра объясняли целями экономии, мол, надо подождать 2013, чтобы избрать и главу города, и Киевсовет. Отмашку для начала выборов должна дать Верховная Рада своим постановлением, и с этого момента стартует 60 дневная избирательная кампания.
-- Избирательная система и округа
Пока власть и оппозиция определяется с кандидатами, самое время взглянуть на избирательную систему, по которой, если все сложится, киевляне в мае выберут Киевсовет. Две последние избирательные гонки в столице проходили по чисто пропорциональной системе. Но в 2010-м приняли новый закон о местных выборах – ввели смешанную систему. Местные выборы в столице в 2010 году не проходили, а потому только сейчас появится возможность вкусить все прелести «смешанки».
Если следовать букве ныне действующего закона, то выбирать Киевсовет мы будем так же, как и Верховную Раду. 60 депутатов – по партийным спискам, еще 60 - в мажоритарных округах.
С партийной составляющей все понятно – после парламентских выборов можно не сомневаться в полной и безоговорочной победе оппозиции. Напомним, что суммарно три оппозиционные партии «Батькивщина», «Удар» и «Свобода» набрали в столице 73%. Партия регионов и коммунисты вместе не дотянули даже до 20%.
С мажоритаркой чуть сложнее. Хотя власть так и не смогла выиграть ни одного столичного округа на парламентских выборах, но технологию подкупа избирателей, подтасовки и манипуляции результатами отработала досконально. История с отменой результатов в 223 округе лучшее тому доказательство.
В любом случае, результат провластных кандидатов, выступавших в роли самовыдвиженцев, был солидным. Исход голосования решал бренд Объединенной оппозиции – «Батьківщини». Тем не менее, во многих случая разница между оппозиционными победителями и ставленниками власти составляла всего несколько тысяч голосов. И это при избирательном округе в 150-170 тысяч избирателей.
На выборах в Киевсовет округа будут значительно меньше. По актуальным данным ЦИК, в Киеве зарегистрированы 2,16 миллиона избирателей. Если поделить это число на 60 округов, получится среднее количество избирателей в округе – около 36 тысяч. Учитывая, что явка на выборах в Киеве редко когда составляет больше 60%, судьбу победителя будут определять 15-20 тысяч киевлян. А чем меньше избирателей, тем проще админресурсу корректировать результат.
Но тот же опыт Киева на парламентской гонке показал – согласованный кандидат от оппозиции выносит соперника в одни ворота, а при хорошей организации результат можно защитить даже в целиком подконтрольной власти избирательной комиссии. К тому же, на местных выборах понятия «самовыдвиженец» нет, а потому проталкивать своих людей под таким соусом Партии регионов будет сложнее.
Понимая всю сложность ситуации, некоторые представители власти артикулируют идеи, как все же переиграть оппозицию. Особого внимания заслуживает заявление секретаря Киевсовета Галины Гереги о внедрении чисто мажоритарной избирательной системы.
Логика Гереги понятна – 120 мажоритарных округов – это тысяч по 15 в каждом. На участки придут тысяч по 7-8 – прекрасное поле для разгула админресурса, основы которого Герега познала в борьбе со свободовцем Ильенко.
«При желании закон о местных выборах позволяет фальсифицировать выборы, там самая спорная норма о праве территориальной комиссии снимать кандидатов с регистрации. С другой стороны, при желании честные выборы также можно провести. Не думаю, что внедрение чистой мажоритарки в Киеве спасет власть. Парламентские выборы показали – она проигрывает здесь даже мажоритарку. Хотя меньшие по количеству избирателей округа дадут лучшее поле для манипуляций», - считает глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко.
Оппозиционеры же уверены, что перехода на мажоритарку не будет. «Я был у главы Верховной Рады Владимира Рыбака. Мы говорили о дате выборов в Киеве и его видение формата их проведения. Никакой информации о правках к закону и изменениях избирательной системы не было. Мы исходим из того, что выборы будут проходить по смешанной системе: 60 депутатов избираются в мажоритарных округах, 60 – по спискам. Все остальное - это личная инициатива госпожи Гереги», - заявил «Главкому» глава киевской «Батькивщины» Юрий Одарченко.
Да и невозможно сделать в Киеве одну избирательную систему, а по всем другим органам местного самоуправления страны – другую. Принятие таких правок в закон будет выглядеть совсем неприлично. Не говоря о том, что такой финт нарушит ратифицированную Украиной Хартию о местном самоуправления. Там указано, что все субъекты местного самоуправления должны иметь равные условия избрания. Хотя Партия регионов не раз показывала, что такие «мелочи» для них не проблема.
-- Неожиданный козырь оппозиции
Но даже не избирательная система, помимо нелюбви киевлян к Партии регионов, несет главную опасность для власти в столице. На то, чего им реально стоит бояться, недавно намекнула та же Галина Герега. Она выразила недовольство, что, мол, не сама киевская громада определяет состав киевской окружной избирательной комиссии, а ЦИК. И предложила передать это право подконтрольному Банковой Киевсовету. Правда, сказав «а», Герега не сказала «б», не уточнила, что же ее так пугает в нынешнем порядке формирование избирательных комиссий.
Залог успеха фальсификаций на парламентских выборах крылся в полном контроле над всей вертикалью избирательных комиссий. Оппозиция гарантированно имела лишь по 2 члена во всех комиссиях – одного по прописанной в законе квоте фракции БЮТ, одного по квоте «НУНС». Троих контролировала власть через квоту ПР, КПУ и Блока Литвина. Остальных власть себе подмахнула «честной жеребьевкой», когда места в комиссиях получили технические партии – проекты власти.
Но в законе о местных выборах прописана абсолютно иная процедура. Согласно 22 статьи документа, максимальное число членов территориальной комиссии – 18 человек, их назначает Центральная избирательная комиссия. Но 15 членов попадает на квоту парламентских фракций. Еще троих «жеребят» из числа претендентов, поданных другими участниками избирательного процесса – помимо парламентских партий, имеющих свои фракции в Верховной Раде.
Напомним, на момент принятия этого документа в парламенте было 5 фракций: две оппозиционные - «НУНС» и БЮТ, а также три провластные – Партия регионов, КПУ и Блок Литвина. Потому коалиция без проблем приняла норму, что почти весь состав территориальных избирательных комиссии на местных выборах определяют парламентские фракции – по три члена от каждой. Тогда выходило, что у власти 9 членов, у оппозиции – 6. Фактически, власть имела полный контроль.
Но вся загвоздка в том, что сейчас расклад сил в Верховной Раде противоположный – три фракции оппозиции, и всего две – провластные. А потому на киевских выборах оппозиция будет контролировать по 9 членов в районных территориальных избирательных комиссиях, и самое главное – Киевской городской территориальной комиссии, которая и будет руководить всем избирательным процессом в столице.
9 гарантированных членов – это ровно половина состава, и даже, если власть сумеет как-то «отжеребить» себе еще троих, то у них также будет 9 человек. При таком раскладе сил оппозиция совместными действиями без проблем заблокирует все попытки фальсификаций. Никаких историй, как в 223 округе, не будет в принципе.
Более того, оппозиция фактически будет иметь большинство в территориальных комиссиях и принимать только выгодные ей решения. Согласно закону, участковые комиссии полностью формируются путем жеребьевки. Но проводить его снова ж таки будет территориальная комиссия, где, как уже было указано, в оппозиции будет большинство или же силы будут равны. То есть, махинаций образца 2012 года не будет.
Выходит, в оппозиции будет и тотальная поддержка населения, и контроль в избиркомах. К этому добавим, что к киевским выборам будет привлечено внимание всей Украины, а оппозиция сможет чуть ли не к каждому избирательному участку приставить по народному депутату. Выигрывать выборы в такой ситуации для Партии регионов будет абсолютно нереально.
Народный депутат многих созывов, автор нескольких избирательных законов Юрий Ключковский считает, что с такой схемой формирования комиссий закон не устроит власть, и перед киевскими выборами его поменяют.
«В законе о выборах местных советов прописано, что 15 из 18 членов территориальных избирательных комиссий назначаются по квоте парламентских партий. По этой норме, на грядущих киевских выборах 9 членов теризбиркомов будут представлять оппозицию – по три от каждой фракции, и 6 человек – представители ПР и КПУ. Трех остальных определят путем жеребьевки. Если выборы таки будут оглашены, то ЦИК назначит новые теризбиркомы именно таким путем. Потому мне кажется, что власть попытается поменять закон», - сообщил Ключковский.
-- Что делать власти
Формально в Партии регионов пока отрицают планы внесения каких-то то поправок в закон о выборах депутатов Верховной Рады АРК, местных советов и сельских, поселковых, городских голов.
«Планов менять этот закон нет. Этот закон и избирательная система хорошо зарекомендовала себя на местных выборах. Не вижу оснований для изменений. Есть партийное представительство, есть и представительство громады в мажоритарной составляющей. Я не слышал, чтобы кто-то в партии или фракции предлагал или обсуждал проекты внесения изменений в закон о местных выборах», - сообщил в комментарии «Главкому» народный депутат от ПР Владимир Олийнык.
Сейчас планов, конечно же, нет. Но появятся ли они ближе к выборам, когда в ПР осознают, что потеряют контроль над избирательными комиссиями? Ведь самое простое в этой ситуации таки в последний момент исправить закон: поменять избирательную систему и, самое главное, переписать процедуру формирования территориальных избирательных комиссий. Только так у Партии регионов появится шанс не потерпеть полное фиаско на грядущих выборах.
Еще один вариант – постараться наплодить в парламенте еще несколько фракций. Правда, законом о регламенте такая возможность не предусмотрена. В статьях 57 и 58 четко указано, что фракции формируются только на первой сессии партией, преодолевшей 5% барьер. К тому же оговорено, что одна партия может формировать только одну фракцию. Но если очень надо, то креативные регионалы наверняка смогут выдумать схему, как эти нормы обойти.
Другой вариант еще проще – вообще не проводить выборы в Киеве. Придумать сказку о том, что денег в бюджете на них нет, а потому пусть нынешние депутаты поработают еще какое-то время. Да и проблема отсутствия крепкого кандидата на пост мэра таким образом можно решить. Опять таки, это будет выглядеть более чем не красиво, нарушит все основы местного самоуправления. Но в нынешней Украине к этому не привыкать.
Решать вопрос с выборами в Киеве надо будет уже на февральской сессии Верховной Рады. Тогда и увидим, какое решение найдут в ПР «киевской проблеме».